Способы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»

Ольга Лимонова
Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников»

Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания.

Вопросом развития самостоятельности у дошкольников занимались такие ученые, как В. Д. Иванов, К. П. Кузовкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Многие ученые утверждали о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям, некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать [1, с. 25].

Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных.В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.

Под самостоятельностью стоит понимать способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития [2, с. 25].

Дошкольники с самого раннего периода стремятся к самостоятельности,что заключается в довольно часто слышимой нами фразе от ребенка: «Я сам». Для того чтобы у ребенка не исчез порыв быть самостоятельным, нужно и педагогам, и родителям как можно больше поддерживать детей в их начинаниях. Именно этот принцип является ключевым в воспитании самостоятельности дошкольника. Взрослые должны помочь ребенку таким образом, чтобы он заметил свои достижения, радовался им, переживал радость от своего успеха.

В дошкольной педагогике на современном этапе, а также следуя из педагогического опыта можно отметить большое количество методов и средств воспитания самостоятельности у дошкольника.

Несомненно, на первом месте в период дошкольного возраста большое значение в развитии самостоятельности ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков. Именно через данные навыки ребенок начинает вырабатывать самостоятельность, что очень показательно и для педагога, и для родителей. Когда ребенок сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. И здесь же нужно сказать, что данный навык требует развития внимания, памяти.

Чему может научиться ребенок за время нахождения в дошкольном учреждении? В дошкольный период ребенок может научиться мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому и т. д. Но, несомненно, для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Условиями, необходимыми для проявления самостоятельности,являются: рационально организованная среда, четкий режим дня, сопровождение взрослого. Как часто при посещении детского сада в умывальной комнате висят мыльницы с фигурным мылом, раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей, на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате помещен сказочный персонаж К. И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию. В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В групповой комнате, в зоне речевого развития, можно увидеть, что выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении размещают зеркала [4, с. 20].

Читайте также:  Способы применения глистера амвей

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы,обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, использование сюжетных и дидактических игр, игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, игровые и проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы, беседы, проектная деятельность [5, с. 36].

Особая роль в закреплении процесса формирования гигиенических навыков принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки» и т. д. С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик». Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании,завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

Эффективным методом является чтение известных художественных произведений на тему культурно-гигиенических навыков, используются потешки в режимных процессах.

В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста проектный метод, направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия,которые ему по силам: слушать взрослого, выполнять простые просьбы, поручения, умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.

На особом месте в процессе формирования самостоятельности у дошкольников стоит работа с родителями,которая может быть выражена в различных формах: анкеты, индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания, развлечения. Чаще всего родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, потому что формирование самостоятельности дошкольников – это общая проблема для всех участников образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Набор методов и средств по развитию навыков самостоятельности у дошкольников зависит от многих факторов, начиная от возрастных особенностей ребенка и заканчивая требованиями нормативных документов [3, с. 50].

Таким образом, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Самостоятельность ребенка является важной предпосылкой успешного обучения в школе и формирования личности в целом.

1. Блонский П. П. Дошкольный возраст / М. : Педология, 2000. – с. 125

2. Воскресенская В. А. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. с. 45

3. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. с. 45

4. Шайимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. № 6. с. 52

5. Юсупова Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2006. № 21. с. 56

Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад № 125 «Яблонька» г. Дзержинска Воспитатель:.

Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей Рекомендации родителям для развития самостоятельности их детей. -Для того чтобы воспитывать в ребёнке самостоятельность — в первую очередь.

Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.

Читайте также:  Общий способ сравнения чисел

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.

Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников» Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения,.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.

Источник

Методы и приемы по воспитанию самостоятельности дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

В рекомендации находится материал направленный на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx 689.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей .

Методы и приемы по воспитанию самостоятельности дошкольного возраста

Самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних. Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение.

А самостоятельность ребенка — это в первую очередь его «отдельность» и автономность. Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления .

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность ?Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Чтобы ребенок стал самостоятельным нужно развивать следующие качества:

1.Коммуникативные качества речи — точность, богатство, уместность, правильность, выразительность, коммуникативная целесообразность, логичность, толерантность, чистота.

2. Самоконтроль — помогает человеку осознать правильность своих поступков.

3. Умение формулирования собственного мнения — важная составляющая. Если ребенок не может сформулировать свое мнение, то ему трудно, что — то сделать самому.

4.Принятие решения самим ребенком. Самостоятельный ребенок умеет принимать решения, что нужно сделать и как.

5.Понимание последствий за свои поступки. За каждое свое действие ребенок должен нести ответственность и понимать, что ему за это будет.

6.Формирование представлений ребенка об окружающем мире. Ребенок, как и взрослый чувствует себя увереннее, когда знает много об мире в котором живет.

7. Преодоление застенчивости у детей. Детская застенчивость одна из проблем детской психологии.

Застенчивому ребенку очень трудно общаться, а без общения ребенку не стать полноценной самостоятельной личностью.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка .

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания .

Во-первых, родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.

Во-вторых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат.

К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке. Чтобы не сводить постоянные уговоры ребенка сделать ту или иную работу к нескончаемым препираниям, разработайте и систему штрафов за каждую работу, которую необходимо выполнять. При этом рекомендуется штрафовать всех членов семьи, а не только ребенка . Такой подход наиболее справедлив, особенно с детской точки зрения, поэтому не будет способствовать враждебной реакции у ребенка.

В-третьих, развитие самостоятельности у детей — процесс сложный, нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

В-четвертых, если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому. Излишняя забота и эмоциональность будут только мешать, ребенок должен знать, что его работу за него никто не выполнит.

В-пятых , Чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т.д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже. Как бы папа не хотел отдохнуть на рыбалке, он вынужден зарабатывать деньги, заниматься ремонтом дома, мама должна каждый день готовить еду, заниматься уборкой и стиркой, а ведь ей тоже хочется отвлечься и заняться любимыми делами.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные наказания или поощрения: пообещали выбросить игрушки, если он их не соберет, выбрасывайте! Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок. Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.

Источник

Читайте также:  Литература способы защиты трудовых прав
Оцените статью
Разные способы