Способы развития с превращением

Постэмбриональное развитие

Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

В постэмбриональном развитии организма можно выделить несколько периодов:

    Дорепродуктивный

Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

Прямое и непрямое развитие

Выделяют два основных варианта постэмбрионального развития:

    Прямое

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполное превращение) или с полным метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις — превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы — личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки — ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

Из кокона выходит совершенно «новый» организм — бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки — взрослой особи (имаго) — размножение и расселение.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Конспект урока по биологии 7 класс на тему «Развитие животных с превращением и без превращения»

Конспект урока по теме

«Развитие животных с превращением и без превращения»

Цель урока: выяснить, что называется индивидуальным развитием организма, д ать учащимся представление о развитии животных с превращением и без превращения и сформировать понятие о метаморфозе.

образовательные : познакомить учащихся с типами развития животных;

развивать анатомические, физиологические, экологические представления учащимся.

воспитательные : продолжить формирование ценностного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Методы: словесный: рассказ, беседа

наглядный: демонстрация презентации.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

I. Организационный момент.

Открываем тетради, записываем число и тему «Развитие животных с превращением и без превращения».

Целью нашего урока станет изучение развития животных с превращением и без превращения и познакомимся с новым понятием «метаморфоз».

II. Проверка домашнего задания.

Какова роль размножения в природе?

Какой способ размножения называется бесполым?

Какие животные способны размножаться почкованием?

Какие изменения происходят в клетке простейшего организма перед размножением?

Чем отличается паразитических простейшихот размножения свободноживущих простейших?

Как происходит процесс размножения у ланцетника?

Как яйца птиц защищены от воздействия неблагоприятных условий среды?

Как происходит развитие зародыша у млекопитающих?

III. Сообщение новой темы.

– Ребята сравните понятия «размножение» и «развитие». Есть ли среди них отличия? (предполагаемые ответы учащихся: размножение – это увеличение числа особей, а развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни).

— Какой процесс более продолжителен размножение или развитие? (Развитие, т.к. состоит из нескольких последовательных стадий. Размножение в зависимости от вида животного имеет разный период.)

IV . Изучение нового материала.

Действительно у организмов после размножения наступает процесс развития. У животных период от оплодотворения до конца жизни называется индивидуальным развитием.

Из оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка. Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом).

Если личинка похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие без превращения.

Давайте познакомимся с этими понятиями поближе.

Новое понятие «метаморфоз» — (в переводе с др.греч. —«превращение»)

— глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов).

Давайте запишем его в тетрадь.

Действительно у организмов после размножения наступает процесс развития. У животных период от оплодотворения до конца жизни называется индивидуальным развитием.

Ученикам предлагается схема.

Из оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка. Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом).

Если личинка похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие без превращения.

Развитие без превращения наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц.

Вспомнив изученный ранее материал, запишите максимальное количество животных, которые развиваются с метаморфозом.

Рассмотрим развитие с превращение (с метаморфозом) на примере бабочки крапивницы (яйцо-гусеница (личинка)- куколка- взрослое насекомое)

Читайте также:  Маркировка кабелей способы прокладки кабелей

Бабочка откладывает яйца на обратной стороне листа крапивы. Из яиц появляются личинки . Личинки бабочек — червеобразные гусеницы, питающиеся растительной пищей, превращаются в куколок и временно замирают. Выйдя из куколок, насекомые покрываются хитиновым покровом и приобретают способность к полету. Питаются бабочки нектаром цветов и различными сахаристыми выделениями растений. Мы видим, что личинка (гусеница) и бабочка различаются по способу питания и внешнему виду. Личинки постоянно едят, их задача быстро расти и накапливать питательные вещества.

Куколка — это стадия индивидуального развития насекомых с полным превращением, следующая за личинкой. Куколка всегда прикреплена к поверхности, она не пождвижна, хотя иногда и может шевелить брюшком. Она ничего не ест, однако дышит, испаряет воду и расходует накопленные гусеницей питательные вещества. В куколке, хорошо защищённое насекомое преобразуется во взрослую особь. Основная задача взрослой особи – размножение, что бы её выполнить нужно не так уж много времени. Поэтому некоторые насекомые, выйдя из куколки живут всего один день. Например, это можно сказать о бабочке. Взрослая бабочка почти не ест. У некоторых видов бабочек в процессе превращения из личинки во взрослую особь исчезает рот.

Интересен метаморфоз у свиного цепня. У него из яйца выходит личинка с 6-ю крючками; затем она превращается в финну- пузырек с расположенными внутри головкой и шейкой; вскоре у взрослого червя пузырек отваливается, а шейка растет и делится на новые членики. Причем каждое превращение происходит при условии смены хозяина.

