Способы развития реакции человека

Скорость реакции человека, стимул и бихевиоризм

Стимул – это раздражитель, вызывающий реакцию или причина, побуждающая к деятельности и создающая благоприятные условия для развития чего-либо. В свою очередь, реакция – это действие, возникающее как ответ на какое-либо воздействие. Стимул и реакция на него широко изучаются в таком направлении психологии как бихевиоризм, систематически исследующий поведения людей и животных.

Человек от природы склонен к тому, чтобы отвлекаться. Часть нашего мозга, отвечающая за внимание, запрограммирована реагировать на все, что связано с удовольствием, угрозой или чем-то новым. Нас тянет к неизвестному! А когда мы обнаруживаем что-то новое, происходит выброс дофамина, гормона, отвечающего за удовольствие.

С точки зрения эволюции, это вполне логично. Наши предки не могли уделять внимание исключительно одному процессу. Им приходилось переключаться на угрозы вроде приближающегося хищника. Благодаря этому они и выжили.

В следующих проектах мы изучим более детально, что такое стимул и реакция на него, какие бывают раздражители и как мы на них реагируем.

Проект «Стимул и ответная реакция»

Скорость реакции – это основной поведенческий параметр в экспериментальной психологии, который включает время и физиологические процессы от стимула до реакции.

На какие органы чувств вы будете полагаться, если потребуется быстрая реакция: зрение, слух, обоняние или осязание? Этот эксперимент позволит определить, какие органы чувств обеспечивают скорейшую передачу сигналов в головной мозг, а также производят самую быструю реакцию.

Этот эксперимент поможет определить, какие органы чувств быстрее всего реагируют на внешние стимулы: слух, осязание, обоняние или зрение.

Что нам понадобится:

  • калькулятор;
  • метровая линейка;
  • повязка на глаза;
  • участники эксперимента (приблизительно 10 мужчин и 10 женщин);
  • блокнот для записывания результатов.

Ход эксперимента:

  1. Возьмите метровую линейку. Поместите большой и указательный пальцы над отметкой 100. Следующие шаги следует предпринять во время тестирования каждого участника.
  2. Попросите участника эксперимента поместить большой и указательный пальцы с другой стороны линейки на отметке 0. Когда вы отпустите линейку, участник должен постараться поймать её, сомкнув большой и указательный пальцы.
  3. Вначале протестируйте время реакции органов зрения. Резко бросьте метровую линейку. Запишите расстояние (в сантиметрах), которое она проделает во время падения, прежде чем участник сможет остановить её.
  4. Повторите пять попыток. Подсчитайте среднее арифметическое.
  5. Повторите тест, используя повязку для глаз, чтобы оценить скорость реакции органов слуха. Когда будете отпускать линейку, скажите слово «бросаю».
  6. Сделайте пять попыток. Подсчитайте средний результат.
  7. Проделайте тот же самый эксперимент, используя повязку для глаз, чтобы оценить скорость реакции через осязание. Когда будет бросать линейку, прикоснитесь к плечу участника.
  8. Повторите попытку пять раз. Подсчитайте средний результат.
  9. Повторите тест. На этот раз используйте повязку на глаза и ароматические свечи. Каждый раз, когда будете бросать линейку, подносите к носу участника ароматическую свечу.
  10. Повторите попытку пять раз. Выведите среднее арифметическое.
  11. Повторите шаги 2-10 для каждого участника эксперимента.
  12. Оцените полученные данные. Подсчитайте среднее время реакции каждого участника. Используйте формулу:

Вычислите t, учитывая что d – это расстояние, которое проделала линейка в процессе падения, a – ускорение с учётом гравитационной постоянной (9,8 м/с²).

Вывод:

Какие органы чувство демонстрируют самую быструю реакцию? Отличается ли время наступления ответной реакции у мужчин и женщин?

Проект «Влияние мобильного телефона на управление транспортным средством»

По мере роста продукции на рынке мобильных телефонов увеличивается также количество пользователей. По данным отчёта аналитической компании Pew Research Center за 2018г. 59% опрошенных взрослых в мире пользуются смартфонами, 31% обычными телефонами, и только у 8% нет ни того, ни другого. Больше всего смартфонов в Южной Корее — 94%, 6% пользуются обычными телефонами. Телефон стал обычным явлением, даже когда человек находится за рулем автомобиля.

В 1980-х годах мобильные телефоны были впервые сконструированы для автомобилей. Сегодня производители автомобилей предлагают возможность объединить мобильный телефон и машину. Неужели процесс управления транспортным средством и разговор по телефону стали неотделимыми друг от друга?

В ходе проведения различных исследований учёные сравнивали уровень концентрации водителей в нетрезвом состоянии с теми, кто в процессе управления автомобилем говорит по телефону. Оценивались такие эффекты, как замедленная реакция и «непреднамеренная слепота». Мы рассмотрим влияние мобильного телефона на человека во время управления машиной в видеоигре симуляторе.

