- Эффективное развитие компании: развитие бизнеса и системы управления
- Особенности развития недавно созданной компании (стартап)
- Особенности развития компании, созданной ранее (НЕ стартап)
- Общие проблемы развития (start up и НЕ start up)
- Технология эффективного развития компании
- Секреты успешного бизнеса
- Способы достижения успеха в бизнесе
- Законы успеха в бизнесе
- От чего зависит успех
- Как успех зависит от размера прибыли
- Ошибки начинающих предпринимателей
- Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес
- Как увеличить прибыль
- 10 факторов успешного бизнеса
Эффективное развитие компании: развитие бизнеса и системы управления
Данный раздел сайта может быть интересен и полезен тем, кто только что завершил проект по созданию своего бизнеса и тем, кто это сделал несколько лет (или даже десятилетий) назад.
Понятно, что в этих двух случаях компании находятся на разных стадиях развития, им приходится решать разные задачи, в их распоряжении находятся ресурсы, объем которых может быть несопоставим.
Разный масштаб бизнеса и разные возможности у этих двух типов компаний (особенно, если только что созданная компания относится к малому бизнесу), естественно, могут влиять на разработку их программ развития.
Но тем не менее вне зависимости от масштабов компании и стадии ее развития есть ряд базовых принципов, которые обязательно должны использоваться при разработке и реализации программы дальнейшего развития.
В данном разделе сайта рассмотрены все эти базовые принципы и, конечно же, уделяется внимание различным нюансам, которые свойственны компаниям различного масштаба бизнеса и находящимся на разных стадиях развития.
Перед тем, как подробно рассмотреть технологию эффективного развития компании нужно все-таки начать с описания особенностей, которые связаны с этими двумя вышеописанными ситуациями:
Особенности развития недавно созданной компании (стартап)
Вы только что создали свою компанию. Вас можно с этим поздравить. При этом у вас должно быть четкое понимание того, что предстоит пройти еще очень большой путь прежде чем вы создадите настоящую бизнес-машину, работающая на вас.
Кстати нужно напомнить о том, что еще на стадии планирования проекта по созданию вашего бизнеса желательно четко зафиксировать его границы. То есть определить критерии его завершения – определить условия, выполнив которые можно будет считать, что вы создали компанию, которую теперь можно активно развивать.
Причем по-хорошему, проект по созданию бизнеса должен завершаться разработкой четкой программы развития вашей компании. Естественно, что по мере реализации данной программы развития в нее могут вноситься определенные корректировки.
Кстати, эти корректировки могут быть следствием внесения изменений в стратегический план и маркетинговую стратегию вашей компании.
Необходимо обратить внимание на то, что эффективные механизмы развития компании лучше начать внедрять как можно раньше. Для этого нужно себя с «малолетства» приучать работать, используя эффективную технологию создания бизнеса.
В противном случае очень велика вероятность столкнуться с тем, что бизнес вашей компании разовьется значительно больше, чем система управления. Это неминуемо будет приводить к очень большому количеству проблем.
Таким образом, рекомендуется в самом начале использовать один из мощнейших инструментов – систему стратегического управления. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Стратегическое управление: роскошь или средство?».
Основное отличие применения данной технологии в малом бизнесе заключается в том, что большинство функций стратегического управления, естественно, ляжет на плечи собственника бизнеса, которому приходится (особенно в самом начале) выполнять большое количество оперативных функций.
Данная проблема особенно усугубляется, если на стадии становления бизнеса в компании вообще работает только один человек – собственник. В такой ситуации ему приходится заниматься абсолютно всем, кроме тех функций, которые он с самого начала решил отдать на аутсорсинг (например, ведение бухгалтерского учета).
Кстати, это является одной из причин, почему данной технологией в малом бизнесе пренебрегают, считая это прерогативой средних и крупных компаний. Но потом, когда вырастают в среднюю или даже крупную компанию, пожинают плоды такого недальновидного подхода.