Метаморфоз свойственен и позвоночным животным. например, лягушка. Это мир неполного метаморфоза. Лягушки откладывают в воду икру, похожую на икру рыб. Икринки разбухают и внутри видно яйцо. Яйцо многократно делится и превращается в многоклеточный зародыш. Через две недели из икринки появляется головастик, по внешнему виду похожий на маленькую рыбку. В процессе развития головастика с превращением его в лягушку он теряет жабры и хвост, приобретает конечности и меняет характер питания. Дальнейшее изменение головастика зависит от условий среды: Чем теплее — тем быстрее развитие. Сначала у них появляются задние конечности, потом передние. Развиваются лёгкие. Головастики начинают заглатывать воздух, наступает время, когда хвост рассасывается. Головастик превращается в лягушонка. От момента откладки икры до превращения головастика в лягушку проходит обычно около 3 месяцев.

Развитие с метаморфозом наблюдается у многощетинковых червей, брюхоногих моллюсков, морских ежей, насекомых и земноводных.

У животных, развивающихся без превращения, личинка растет, может несколько раз линять, если покрыта хитиновым покровом, и все это время напоминает по внешности взрослое насекомое.

Развитие без превращения наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц , млекопитающих.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание по вариантам (каждый ряд парт — отдельная группа)

Вариант 1 –развитие с метаморфозом,

Вариант 2 – развитие без метаморфоза.

Соберите жизненные циклы бабочки и клопа. Назовите стадии их развития. Кто желает выполнить задание на доске? Давайте проверим.

Выпишите номера правильных утверждений :

1. Одной из стадий развития жука является куколка.

2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.

4. Личинки не линяют

5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением.

6. Куколка – это стадия роста и активного питания.

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел.

Проверьте ответы : 1, 2, 3, 7. Прочитайте правильные ответы.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

В чем отличие развития с метаморфозом и без него?

Какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие без него?

Источник

Урок 51. Развитие животных с превра­щением и без превращения

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Читайте также:  Способы шифрования информации цифрами

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Понятие «развитие», индивидуальное развитие (онтогенез); развитие животных без превращения, с превращением, представители, стадии.

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. На какие группы можно подразделить все способы размножения?

половое и бесполое

почкование и половое

вегетативное и половое

2. Какое размножение присуще одноклеточным?

3. Как называется тип размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия гамет?

4. Какие многоклеточные размножаются бесполым путем?

земноводные и пресмыкающиеся

ланцетники и насекомые

растения и грибы

5. Какому организму не присуще деление?

6. Как называется непрямое деление клетки?

7. Как называются половые клетки?

8. Какие организмы размножаются спорами?

розоцветные и астровые

грибы и папоротники

голосемянные и покрытосемянные

9. Как называется образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи?

10. Как называется животное, имеющее и мужские, и женские гонады?

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Рассмотрите рисунки. Какие два типа развития характерны для изображенных на рисунках животных. Какие стадии в своем развитии проходят саранча, бабочка, рыба, лягушка и человек?

Индивидуальное развитие организма продолжается и после его рождения, когда зародыш уже сформировался и может существовать самостоятельно вне яйца или тела матери. Период развития организма после рождения называют после зародышевым., или постэмбриональным (от лат. пост — после и эмбрион). У различных организмов этот период протекает по-разному. Поэтому различают прямое и непрямое развитие.

Прямое и непрямое развитие. Прямое развитие проходит без превращений. Родившийся организм имеет сходство со взрослой особью и отличается только величиной, пропорциями тела и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие, в основном, наблюдают у рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит личинка с желточным мешком. Она развивается в малька, похожего на взрослую особь, но отличающегося от нее недоразвитием ряда органов.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка совершенно непохожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом (от греч. метаморфозис — превращение), т. е. с несколькими личиночными стадиями постепенного превращения во взрослую особь. Личинки активно питаются, растут, но, за редким исключением, не способны к размножению.

Послезаролышевое непрямое развитие (полный метаморфозу бабочки): 1 — яйцо: 2 — личинка (гусеница): 3 — куколка; 4 — взрослое насекомое

Развитие с метаморфозом характерно для насекомых и земноводных. Причем, у насекомых метаморфоз может быть полным и неполным. При развитии с полным метаморфозом насекомые проходят ряд последовательных стадий, как правило, резко отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у бабочки из яйца выходит гусеница, которая имеет чер-веобразую форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку — неподвижную стадию, которая не питается, а только развивается во взрослое насекомое. Через некоторое время из куколки выходит бабочка. Пища и способ питания у личинки и взрослого насекомого различаются. Гусеница ест листья растений и имеет грызущий ротовой аппарат, а бабочка питается нектаром цветков и имеет сосущий ротовой аппарат. Иногда у насекомых некоторых видов взрослая особь вообще не питается, а сразу приступает к размножению (тутовый шелкопряд).

