Способы развития способностей обучающихся физкультурно спортивной деятельности

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре

система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта

Скачать:

Вложение Размер
balchugov_rabota_po_vyyavleniyu.docx 22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка:

  • Быстрое освоение деятельности и ее выполнения,
  • использование новых типов деятельности,
  • проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
  • устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов,
  • анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах,
  • наблюдение и антропометрические данные.

Провожу мониторинг физической подготовленности учащихся.

определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,

2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения

уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости,

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Анкетирование
  3. Выбор спортивной внеурочной деятельности, секции.
  4. Медицинское обследование
  5. Беседа с родителями

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Создание благоприятных условий
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Контрольные испытания (тесты)
  4. Соревнования, конкурсы, НПК
  5. Занятия спортом

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования, олимпиады
  4. Активная жизненная позиция
  5. Анализ динамики развития, устранение недостатков
  6. Медицинское обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатом которых судят о наличии способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса – нетрадиционные уроки
  • интегрированные уроки.
  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеурочной работой по предмету:
  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.
  1. Общеразвивающие мероприятия:
  • традиционные спортивные соревнования школы;
  • предметные недели;
  • олимпиады;
  • дни здоровья.

Мероприятия по реализации работы с одаренными детьми.

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Организация и проведение школьных соревнований и Олимпиады по физической культуре

Подготовка учащихся и команд школы к участию городских соревнований и Олимпиады по физической культуре, к сдаче норм ВФСК ГТО, к НПК «Шаг в будущее», «Юный исследователь»

Организация работы одарённых учащихся

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Работа по выявлению способностей детей.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта.

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выявление иразвитие способностей у физически-одаренных детей одно из важнейших направлений учителя.

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время

Паспорт программы Наименование программыпрограмма по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное времяОснование для разработки программ.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Система работы по выявлению и развитию способностей учащихся включает в себя три этапа: 1. Предварительный (анкетирование, педагогическое наблюдение, общение с родителями, выбор спортивной секции.

Источник

Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.
статья по физкультуре

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные задачи физического воспитания.

1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.

1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

1.3 повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания.

2.1. Формирование двигательных умений и навыков.

2.2. Развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи физического воспитания.

3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.

Скачать:

Вложение Размер
Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности 20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей

к физкультурно-спортивной деятельности

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные задачи физического воспитания.

1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.

1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

1.3 повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания.

2.1. Формирование двигательных умений и навыков.

2.2. Развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи физического воспитания.

3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.

Дифференцированный подход на уроках физической культуры.

1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся.

1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.

1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.

2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:

Данные медицинского обследования.

Показатели контрольных испытаний.

2. Управление деятельностью учащихся:

Распределение учащихся на группы,

Определение физических нагрузок,

3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:

Выявление помощников и проведение с ними занятий,

Составление учебных карточек-заданий для групп учащихся.

Разработка дифференцированных домашних заданий. Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.

2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.

В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.

В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.

2.2. Управление деятельностью учащихся.

Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.

Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.

Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.

Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.

По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:

В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Во вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации, выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.

2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые, у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных классов. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.

При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков. )

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:

1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).

2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).

4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).

5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).

6. Домашние задания.

8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).

9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.

2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.

Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.

– На первом этапе составляю домашние задания для групп учащихся. Упражнения для самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который изучается в данный период на уроках. В комплексы домашних заданий входят в основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны ученикам и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными, конкретными, легко запоминались и регулировались.

– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт учащихся.

– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг)

При составлении карточек нагрузка дозируется следующим образом:

1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,

2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.

3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.

По тому же принципу составляю карточки и для девочек.

В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.

2.5. Работа с одарёнными детьми .

Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика. Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного муниципального и регионального уровней.

Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:

– роста показателей физического развития и физической подготовленности;

– улучшение функционального состояния организма;

– повышение плотности занятий;

– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.

Источник

Читайте также:  Что делать если цыплята поносят народный способ
Оцените статью
Разные способы