Особенности развития компании, созданной ранее (НЕ стартап)
В отличие от предыдущей ситуации ваша компания может быть создана достаточно давно.
При этом возможны два варианта, при которых необходимо сделать существенные изменения:
Есть две основные причины возникновения первой ситуации:
Понятно, что возможен вариант, когда проявились обе эти причины. В любом случае при этом нужно провести серьезный анализ сложившейся ситуации. Необходимо четко определить стоит ли вообще заниматься развитием такой компании, тем более вкладывать в это финансовые ресурсы.
Может быть, и не стоит эту компанию закрывать, если результаты ее работы устраивают собственника (или собственников). В противном случае стоит задуматься о закрытии или каком-то сокращении деятельности этой компании (например, закрытии убыточного бизнес-направления, если у компании их несколько), а может быть и о перепрофилировании.
Причины возникновения второй ситуации, как правило, связаны с тем, что в компании нет эффективной системы управления и механизма развития. Бизнес возник и развивался стихийно, основной приоритет всегда отдавался только текущей деятельности, а развитием компания занималась, основываясь на тех же принципах, которые использовала для оперативной работы, что является грубейшей ошибкой.
В результате в компании, несмотря на увеличившийся оборот, то и дело возникают проблемы с ликвидностью (кассовые разрывы), эффективность текущей деятельности снижается, что приводит к уменьшению финансового результата и т.д. При этом собственник может тратить время на свой бизнес даже больше, чем раньше (увеличенный рабочий день + работа на выходных), а зарабатывать меньше.
Подобная ситуация является очень частым явлением. Об этом можно прочитать в уже вышеупомянутой статье «Стратегическое управление: роскошь или средство?».
Кстати, начинающим предпринимателям следует заранее обратить внимание на эти проблемы роста, присущие многим компаниям среднего и большого масштабов бизнеса.
Если ваша компания уже столкнулась с такими проблемами, то описание технологии их решения можно найти в статье «Как эффективно решать проблемы роста бизнеса».
Таким образом, в обоих ситуациях перед тем, как планировать какую-то целенаправленную деятельность по развитию компании, необходимо провести ее комплексную диагностику: оценить эффективность самого бизнеса и системы управления.
Если по результатам обследования компании будет сделан вывод о том, что у нее есть дальнейшие перспективы развития, то в таком случае необходимо внедрять эффективные механизмы развития.
Общие проблемы развития (start up и НЕ start up)
Одна из самых острых проблем, мешающая эффективно развиваться, возникает и у стартапа и у компании, которая уже работает не первый год. Это дефицит ресурсов, причем не обязательно только финансовых.
Даже если штат компании полностью укомплектован, то это не дает гарантии того, что производительность труда такого персонала и эффективность компании будут большими. Для того, чтобы максимизировать производительность труда, в компании должна быть эффективная система управления персоналом и система организационного проектирования. В противном случае даже при наличии персонала компания может работать неэффективно, а ее финансово-экономическое состояние будет оставлять желать лучшего.
Таким образом, причины возникновения такой проблемы разные у стартапов и уже работающих бизнесов.
У стартапов (особенно, если они создаются только на свои сбе-режения, без привлечения средств инвесторов) зачастую просто не хватает финансовых ресурсов для того, чтобы использовать эффективную технологию развития компании. То есть владелец просто не может себе позволить привлечь необходимый персо-нал, который бы способствовал правильной организации дея-тельности по эффективному развитию его компании, а сам он не успевает всем заниматься.
Одним из решений такой проблемы является привлечение в проект по созданию бизнеса еще одного или нескольких партнеров, но, во-первых, это не всегда удается сделать, а во-вторых, в некоторых случаях это даже не желательно.
В случае с уже действующей компанией дефицит трудовых ресурсов, задействованных в развитии компании, как правило связан, так сказать, с недальновидностью собственника(ов). Особенно часто такое возникает именно тогда, когда в компании не решены проблемы роста.
