Рефлексивные приемы педагогической деятельности
статья
В статье «Рефлексивные приёмы педагогической деятельности» дано опрределение рефлексии, основные рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии, классификация и примеры рефлексии, а также параметры, которые следует учитывать при разработке своей методики рефлексии. Статья будет полезна педагогам, методистам при организации образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексивные приёмы педагогической деятельности | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия по информации с разных источников — это
- в переводе с лат. – «обращение назад»;
- словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание ;
- толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как с клонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой) ;
- в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии:
- Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
- При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и сложность учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию рефлексии:
Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои цели и задачи :
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния , например, «Цветик-семицветик» . Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко» . Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах .
Например, прием «Лестница успеха» . Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха» , «Рефлексивная мишень».
В случае использования рефлексивного приема «Светофор» , ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Прием незаконченного предложения , например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Расскажу дома, что …
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения, поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на занятии . Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой, потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее цели на конкретном учебном занятии.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения бланков. Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:
- возрастные особенности учащихся и состав класса. Например, методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;
- особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, углубленное изучение математики, информационных технологий требуют рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности;
- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ТЕХНИКА «ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ»: *** ЧТО Я ПОНЯЛ? *** ЧТО Я ОСОЗНАЛ? *** ЧТО Я НЕ ПОНЯЛ? *** КАКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ИСПЫТЫВАЛ? *** КА.
Приемы педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности для учебного успеха ученика
В данной статье рассматриваются некоторые приемы педагогической техники, которые могут повысить познавательную активность ученика.
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности учителя
В данной работе рассматриваются технологии, применяемые для оптимизации образовательного процесса.
Семинар-тренинг по теме «Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности» с рефлексией
Дата проведения: 2 ноября 2015г. Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль.
Место технологий, методов и приемов в процессе педагогической деятельности
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-познавательного процесса. Отсутствие педагогических технологий трудно представить себе в современной педагогике. Но м.
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности
технологии и приемы , применяемые в педагогической деятельности.
Рефлексивные приемы в педагогической деятельности
Предлагается вариант проведения этапа урока «Рефлексия» на уроках информатики в виде электронного опроса.
Источник
Рефлексия для педагогов (10 способов)
Рефлексия для педагогов
1. «Рефлексивная мишень»
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.
Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).
Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:
— присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
— присесть, немного согнув ноги в коленях, — невысокая оценка, безразличное отношение;
— обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
— поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
— поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.
Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.
3. «Футбольное поле»
Для анализа прошедшего занятия предлагается лист с изображением «игроков» на футбольном поле, каждый из которых находится в определенном игровом положении: забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, принимает душ, размышляет в задумчивой позе или… лежит на носилках.
В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения педагогу предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающую его состояние на данном занятии. Алгоритм рефлексивной деятельности следующий: индивидуальная оценка, обмен мнениями в группе, обобщение ведущего для получения общей картины.
На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», выполненные на отдельных карточках. Насытились?
Я съел бы еще этого …Больше всего мне понравилось …
Я почти переварил …Этот ресторан …Я переел …Пожалуйста, добавьте …
5. «Все у меня в руках!»
На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.
Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
6. «Цветные фигуры»
Ведущий предлагает выбрать участникам из разложенных в центре круга фигур (из цветной бумаги в 2-3 экземплярах каждого цвета) фигуру, которая соответствует его сегодняшнему эмоциональному состоянию. Ведущий также выбирает фигуру. Каждый участник взаимодействия объясняет свой выбор по алгоритму, который задает руководитель (что символизирует форма, цвет выбранной фигуры). По окончании представления учащимися своего выбора руководитель подводит итог, акцентируя внимание на индивидуальности каждого участника взаимодействия.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» — «минус» — записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» — «интересно» — педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.
8. «Букет настроения».
В начале мероприятия раздаются бумажные цветы: например, красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце мероприятия говорится: “Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов. В конце собрать цветы в корзинку или вазочку. Можно напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый — тревожное, напряженное;
черный — упадок, уныние.
Предлагается ценить свою деятельность на мероприятии с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного). Карточки данных цветов даны педагогам еще до мероприятия.
Педагогам предлагается оценить настроение после мероприятия: «Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если мероприятие понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая» — зеленый парус, если мероприятие никак не тронуло – черный парус».
Авторы-составители: Некрасова С.В., Белозерцева Т.И.
Источник