Обобщение опыта.Тема:»Развитие творческой способности студентов с применением форм и методов нетрадиционного обучения «
Тема: «Развитие творческой способности студентов с применением форм и методов нетрадиционного обучения.»
1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ-ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ………………6
1.1 Развитие творческих способностей студента-одна из задач современного образования……………………………………………………………………….
1.2 Критерии отбора технологий обучения…………………………………….8
1.3 Использование нетрадиционных технологий обучения………………….11
2 ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ………………. 17
2.1 Деловая игра как метод активного обучения……………………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…30
Современный период развития общества характеризуется глобальными социально-экономическими преобразованиями, происходящими во всех сферах человеческой жизни.
В этих условиях меняется характер и цели трудовой деятельности, профессия начинает рассматриваться как источник обретения материального благополучия и желаемого социального статуса.
В связи с этим отмечается значительный рост требований современного работодателя к профессиональной подготовке выпускников учебных заведений. На первый план выходят такие важнейшие личностные качества будущего специалиста, как творческий подход к решению профессиональных проблем, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию, самореализации, умения самостоятельно ставить цели, определять содержательный и процессуальный аспекты своей деятельности и анализировать ее результаты.
Это обуславливает актуальность проблемы развития творческой способности студентов, приобретение ими опыта самостоятельной, проективной и управленческой деятельности.
В связи с этим, возникает необходимость практической разработки проблемы развития творческой способности, что требует специальной организации учебного процесса, особого методического подхода к содержанию, объёму, методике представления и усвоения учебного материала, формам организации учебных занятий, диагностике знаний и умений, их оценке и самооценке.
Только правильно выбранные технологии и методы обучения способны оказывать влияние на процесс становления творческой личности, обладающей ярко выраженной креативностью, которая, как общая универсальная способность к творчеству проявляется и реализуется только в творческом процессе. 1
В связи с этим требования к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с традиционными занятиями в практике используются нетрадиционные технологии обучения.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
Цель работы: рассмотреть и изучить нетрадиционные формы и методы обучения в педагогической деятельности, которые способствуют развитию творческой способности студентов.
Задачи: внедрить нетрадиционные технологий обучения и критерии в учебном занятии для развития творческих способностей студентов.
ГЛАВА 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ-ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Развитие творческих способностей студента-одна из задач современного образования
Творчество – важнейший родообразующий фактор человечества. Человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать своё человеческое существование 2 . Для нашего исследования важным является утверждение В.В.Давыдова о том, что личность – это человек, обладающий определённым творческим потенциалом 3 . Творческая деятельность не является уделом избранных. Это даёт нам право утверждать, что творческую активность студента можно и нужно развивать, так как каждый ученик обладает в той или иной мере творческим потенциалом 4 , а включение студентов в деятельность творческого характера способствует развитию их творческой активности, так как именно творчество служит основанием развития 5 .
Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели п редставляется чрезвычайно важным следующие задачи:
— формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
— развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
— находить нестандартные решения любых возникающих проблем; — воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
В основе процесса развития творческих способностей лежат:
— внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
— создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
— постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности:
— формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нетрадиционных занятий, форм, методов и приемов работы.
На основе последнего пункта в курсовой будет проведен анализ применения нетрадиционных занятий.
Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность. Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь преподавателя, который заметит творческую индивидуальность своего студента и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. В этом большую помощь могут оказать нетрадиционные формы и методы обучения.
Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
— наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;
— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;
— творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях. 6
1.2 Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством преподавателя, так и с творчеством обучающихся.
Преподаватель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у преподавателя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.
Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности преподавателя, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретной группы, предмета, преподавателя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения).
Технологии обучения можно классифицировать:
по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);
по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;
по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;
по характеру общения между преподавателем и обучающимся: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.
Число различных технологий необозримо. Открывается ничем не ограниченный простор для произвольного выбора и построения учебно-воспитательного процесса. (табл. 1)
Таблица 1.Технологии обучения и критерии их отбора
Переход преподавателя на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс конвейера.
Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.
При освоении новаций следует иметь в виду, что нельзя учить по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.
Пока не существует таких технологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения обучающихся. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе преподавателя. Однако этого пока не происходит.
1.3 Использование нетрадиционных технологий обучения
Любая технология характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Наряду с отдельными нетрадиционными уроками на практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:
наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.
Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу (к занятию), обусловлена рядом проблем и противоречий практики:
недостаточной «знаниевой» подготовкой многих выпускников;
неудовлетворительной социализацией выпускников.
Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека:
многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
недейственной мотивационной основой учебно-познавательной деятельности. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие обучающиеся на учебных занятиях, и др.
Для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционного обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям (табл. 2,3).
Таблица 2. Различия современного и традиционного уроков
Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности
Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат)
Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз
Выделение главного (генерализация материала)
Многократная вариативная проработка главного
Максимальное количество разнообразных средств на уроке
Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании
Ориентация на сообщение готовых знаний
Ориентация на среднего ученика
Слабая обратная связь
Контроль только со стороны преподавателя
Организация познавательной деятельности обучающихся
Оперативная обратная связь
Само- и взаимоконтроль
Формы органи-зации обучения
Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом)
Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа обучающихся
Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу
«Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет)
Взаимное проникновение этапов урока
Групповая или коллективная работа обучающихся
Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки
Таблица 3. Сравнение технологий обучения с традиционной практикой
Обязательно ли предварительное проектирование?
Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз
Да. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока
На каких основаниях строится?
На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах
На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий)
Возможности передачи и заимствования другими педагогами
Больше, поскольку наука универсальна и объективна
Через деятельность учителя или изучаемое содержание
Через действия обучающихся, являющиеся ожидаемым результатом урока
Эпизодический (обучающиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый
«Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все обучающиеся опрашиваются по всем учебным элементам
Гарантирует ли результат?
Далеко не всегда
Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий
Особенности нетрадиционных уроков.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала .
Нетрадиционные уроки — это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога иобучающегося, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .
Признаки нетрадиционного занятия:
присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
требует серьезной предварительной подготовки.
Конечно, весь учебный процесс переводить на «нетрадиционные рельсы» не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания , но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Творческие принципы нетрадиционных уроков:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении — от рутины и формализма;
необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. В педагогике выделяются следующие виды нетрадиционных уроков:
уроки- игры (деловые, ролевые (как часть деловых))
уроки- дискуссии , круглые столы, диспуты, конференции;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки-соревнования ( викторины , конкурсы );
ГЛАВА 2 ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Деловая игра как метод активного обучения
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет.
В практике образования при применении нетрадиционных уроков большое распространение получили игровые технологии обучения А.А.Вербитского, Н.В. Борисовой. Они характеризуются «игровой моделью, сценарием игры, ролевыми позициями, возможностью альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Игры включают также разработку и использование таких компонентов, как организационная форма, дидактический процесс, квалификация самого педагога» 7 .
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например : «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности – Т.К.) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условие формирования личности специалиста.
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».
В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже — управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационная игра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.
Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга — с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра». Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психологически «стоит» за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе, таким образом, выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается «сопротивление» материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особую ситуацию не столько все возможности, сколько столкновения о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже «жестче», чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы.
Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Классификация деловых игр по Л.В. Ежовой (схема 1.)
Источник