Вроде бы бизнес уже достиг среднего или даже большого масштаба, но он управляется неэффективно. Кроме того, собственник не использует эффективный механизм развития и почти все функции замыкает на себе. Причем это могут быть и стратегические, и оперативные функции.
Это приводит к его перегруженности, что сказывается как на эффективности текущей деятельности, так и на развитии. Собственник считает, что нет смысла привлекать дополнительный персонал для планирования и реализации проектов развития, даже если они связаны с созданием нового бизнеса.
Одна из официальных причин такого решения – нехватка финансовых ресурсов. Но если разобраться, то разрывы ликвидности возникают зачастую из-за того, что сама текущая деятельность организована неэффективно, в том числе из-за перегруженности собственника.
Получается замкнутый круг – чем больше проектов развития, тем хуже ситуация и в текущей деятельности и в развитии. В результате страдает и текущая деятельность, и развитие компании, мягко говоря, происходит не лучшим образом.
Для того чтобы уйти от этих проблем как раз и нужно внедрять технологию эффективного развития компании.
Технология эффективного развития компании
Итак, в обоих случаях (start up и НЕ start up) для эффективного развития компании нужно применять уже вышеупомянутую систему стратегического управления. Понятно, что данная система должна выстраиваться в зависимости от масштабов компании.
Не должно быть перекосов ни в ту, ни в другую сторону. Это значит, что стартап не должен заниматься одним только стратегическим управлением, не уделяя должного внимания текущей деятельности – налаживанию основных бизнесов-процессов.
В тоже время не должно быть такого, что владелец(ы) и топ-менеджеры крупной компании настолько погрязли в текучке, что у них физически не хватает времени для стратегического управления и организации проектов развития.
Для того чтобы наладить эффективный механизм развития необходимо будет выполнить ряд важнейших условий:
— временные рабочие группы (ВРГ) для планирования, реализации и контроля выполнения проектов развития;
— стратегический комитет для координации процессов стратегического управления и развития;
— дирекция по развитию для организации и управления процессами стратегического управления и развития;
Таким образом, внедрение технологии эффективного развития компания включает в себя следующие фазы и этапы:
— Этап 1.1. Создания органов управления и исполнения проекта по внедрению стратегического управления и эффективной технологии развития компании.
— Этап 1.2. Комплексная диагностика компании.
— Этап 1.3. Разработка концепции системы стратегического управления и эффективного развития компании, а также плана по ее внедрению.
— Этап 1.4. Стратегическая сессия по результатам первой фазы проекта.
— Этап 2.1. Разработка и введение в практику методики стратегического управления.
— Этап 2.2. Разработка и внедрение регламентов стратегического управления.
— Этап 2.3. Создание организационно-функционального механизма реализации процессов стратегического управления и эффективного развития компании.
— Этап 2.4. Проведение стратегического анализа, подготовка и утверждение стратегического плана компании.
— Этап 2.5. Обучение сотрудников предприятия современным технологиям стратегического управления.
— Этап 2.6. Стратегическая сессия по результатам всего проекта.
Вся эта технология достаточно подробно описана в книге «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса».
P.S. Данный интернет-ресурс можно использовать и для развития маркетингового потенциала вашего бизнеса. В частности, с помощью этого проекта вы можете продвинуть свой бизнес.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Источник
Секреты успешного бизнеса
Статистика безжалостна: из сотни компаний более 90 прекращает свое существование. Даже успешные и зрелые бизнесмены могут рассказать пару историй о том, как на старте их проекты умирали.
Почему от ошибок никто не застрахован?
Почему даже заведомо успешное дело может провалиться?
Все дело в так называемом успехе в бизнесе.
Это способность бизнесмена достигать целей, которые были поставлены им до начала реализации своей идеи или уже во времена существования дела. Цели у каждого свои, поэтому и критериев успешности бизнеса единых не существует. Также нет и единой формулы, расчеты по которой делают бизнес успешным. У каждого свой путь построения дела жизни, поэтому критерии измерения успеха будут различаться.