Цель – выяснить, как разговор по мобильному телефону влияет на процесс управления автомобилем.

Что нам понадобится:

  • видеоигра в жанре автосимулятор – приставка или компьютерная игра: Need for Speed – Жажда скорости (EA Games), Mario Kart (Nintendo);
  • мобильный телефон (1 для исследователя, 1 для участника эксперимента).
Читайте также:  Укажите виды измерений по способу получения информации ответ

Ход эксперимента:

  1. Каждый участник эксперимента должен играть в видеоигру.
    1. Включите один и тот же уровень для всех участников.
    2. У каждого участника должно быть три попытки.
    3. Записывайте результат после каждого этапа эксперимента.
  2. 30 минут перерыв – пусть участники выполняют какие-либо другие действия, не связанные с вождением (например, разгадывают кроссворды или играют в другие игры).
  3. Участники должны играть в видеоигру, одновременно разговаривая по телефону.
  4. Позвоните участнику эксперимента через определённый промежуток времени после начала игры (в течение 30 секунд).
  5. Подготовьте список вопросов, которые вы будете задавать участнику, а также историю, которую ему расскажете. Подбирайте такие вопросы, которые позволят продолжить беседу.
    1. Какая сегодня погода? Где ты в последний раз проводил каникулы?
    2. Ты видел новый эпизод сериала ____ вчера вечером? Что ты об этом думаешь?
    3. На прошлой неделе я пошёл в кино и…
  6. Участник должен сыграть три раза, одновременно разговаривая по телефону.
  7. Запишите результаты после каждого этапа.

Вывод:

Как использование телефона влияет на наше внимание и концентрацию? Отличается ли качество вождения в зависимости от того, концентрируется человек на процессе управления автомобилем или говорит по мобильнику?

Проект «Что отвлекает сильнее: разговор по телефону или обычная беседа?»

Постоянная увлечённость большинства людей разговорами по мобильному телефону — один из самых раздражающих аспектов современной жизни. Существует мнение, что прослушивания половины беседы оказывает более негативный эффект на концентрацию, по сравнению с прослушиванием всего разговора.

Этот эксперимент поможет определить, влияет ли односторонняя беседа на концентрацию.

Что нам понадобится:

  • 100 добровольцев;
  • отдельная комната;
  • стереосистема;
  • 100 копий простого теста, например, таблица умножения;
  • оборудование для звукозаписи;
  • альбом классической музыки;
  • записная книжка.

Ход эксперимента:

  1. Запишите монолог. Попросите друга начинать отрывок из книги, газеты или пьесы. Или сделайте это самостоятельно. Продолжительность фрагмента должна составлять несколько минут. Постарайтесь выбрать материал рутинного содержания, насколько это возможно.
  2. Запишите диалог продолжительностью несколько минут. Используйте пьесу, книгу или сочините свою собственную беседу. Прочтите диалог вдвоём с другом или попросите двоих друзей записать беседу. Постарайтесь подобрать как можно более скучную тему. Повествование, сюжет и наличие юмора не настолько важны.
  3. Запишите половину диалога. Возьмите тот же диалог, который вы использовали в пункте 2. Исполнитель должен зачитать только фразы одного персонажа. Между репликами должны быть паузы, словно он слушает ответ собеседника.
  4. Пригласите 20 добровольцев в комнату (либо всех вместе, либо по одному). Предложите им пройти простой тест в тишине. Соберите результаты тестирования. Поблагодарите за то, что уделили вам время. Это будет ваша контрольная группа.
  5. Пригласите 20 других участников. Поставьте классическую музыку. Сделайте достаточно большую громкость. Предложите этим добровольцам пройти тест. Снова соберите результаты и поблагодарите за их время.
  6. Повторите пункт 5 для трёх других групп по 20 человек. Одна группа должна будет выполнять тесты, одновременно прослушивая монолог, второй будет предложен диалог, и для третьей группы осталась половина диалога (в исполнении одного собеседника).
  7. Проанализируйте результаты тестирования. Какая группа справилась с задачей лучше всего?

Вывод:

Действительно ли разговор по телефону (односторонняя беседа) понижает концентрацию больше, чем прослушивание информации иного рода? Можно ли утверждать, что в процессе прослушивания полной беседы концентрация будет выше, чем во время прослушивания половины разговора?

Проект «Что отвлекает сильнее: SMS или разговор по мобильному телефону»

Написание SMS и разговоры по телефону отвлекают пользователей и могут привести к травмам во время прогулки или в процессе управления автомобилем. Этот эксперимент поможет определить, насколько эти два вида использования телефона влияют на скорость реакции человека. Действительно ли написание SMS опаснее?

Этот эксперимент поможет оценить, какой способ использования мобильного телефона больше всего влияет на скорость реакции.