Читайте также:  Основные способы реализации проекта

При развитии с неполным метаморфозом стадия куколки отсутствует и личинки мало отличаются от взрослых насекомых. Так, у саранчи вышедшая из яйца личинка имеет по сравнению с взрослой стадией меньшую величину и у нее недоразвиты крылья.

Среди позвоночных животных развитие с превращением наблюдают, в основном, у земноводных. Например, у лягушки личиночная стадия — головастик. По выходу из икринки он напоминает малька рыбы. У него отсутствуют конечности, имеются жабры вместо легких, хвост, при помощи которого он активно плавает в воде. Спустя некоторое время у головастика формируются конечности, развиваются легкие, зарастают жаберные щели и исчезает хвост. Через два месяца после выхода из икринки головастик превращается во взрослую лягушку.

Превращение личинки во взрослую особь связано с выработкой железами внутренней секреции специальных гормонов. Например, для превращения головастика в лягушку необходим гормон щитовидной железы — тироксин. В некоторых случаях при недостатке гормонов личиночный период может затягиваться на всю жизнь и на этой стадии организм может приступить к размножению.

Так, личинка земноводного амбистомы — аксолотль при недостатке гормона щитовидной железы не превращается во взрослую особь и может размножаться При добавлении в воду тироксина развитие идет до конца и аксолотль превращается в амбистому.

.

Амбистома (слева) и ее личинка аксолотль (справа)

Рост. Характерное свойство индивидуального развития — рост организма, т. е. увеличение его размеров и массы. По характеру роста всех животных можно разделить на две группы — с неопределенным и определенным ростом. При неопределенном росте размеры тела организма увеличиваются в течение всей его жизни. Это наблюдается, например, у моллюсков, земноводных, рыб и рептилий. Организмы с определенным ростом прекращают расти на определенном этапе развития. Таковы насекомые, птицы и млекопитающие. Темпы роста у животных изменяются в течение всего периода и находятся под контролем гормонов. Например, у млекопитающих (в том числе и у человека) рост регулируется гормоном гипофиза соматотропином. Он активно вырабатывается в детском возрасте, а после полового созревания количество гормона постепенно уменьшается и рост прекращается.

После интенсивного периода роста организм вступает в стадию зрелости, для которой характерно также изменение физиологических процессов в организме. Этот период связан с деторождением.

Старение и смерть. Продолжительность жизни зависит от индивидуальных особенностей вида организма, но не зависит от уровня его организации. Например, мыши живут всего 4 года, ворон — до 70 лет, а моллюск пресноводная жемчужница — до 100 лет.

Процесс индивидуального развития организма заканчивается старением и смертью. Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная всем организмам. В процессе старения изменяются все системы органов, нарушаются их структура и функции.

Существует несколько теорий старения. Одна из первых была предложена русским ученым Ильей Ильичей Мечниковым. Согласно этой теории, старение организма связано с усилением в нем процессов интоксикации, самоотравления в результате накопления продуктов обмена веществ и деятельности гнилостных бактерий.

Многие современные теории предполагают, что старение организма — следствие изменений в генетическом аппарате клеток, которые приводят к снижению активности процессов биосинтеза белков. Существенной причиной изменения генетической активности является ослабление работы белков-ферментов. С возрастом повышается частота хромосомных нарушений. Восстановление поврежденных участков ДНК идет медленнее, накапливаются мутации, которые проявляются в структурах РНК и белков.

Высказываются научные гипотезы, которые связывают старение организма с гормональными нарушениями, в частности с изменением функции щитовидной железы.

У человека процессы старения обусловлены действием многих биологических факторов. Немаловажную роль в старении играет и социальная среда, окружающая человека. Наука, занимающаяся проблемами старения человека, называется геронтологией (от греч. герон — старец). Старение — это неизбежный этап развития любого организма. Далее наступает смерть, которая является необходимым условием для продолжения жизни других организмов.

Упражнения по пройденному материалу

Какие типы после зародышевого развития вам известны?

В чем разница между прямым и непрямым развитием? Приведите примеры животных с разным типом развития.

В чем заключается преимущество развития с превращением?

Чем развитие с полным метаморфозом отличается от развития с неполным метаморфозом? Приведите примеры животных с разным типом метаморфоза.

В чем заключается старение организма? Какие теории старения вам известны? Какая наиболее вероятна, по вашему мнению? Ответ обоснуйте.

В чем биологический смысл смерти организма?

Насекомые Размножение и развитие

Источник

Оцените статью
Разные способы