Способы достижения успеха в бизнесе
Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:
- Тщательное планирование на старте, проработка стратегии, поиск финансовых и человеческих ресурсов. Запомните: чем больше времени вы потратите на старте, тем выше ваши шансы. Важно понять, какой из этих этапов наиболее ценен в конкретно вашем случае и проработать его как можно детальнее. Многозадачность — хорошо, но все-таки не в этом случае.
- Фильтрация поступающих предложений. Нельзя соглашаться на все, что вам предлагают, каждое такое предложение влечет за собой большие риски. Один крупный бизнесмен в своем интервью сказал, что обдумывает поступающие к нему предложения неделями. За это время он просчитывает возможную прибыль и убытки, если полученный результат расчетов не соответствовал его внутренней норме — он отказывается от предложений. Советуем взять этот способ на вооружение, ведь время — ценный ресурс и его лучше всего конвертировать в деньги.
- Способность делегировать задачи. Это тоже риск. Однако такой способ позволяет не допустить выгорания и посмотреть на работу компанию со стороны. Вы сможете заметить проблемы и ошибки и оперативно скорректировать стратегию развития.
Законы успеха в бизнесе
Бизнес — это среда, построенная на своих законах. Даже у успешности бизнеса есть свои законы. Их выделяют 5 штук. Каждый из них учитывает интересы клиента, ведь в конечном счете именно от него зависит работаете вы еще на рынке или вынуждены закрыться.
- Желанный продукт. Основа бизнеса — это продукт, нравящийся потребителю и визуально, и по качеству, и по цене. В основе создания привлекательного продукта — пирамида Маслоу: чем ценнее потребности, которые удовлетворяет продукт, тем лучше для вашего бизнеса.
- Надежные партнерские связи. Партнеры стоят на втором месте после клиентов. Их нужно тщательно отбирать и работать только с лучшими из них. У партнеров должны быть качества и навыки, которых нет у вашей компании. Отношения должны строиться на взаимном уважении и доверии. Партнеры должны быть продолжением вашей компании, ее другом и соратником.
- Мотивированный на работу персонал. Сотрудники компании — важнейший актив. Они должны любить свою работу и отвечать за каждое свое действие. Команда способна сотворить чудо и спасти даже утопающий бизнес. Не стоит слепо доверять опыту работы нанимаемых сотрудников: чаще всего вырастить хорошего специалиста проще, чем найти.
- Постоянное развитие. Бизнес — эта сфера, в которой все меняется слишком стремительно. Пока вы замешкались, ваши конкуренты придумали новые пути и вышли вперед. Если бизнес не развивается, не идет в ногу со временем — жить ему останется не долго.
От чего зависит успех
Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:
- упорства;
- точной формулировки цели и проработки путей ее достижения;
- усилия.
По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.
Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.
Как успех зависит от размера прибыли
Любой бизнес связан с получением прибыли. Но даже деньги не показатель его успеха. Как такое возможно? Все дело опять-таки в целях каждого отдельного человека. Кто-то хотел заработать 5 тыс. руб., но смог заработать 10 тыс. и это для него сверхуспех. А для того, кто стремился получить 20 тыс. руб. заработанные 10 тыс. равны неудачи. Некоторые бизнесмены и вовсе довольствуются малом, считая, что если дело не в убыток — то все в порядке.
Ошибки начинающих предпринимателей
Сколько предпринимателей, столько и ошибок. Но есть и основные пробелы. Главный из них — спешка, ведущая к тому, что бизнес не готов к запуску, но осознавать это и всматриваться в детали желания нет. Нужно быть внимательным на каждом этапе. Предстоит кропотливая работа: анализ рынка, расчет вложений и рентабельности (как на текущий момент, так и в перспективе). Помимо этой, часто встречаются и другие ошибки:
- Плохое знание продукта и тех, кому он нужен. Главное не свойства товара, а его важность для клиента. На основе этой информации нужно сформулировать УТП, которое поможет привлечь потребителей и убедит их купить продукт.
