Способы развития речевой компетенции

«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности»

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: речевые компетенции

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Песталоцци

В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Речевая компетенция учащихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день. И это обусловлено несколькими факторами:

Во-первых, на процесс социализации современных школьников оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. И многие дети теряют интерес к чтению книги. А ведь социализация личности ребенка – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются ребенком как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения.

Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Потому что трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде.

Во-вторых, современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Их речь часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

В-третьих, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.

Так что же такое речевая компетенция? Какова ее суть? Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения. В своей статье я попытаюсь определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства гимназии.

Итак, основные задачи, требующие решения в работе с обучающимися над формированием речевой компетенции:

  1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
  2. Формировать умения
    • вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
    • грамотно разрешать конфликты в общении;
    • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  3. Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
    • повысить результативность обучения;
    • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

В работе над формированием речевой компетенции я использую различные современные педагогические технологии:

  1. Проблемное обучение.
  2. Разноуровневое обучение.
  3. Игровая технология.
  4. Проектная технология.
  5. Здоровьесберегающая технология.
  6. Развивающее обучение.

Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.

Остановимся подробнее на использовании технологии проблемного обучения при формировании речевой компетенции обучающихся. В чем суть данной технологии?

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
  • способствует развитию познавательной активности и осознанности знаний;
  • предупреждает появление формализма, бездумности;
  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Основные методические приемы создания проблемных ситуаций:

  1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  2. сталкивает противоречия в практической деятельности;
  3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  5. побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  7. определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  8. ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для наглядности приведу несколько примеров из личного опыта по созданию проблемной ситуации на уроке.

I. Проблемная ситуация с «затруднением».

Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Необходимо погрузить ребят в мыслительную деятельность, чтобы они, мысля и рассуждая, начали излагать свои мысли, высказывать предположения по тому или иному вопросу. Так, при изучении творчества А.С. Пушкина на уроках литературы в 9 классе ребятам в начале занятия предлагается выявить общие особенности иллюстраций, представленных на слайде. Под иллюстрациями нет подписи, кто или что это. Основная задача состоит в том, что ребята сами догадались и сделали выводы. Например, перед ними портреты А.С. Пушкина, Александра II, Александра Македонского, Александра Малинина, Александра Невского и две иллюстрации с изображением торта и озера. Безусловно, все эти портреты и иллюстрации объединены общим словом – Александр. Название торта и озера в Таджикистане специально включены в данную группу с целью «запутать», заставить мыслить, подключив метапредметные связи понятий и образов. Выявив общее сходство, переходим к понятийным связям. Как связано имя Александра II и А.С. Пушкина? Ребята должны ответить, что одной из тем лирики поэта была свобода («Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву»), и Пушкин относился крайне негативно к рабству на протяжении всей его творческой жизни. А император Александр II как раз отменил это крепостное право в России, именно за его отмену так рьяно выступали поэты, общественные деятели, декабристы и их соратник А.С. Пушкин.

Также по усмотрению учителя можно провести беседу с ребятами по оставшимся иллюстрациям и портретам, задав вопросы: чем знамениты Александр Невский и Александр Македонский? Знают ли они об интереснейшем месте на земле, озере Александр, в Таджикистане?

II. Подводящий диалог.

Это проблемно-диалогическая технология, цель которой научить самостоятельно решать проблемы. Средством данной технологии является открытие знаний вместе с детьми.

Для наилучшей наглядности приведу сравнительно-сопоставительную таблицу:

Традиционный урок Проблемно-диалогический урок
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…». 1. Постановка проблемы: «С одной стороны,…, но с другой стороны,…» «Что удивляет? В чем затруднения. » «Какой возникает вопрос? Что надо знать. ».
2. Объяснения учителя: «Итак, слушайте внимательно…». 2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?».
3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…». 3. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…».

Например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Проверяемые безударные гласные» учащимся предлагается работа со словом «ученик».

Читайте также:  Второй способ математической модели

На первом этапе работы ребята должны дать определение данному слову (ученик – это тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении. Тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо.). Затем записать слово, разделив на слоги, поставить ударение, выделить орфограмму: у-че-нѝк.

На втором этапе ребята подбирают однокоренные слова: учить, учиться, учение, учёба, учитель, училище, учёный, учить, ученица,

Третий этап работы – это сочетаемость слов и подбор синонимов: хороший, лучший, сильный, слабый, отстающий, новый, серьёзный, дисциплинированный, трудолюбивый, прилежный, ленивый, способный ученик. Синонимы: школьник, учащийся.

Пятый этап предполагает творческую направленность. Ребятам предлагается вспомнить или самостоятельно придумать пословицы и поговорки с данным словом. Например: каков ученик, таков и его дневник.

На шестом этапе учащиеся составляют предложения с данным словом. Например: Я ученик пятого класса. Ученик получил отличную оценку.

Седьмой этап – это рассказ-предположение на основе
ключевых слов. Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадёт ли их мнение с авторским. Например:

Задание: По опорным (ключевым) словам составить рассказ.

Спасение бельчат: Зима – обвалы – тяжелый ком снега – жилище белочки – выскочила – дети – ловушка – раскапывать – осталось целым – счастлива.

Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов»:

  1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
  2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
  3. Следить за использованием каждого ключевого слова. При правильно подобранном материале получаются интересные работы учащихся:

Наступила холодная зима. Обвалы тяжёлых комков снега рухнули на домик белки. Белочка выскочила, а её дети оказались в ловушке. Они не могли выйти из-под тяжёлого снега. Белка начала раскапывать большой сугроб. Все остались целы. Мать-белка была счастлива!

