Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов
Кристина Буторина
Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов
«Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов»
Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
1. Знакомство с темой выступления.
— Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете,у меня сегодня прекрасное настроение: я рада вас видеть, полна сил и желания работать вместе с вами. Приклеив красный лепесток, я обозначила свое настроение. А с каким настроением пришли Вы? Выберите лепесток, цвет которого совпадает с вашим эмоциональным состоянием, и приклейте его к сердцевинке нашей ромашки.
Давайте рассмотрим палитру нашего настроения.
Красные лепестки приклеили лидеры, те, кому не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.
Голубой лепесток говорит, что вы мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Зелёный цвет означает потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Надеюсь, что наша встреча позволит кому то получить яркие впечатления, кому то просто отдохнуть и снять усталость.
Как назвать деятельность, которую мы сейчас осуществляли?
САМООЦЕНКА
Тема моего выступления: «Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов»
Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского. научного сотрудника Института содержания и методов обученияРоссийской академии образования: «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед» .
2. Актуальность темы.
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой.
Вы замечали,как дети по-разному сдают тетради с контрольными работами или тестами: одни, выполнив задание, тщательно все проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук.
На замечание учителя : «Ты допустил ошибку в работе» — ученики реагируют также неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить.Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» — и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
Как можно это объяснить?
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Данные примеры говорят о разных уровнях самооценки обучающихся
Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?
Характеристика самооценки учащихся автор Г. А. Цукерман
1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.
2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.
4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.
Существует множество различных форм оценивания и каждый педагог выбирает, свои метод, формы и приемы.
Все формыможно разделить на несколько групп:
По содержанию: устная и письменная.
По способам проведения: анкеты, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок и др.
По форме: фронтальная, индивидуальная, групповая.
По цели: оценка эмоционального состояния, нравственных, физических качеств, оценка деятельности и усвоения содержания учебного материала.
По типу урока: знакомство с новым материалом, промежуточная, итоговая.
Вам предложена небольшая картотека приемов формирования навыков самооценки, которую вы можете дополнить своими примерами.
Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.Наиболее простым инструментом можно считать:
Данные методики и приемы использовались в 1 классе, в основном самооценка первоклассника строится на эмоциональном уровне, понравилось, не понравилось, могу / не могу, получилось/ не получилось.
Прием «Стрелочки»
Предлагается детям определить настроение в начале урока и показать соответствующий смайлик и стрелочку определенного цвета. И таким же образом оценивают свое состояние, настроение в конце урока, и с чем получилось легко справиться, что оказалось сложным.
Также из этой же серии, эмоциональное состояние считается прием
«Солнышко и тучка»
Если хорошее настроение, все было понятно на уроке, со всеми заданиями справились, то поднимают солнышко. Если вдруг, что то оказалось сложным, не получилось у ребенка ответить на несколько вопросов, то в данном случае поднимается тучка. И обязательно анализируем, что не получилось и по какой причине.
Во втором классе использую более сложные приемы,такие как:
Используется на уроках закрепление знаний или рефлексии, во время урока самые активные ребята наполняют корзину яблоками. И в конце урока она пополняется, но уже яблоки будут разного цвета в зависимости от активности на уроке и ответов.
Прием «Лесенка»
Инструкция: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.
При анализе работ обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.
1-4 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);
5-7 ступенька — средний уровень самооценки (адекватная);
8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).
Прием «Линеечки»
После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа.На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями,которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.
Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.
«Самостоятельный ЁЖИК»
(для с/работы, теста).
Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий,
с которыми вы справились самостоятельно.
А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь.
Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
«Оценивание по критериям».
Ребята дают оценку выполненной работы своего соседа по парте, рассказчика стихотворения и т. д.
«Работа в группе»
По подготовленному листу, ребята оценивают свою деятельность, и всей группы. Принимают определенные роли в группе и выполняют ее до окончания урока.
Также формированию Адекватной самооценки помогает использование алгоритмов самооценивания. Данные алгоритмы разработаны для каждого класса, автор данной разработки ___
Представляю вашему вниманию «Алгоритм самооценивания для 1 класса».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Алгоритмы для 2-4 классов представлены на слайде.
За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:
— зная критерии учебной оценки, более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;
— повысился уровень ответственности за учебную деятельность;
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Предлагаю выполнить несколько заданий для диагностики нашей самооценки.
Задание №1: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.
Задание №2: нарисуйте на листе бумаги дом.
Задание 1 Самооценка:
1) Какое задание было дано?
2) Довольны ли вы полетом своего самолетика?
4) Что нужно сделать в следующий раз?
Задание № 2. Взаимооценка рисунков.
А теперь оцените рисунок по таким критериям как
1. Фундамент – 1 балл
3 Крыльцо, ступени –1 балл
4. Перила – 1балл
5. Дверь – 1 балл
7. Окно на чердаке – 1 балл
8. Водосточная труба – 1 балл
9. Труба на крыше дома – 1 балл
10. Трава или деревья возле дома – 1 балл
Максимальное количество баллов — 10 0-4 балла — «2»
Рефлексия по заданию:
Какие виды оценивания были применены?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Насколько отличались оценки и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
В первом случае мы использовали формативное оценивание. Оно применяется для получения данных о текущем состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.
(что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать.)
Если представить, что дети — это цветы …
Формативное оценивание — эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Формативноеоценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.
Сегодня на уроке я понял…
Я узнал больше о ….
Я понимаю ___ и могу объяснить
Я все еще не понимаю ___
Я не совсем уверен в ___
Я изменил свое отношение к….
Я удивился тому, что…
Хотелось бы узнать…
Я могу себя похвалить за то, что…
На следующем уроке я….
Итоговое оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Итоговое оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т. п.).Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т. п.
Если представить, что дети — цветы …
Итоговое оценивание – это просто их измерение. (высота цветка, ширина листьев, количество бутонов и т. д.) Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Такое оценивание осваивается детьми гораздо быстрее, так как при оценивании используются четкие критерии.
И хотелось бы закончить своёвыступление притчей : «Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только удовольствие.
«Безопасный интернет». Классный час для обучающихся 3–4 классов Классный час для обучающихся третьих – четвертых классов. Продолжительность 45 минут. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет.
«День Дружбы». Сценарий игры по станциям для обучающихся начальных классов День Дружбы – игра по станциямЦель: — способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми, сплочению коллектива; — формировать.
Игра для формирования здоровой самооценки у ребенка Игры необходимы ребенку для получения знаний, развития разнообразных умений и навыков, в том числе связанных с общением со взрослыми и сверстниками,.
Классный час для обучающихся начальных классов «Птицы — наши друзья» «Птицы — наши друзья» открытый классный час Пояснительная записка Данная методическая разработка может быть использована для проведения.
Методика преодоления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов с ОВЗ Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии проводится в следующих направлениях: — уточнение и усложнение структуры предложения;.
Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Часть 2 Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Задачи Познавательная.
Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.
Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии В практике преподавания трудового обучения в начальных классах наибольшую потребность, в последние годы, учителя испытывают в освоении приемов.
Психологические основы формирования самооценки в дошкольном возрасте Выступление на ММО для педагогов-психологов ДОУ ЗМР РТ на тему «Психологические основы формирования самооценки в дошкольном возрасте»МБДОУ.
Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов школы V вида (игра — путешествие) Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов Автор: Савенкова Галина Владимировна, ГКОУ ЛО «.
Источник