Способы развития ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Статья:
В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.
Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.
Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:
Дисплазия тазобедренных суставов
Вальгусная деформация коленных суставов
Плоско-вальгусная деформация стоп
Деформация грудной клетки
Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.
У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.
Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).
Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.
Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:
1. Реабилитационные
разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
укрепление мышечного корсета;
формирование правильной осанки;
коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
развитие динамической координации и соразмерности движений;
развитие статического равновесия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
выработка привычек здорового образа жизни;
повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
поддержание интереса к двигательной деятельности;
воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.
Источник
Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сидоренко Анастасия Григорьевна,
Дети с нарушениям опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом и эмоционально-личностном развитии.
В последние годы отмечается тенденция к активному включению детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу.
Какие показатели развития благоприятны для инклюзии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
Нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие.
Отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи).
Достаточно развиты навыки самообслуживания (сам одевается, ест, т.д.).
Хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям.
Для того чтобы включение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную школу оказалось успешным, педагоги и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития своих учеников и учитывать их в учебном и воспитательном процессе.
Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Педагогу следует учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:
Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Выкладывание букв из различных материалов
Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками
Рисование, раскрашивание, штриховка
Игры со счетными палочками
Игры с конструктором, мозаикой
Недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Будут полезны следующие упражнения:
Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца
Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу
Обводка, штриховка, раскрашивание
Копирование образца по точкам
Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки
У многих детей с нарушениями ОДА недостаточно развиты пространственный анализ и синтез . Работа по развитию пространственной ориентировки идет по следующим направлениям:
обучение ориентировке в схеме собственного тела.
обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
обучение восприятию пространственных отношений между предметами
обучение ориентировки на плоскости.
В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета . Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении.
В связи с этим необходимо применять:
разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;
упражнения на развитие мыслительных операций.
Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность . Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, давать перерывы при продолжительных заданиях. Более интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени определяются различными нарушениями речи .
Характерным проявлением являются разнообразные нарушения произносительной стороны речи. Коррекционной работой в этом направлении занимается логопед.
Часто у детей с нарушениями ОДА отмечаются нарушения письма и чтения.
Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:
I этап . Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.
II этап . Тренировка чтения разных слогов.
III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.
IV этап . Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости по типу «Глохая куздря».
При обучении детей с двигательными нарушениями чтению в начальных класса педагог может воспользоваться такими приемами, как
выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать,
ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т. п.
При коррекции нарушений письма следует учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
У детей с нарушениями ОДА обнаруживаются недостатки в развитии произвольного внимания .
Важную роль в развитии внимания имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.
Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.
Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми.
Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.
Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель, – это недостатки памяти . Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому. Узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания учитель обычно дважды читает соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.
Многим детям присуща эмоционально-волевая незрелость , поэтому учителям следует широко использовать поощрения. Отрицательные оценки деятельности ученика влияют крайне неблагоприятно, т.к. детям с нарушениями ОДА свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Создание положительного эмоционального отношения – важный фактор успешной адаптации к школьным условиям, фактор улучшения усвоения знаний и навыков.
Как оценивать достижения детей?
Достижения детей в овладении программным материалом оцениваются на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используются:
1) тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых навыков;
2) тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения;
3) срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
4) экзаменационные работы и билеты для оканчивающих основную школу, которые разрабатываются администрацией школы с учетом возможностей детей и имеющихся у них нарушений. На экзаменах за среднюю школу — работы и билеты, предназначенные для общеобразовательной школы;
5) анкеты для педагогов, воспитателей, родителей, в которых дается оценка продвижения детей в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии, указываются трудности в овладении учебным материалом и особенности поведения учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
I ступень (начальная школа) соответствует требованиям начальной школы общего назначения с учетом особенностей двигательного и речевого развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В подготовительном и I классах используется только качественная оценка успешности освоения школьной программы. Знания учащихся оцениваются с учетом особенностей нарушений речи и затруднений в письме, обусловленных двигательными расстройствами. Обучающиеся в начальных классах, не справившиеся с учебной программой по состоянию здоровья, по решению медико-педагогической комиссии могут быть оставлены на повторный курс обучения с использованием при необходимости индивидуальной учебной программы.
Т.о., коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Перед специалистами, работающими с детьми с нарушениями ОДА, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.
Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М.; Мамайчук И.И. — СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2001, 272 с.
Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник/ Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В.Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 64с.
Источник