А вот авторский текст:

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.
(По В. Бианки)

Таким образом, формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы — непрерывный процесс, он подразумевает применение различных методов и приёмов, которые способствуют развитию умения говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога; хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, то есть использовать накопленный языковой материал с целью общения.

Формируется также культура сотрудничества, культура работы с информацией (текстом), что способствует воспитанию «человека думающего», развитию мыслительных умений школьников, которые необходимы для жизни в современном мире: свободное практическое владение речью, умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Источник

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»
статья на тему

1. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Целью в преподавании русского языка и литературного чтения она считает создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции. Для реализации данной цели ставит следующие задачи:

-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

-обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

-учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

— формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции.

Скачать:

Вложение Размер
5razvitie_rechevyh_kompetentsiy_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literaturnogo_chteniya.docx 41.19 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Талалихинская НШДС

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения .»

(Выступление на школьном методическом совете)

Выполнила: Чувахина С.В.

Учитель начальных классов

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Но следует отметить, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?

Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция.

Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  • учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников, помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.

Коммуникативная компетентность — основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • · снижение уровня читательской культуры;
  • · снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • · низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • ·умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • · извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • · проникнуть в смысл высказывания — слушание;
  • ·навыков изучающего чтения;
  • · умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

  • ·собирать и систематизировать материал,
  • · составлять план, пользоваться различными типами речи,
  • ·строить высказывание в определенном стиле,
  • · отбирать языковые средства,
  • ·совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Основные формы учебной коммуникации

  • Монологические формы речевой коммуникации
  • Диалогические формы речевой коммуникации
  • Выступать с заранее подготовленной речью
  • Учебная беседа учителя и ученика
  • Рассказывать
  • Учебная беседа в парах
  • Пересказывать
  • Учебная беседа в группах
  • Спрашивать и задавать вопросы
  • Дискуссия
  • Сообщать
  • Ответы на вопросы
  • Отвечать на вопросы
  • Ролевая игра
  • Критиковать
  • Блиц — турнир
  • Доказывать и опровергать
  • Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

  • через обучение содержанию предмета;
  • через развитие прикладных исследовательских умений;
  • через развитие социально – коммуникативных умений;
  • через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

  • Готовность учащихся участвовать в общении на уроке
  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
  • Комментировать вопросы и ответы
  • Делать сообщения
  • Рассказывать логично и последовательно
  • Простота и чёткость речевого высказывания
  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
  • Умение использовать риторические вопросы
  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
  • Умение вести беседу в паре, в группе
  • Умение поддерживать беседу
  • Умение вести конструктивный диалог
  • Умение построить дискуссию и вести её
  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

придумать другое окончание сказки, рассказа

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

любое мнение ценно;

ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

хочешь говорить – подними руку;

дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

обращение начинается с имени;

критика должна быть тактичной;

отсутствие результата – тоже результат;

голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1. Эмоциональное вслушивание

3. Выразительное чтение

4. Сочинения, рисование, инсценировки

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владение детьми способами понимания художественного произведения

2. Умения выразительно читать.

3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4. Расширение читательского кругозора.

5. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование коммуникативных способностей.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

1. Ролевое чтение

2. Ролевые диалоги

3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

4. Придумать разговор героев произведения по телефону

5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие).

Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.

Типы коммуникативных игр

  1. Игры учебного характера
  2. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры
  • «Авторская сказка»
  • «Цветик — семицветик»
  • «Угадай, кто я?»
  • «Испорченный телефон»
  • «Фраза по кругу»
  • «Магазин»
  • «От первого лица»
  • Предметная игра «Что? Где? Когда?»
  • «Цепочка»

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра — «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль — образ». И в этом её воспитывающая сила.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторинах, КВН .

Таким образом, среди требований к результатам изучения литературного чтения приоритетным является развитие ценностно-смысловой сферы и коммуникативной компетентности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

  • ·синтаксическая пятиминутка;
  • ·включи воображение;
  • ·напиши подобно;
  • ·через дополнительное задание к диктанту;
  • ·составление таблицы.

По словам Л.В. Щербы, цель лингвистического анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей. и поэтов». Задачи анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

Об этом я говорю на уроках с обучающимися, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.

Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью.

Следующий этап – анализ текста. Здесь требуется «холодная голова».

Процесс понимания текста «по шагам»:

  • ·эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации .
  • ·интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.
  • ·формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания:

1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.

2. Литературно-критические: литературное обозрение, «слово о писателе»и др.

3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.

4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.

5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

Чтобы добиться успеха в этом деле, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.

  • ·понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • ·осознавать содержание текста;
  • ·фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
  • ·определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
  • · дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
  • ·прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
  • ·осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
  • ·заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
  • ·использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста я стала вести целенаправленную работу, в процессе которой текст поэтапно анализируется;

  • ·уточняются тема и основная мысль;
  • ·проводится словарная работа;
  • ·составляется план текста;
  • ·выразительное чтение текста;
  • ·ответы на вопросы учителя;
  • ·пересказ текста,

Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации работаю с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.

Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышления на лингвистические темы.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

1. Пономарёва Л.Д. Речетворчество учащихся // РЯШ. – 1979. – №6

2. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

3. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

4. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. — 2003. – №4

5. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. — 2004. – №7

6. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

7.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008.

8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества -М; «ВАКО»-2009

8.Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2008

Источник

Читайте также:  Цефтриаксон уколы способ применения инструкция
Оцените статью
Разные способы