Способы развития речи учащихся

Эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс)

В статье представлен практический опыт по развитию письменной речи учащихся и формированию их лингвистической компетенции

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_uchashchihsya.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка

Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.

Не секрет, что многие не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, « мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться путем поиска действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.

Цель и задачи работы над темой

Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены в 9 и в 11 классе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1). Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме.

2). Развивать интерес к своему предмету.

3). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

4). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

5). Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

В связи с этим я считаю, что развитие речи — это урок творчества.

На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования.

Современное образование связано, в первую очередь, с развивающими и воспитательными функциями; с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку, а также и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирование языковой компетенции. Мы должны формировать личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью.

По-моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.

Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Третье направление — формирование умений и навыков связного изложения мыслей.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.

Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.

В свою работу включаю следующие основные виды работ.

1. Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.

3. Устные дискуссии .

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

5. Языковые игры:

Задание: «Вставь слово»

(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н Сладков.

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.

Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.

Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.

Задание. «Составь рассказ».

Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.

Задание. «Редактирование текста».

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.

Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом. Потемнела прозначная вода в озере.) По Д.Мамину-Сибиряку.

— «Составь рассказ по его началу»

Задание. Составь рассказ по его началу.

1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…

6. Минутки поэзии

На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия.

«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.

На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, ( сухой) и ( колкий) .

И вяз озяб, и дуб замерз

Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)

Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,

Листья (пожелтелые) по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

Используя данную ниже лексику, напишите миниатюру о дожде по вариантам :

Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.

8. Упражнение « Распространите предложения».

День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, — важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.

Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах.

Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Работа прочитана на педагогических чтениях » Деятельностный подход в образовании».

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

«Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка» — итоговая работа после прохождения курсов повышения квалификации «Обучение русскому языку в рбразовательном учреж.

Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические .

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр.

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли.

Источник

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.
статья по русскому языку по теме

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

Вложение Размер
statya_razvitie_rechi_dokument_microsoft_office_word.docx 33.72 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Кошелевка муниципального района Сызранский Самарской области

учитель начальных классов

Сухарева Ольга Александровна

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников

Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. В этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.

Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика — дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать у каждого школьника позитивное отношение к русскому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности. Так как начальная школа является первой ступенью в систематическом усвоении научных знаний, она должна учитывать логику познавательной деятельности в этом возрасте, когда первичным является формирование отношения к изучаемому материалу. В первую очередь необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно-познавательной деятельности и успешном развитии речевых творческих способностей учащихся.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.

В 20-е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. Именно тогда появились разделы «Развитие речи», стали выходить специальные учебники по развитию речи.

В 30 – 50-е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. А в 60-е годы раздел «Связная речь» появляется вновь, уже общий для уроков русского языка и литературы.

В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

На рубеже XX – XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся. По мнению Р.С.Львова, речь – это способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Т.Г. Рамзаева, под развитием речи в узком смысле понимает овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
По мнению М.С. Соловейчик, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе «нанизываются» предложения. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно, относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.
В современной методике существуют разные методические подходы, направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создание речевой среды. Еще одно условие – речевая активность самого ребенка.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития.

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):

-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;

-записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;

-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

-устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;

-рассматривание художественных текстов, заученных на память;

-импровизация сказок, зачатки литературно — художественного творчества;

-письменные изложения образцовых текстов;

-перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно);

-диалоги — пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);

-различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

-письменные сочинения разнообразных типов;

-статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;

-деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др.

Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.

В качестве методических приёмов работы со словом на занятиях по развитию речи можно использовать следующие приемы:

  • толкование лексемы с помощью толкового словаря:
  • показ самого предмета или его изображения;
  • этимологический анализ или этимологическая справка;
  • использование ребусов;
  • составление логической цепочки слов;
  • Использование кроссвордов и чайнвордов;

При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Скороговорки можно использовать для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы работы со скороговоркой могут быть различны:
– проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
– проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
– импровизационное инсценировка скороговорок;
– создание скороговорных приветствий и т. д.
Другим эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок. Скучную и мало эффективную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык».
Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.
1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Шило в мешке не утаишь.
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас.
Игровая технология в начальной школе является приоритетной. При работе над разделом «Словосочетание и предложение» наиболее интересными и эффективными считаются следующие игры: «Инопланетяне», «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот — навыворот» и др.

При работе с текстовым материалом большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
— Словесное рисование — это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
— Сочинение сказок – это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.
При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:
— «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

-Решение сказочных задач.
— Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
— Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
— Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

-Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

— Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

— Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

— Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование, сопровождающееся рассказом)
Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю — запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника — это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и формирования речи младших школьников. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы

2. Как сопровождение объяснения учителя

3. Как информационно-обучающее пособие.

4. Для контроля знаний.

5. Для организации проектной деятельности младших школьников.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

4. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

Источник

Читайте также:  Способ шифрования аминокислотной последовательности называется
Оцените статью
Разные способы