- Отсутствие инвесторов и денег на вложения. А их потребуется много и не только на создание самого продукта. На этапе становления бизнеса крупные вложения предстоит сделать в маркетинг.
- Отсутствие элементарной деловой грамотности. Без базовых знаний ведения бизнеса начинать свое дело не стоит. Даже если за вами стоит бригада исполнителей, без должных знаний вы не сможете контролировать их работу, а значит жизнь компании будет недолгой.
- Просрочка старта продукта. Плох как быстрый запуск бизнеса, так медленный. Почему? А потому что пока вы решались, конкуренты уже сделали продукт лучше и выпустили его на рынок. Автоматически ваш товар стал не уникален и не нужен потребителю.
Проанализировав ошибки, можно сказать, что важнейшие качества успешного предпринимателя: энтузиазм, смелость, увлеченность идеей, авантюризм, гибкость и умение принимать решения.
Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес
- Грамотное мышление. Человек, твердо знающий чего хочет, найдет способ этого добиться. Ему не нужен для этого удобный момент: он сам создает этот момент для достижения цели. Если же начинающий предприниматель выбрал позицию жертвы, ищет кучу причин и отговорок — успешного бизнеса у него не будет.
- Цель. Она тоже важна. Стоит реально оценивать свои силы и ставить цели, которые можно достичь. Желание добиться цели должно быть настолько большим, чтобы мотивировало на постоянную работу и заставляло совершенствоваться день за днем.
- Объективная оценка своих способностей, их регулярная прокачка. Этот секрет — никакой не секрет: чтобы чего-то добиться, стоять на месте нельзя; стоя, никуда не придешь.
Как увеличить прибыль
Сперва стоит понять: в какой ситуации вы будете считать себя победителем. Какой исход дела станет для вас выигрышным. Затем нужно сделать ставку на свое конкурентное преимущество: оно должно быть настолько сильным, чтобы потребитель даже не стал смотреть в сторону других компаний.
Ниша должна быть не только низкоконкурентной, но и интересной вам. Самый успешный бизнес рождается у тех, кто горит своей идеей, заинтересован не в прибыли, а в процессе.
Можно ли увеличить прибыль без лишних усилий и суеты? Закон Парето: 20% усилий эквивалентны 80% результата. Оставшиеся 80% усилий дают лишь 20% выигрыша. Из этого стоит сделать вывод, что правильные действия принесут максимум пользы.
10 факторов успешного бизнеса
- Производительность. Нужно всегда стремиться оптимизировать деятельность. Искать пути увеличения прибыли и снижения затрат без ухудшения качества товаров.
- Потребностей ЦА. Если потребитель всем доволен, то удерживать его не придется.
- Прибыльность. Важно отслеживать разницу между затратами и доходом. Помните, что удовлетворенные 20% клиентов могут приносить в компанию целых 80% дохода.
- Качество товаров и услуг. Это отличная отстройка от конкурентов и способ удержания клиентов.
- Инновации. Постоянное развитие товаров и услуг — ключ к успеху. Важно не только быть самому инициативным, но и поощрять инициативу от сотрудников.
- Развитие организации. Нужно регулярно проводить реорганизацию и корректировать стратегию развития.
- Развитие сотрудников. Нужно повышать продуктивность сотрудников и направлять их в сферу, где они будут наиболее эффективны. Также приветствуется мотивация.
- Важно уметь работать в команде и эффективно ею управлять. Только сильный лидер способен сплотить незнакомых друг другу людей и сделать из них настоящую семью.
- Общая цель и желание ее достичь. Это важно на каждом этапе. Если сотрудники не соответствуют этому требованию, им не место в вашей команде.
- Согласованность действий. Компания — это единый механизм, который должен работать сообща, на достижение общей цели.
Эти советы, конечно, не сделают из любого человека бизнесмена. Однако помогут начинающим предпринимателям избежать главных ошибок, которые могут навредить на самом этапе становления компании.
Источник