Что нам понадобится:

  • калькулятор;
  • метровая линейка;
  • повязка на глаза;
  • участники эксперимента с мобильными телефонами (приблизительно 10 мужчин и 10 женщин);
  • блокнот для записывания результатов.

Ход эксперимента:

  1. Приготовьте метровую линейку. Поместите большой и указательный пальцы на отметке 100. Приглашайте разных участников эксперимента по очереди. Выполняйте следующие шаги: попросите участника поместить указательный и большой пальцы с другой стороны линейки на отметке 0. Когда вы будете бросать линейку, участник должен успеть схватить её, быстро сжимая пальцы.
  2. Вначале проверьте основную реакцию. Бросьте метровую линейку и запишите расстояние (в сантиметрах), которое она проделает, прежде чем участник успеет её остановить.
  3. Повторите попытку пять раз. Подсчитайте среднее арифметическое.
  4. Повторите тест. На этот раз попросите участника разговаривать с кем-то по телефону, одновременно принимая участие в эксперименте.
  5. Повторите то же самое пять раз. Вычислите средний показатель.
  6. Повторите тест. Теперь участник должен набирать сообщение (одной рукой), одновременно принимая участие в эксперименте.
  7. Повторите пять раз. Высчитайте средний результат.
  8. Повторите шаги 2-8 для каждого участника.
  9. Оцените полученные результаты. Подсчитайте время реакции для каждого этапа эксперимента. Используйте формулу: d=0.5a*t2,
  10. Вычислите t, учитывая, что d – это расстояние, которое проделала линейка, a – ускорение с учётом гравитационной постоянной (9,8 м/с²).
  11. Вычислите скорость реакции V=d/t.
  12. Проанализируйте полученные результаты. Какой вид использования мобильного телефона больше влияет на скорость реакции? Насколько реакция изменилась во время набора текста для SMS? А во время разговора?
Читайте также:  Решить систему уравнений тремя способами вариант 1

Вывод:

Как разговор по телефону влияет на скорость реакции? Как написание SMS влияет на скорость реакции?

Проект «Эффект навязчивой мелодии»

Всем знакомо выражение «засела песня в голове». Этот проект поможет найти подтверждение этой теории.

Цель – изучить феномен навязчивой мелодии (песни, которая застряла в голове).

Что нам понадобится:

  • 40 добровольцев;
  • отдельная комната;
  • три разных песни, предпочтительно из разных жанров (например, классика и рок);
  • музыкальный плеер;
  • списки вопросов.

Ход эксперимента:

  1. Подготовьте списки вопросов для участников. В бланках должно быть указано время: через 15 минут после прохождения теста, через 30 минут, час, 3 часа, 10 часов, 24 часа, 36 часов, 48 часов). Также укажите вопрос, есть ли какая-то песня, которая звучит в голове каждый раз.
  2. Запишите отличительные черты выбранных песен, включая исполнителя, жанр и продолжительность. Укажите темп, ритм и обозначьте другие ключевые моменты. Эта информация будет полезной.
  3. Пригласите добровольцев в комнату. Запишите их возраст и пол.
  4. Включите одну песню – громко, но не слишком.
  5. Проиграйте эту песню три раза.
  6. Повторите шаги 4-5 с другими двумя песнями.
  7. Раздайте бланки для опроса участникам и проинструктируйте их. Они должны обозначить продолжительность звучания песен в голове. Напомните, что они должны указать любые навязчивые песни, даже если они не проигрывались в ходе эксперимента. Также они могут указать, что ни одна песня в голове в данный момент не звучит.
  8. Через два дня соберите бланки с ответами.
  9. Проанализируйте полученные данные. Какая песня оказалась самой навязчивой? Есть ли какая-то взаимосвязь между запоминающимися песнями и музыкальным оформлением (темп, ритм и т.д.)? Сколько понадобилось времени для того чтобы избавиться от прилипчивой мелодии? Влияют ли такие факторы, как пол и возраст? Возможно, песня, которая прозвучала, вытеснила другую? Появились ли другие навязчивые мелодии, которые заменили предыдущие?

Вывод:

Действительно ли одни песни способны застрять в голове больше, чем остальные? Насколько долго песня может звучать в голове?

Заключение

Благодаря проведенным проектам вы теперь знаете, что такое стимул и реакция. Также вы на практике увидели, как изучаются особенности поведения человека в бихевиоризме. Попробуйте развить это направление, проведя исследовательскую работу по измерению скорости реакции человека.

Источник

Развитие быстроты реакции, как отдельного вида скоростных способностей у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста активно растут год за годом и для полномерного, всестороннего развития им необходима, адекватная для каждого возраста, физическая нагрузка.

На занятиях физической культурой в детском саду дети должны не только играть в различные подвижные игры, но и развивать основные физические качества, такие как: ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость.

Любой педагог, работающий с детьми, знает, что все физические качества развиваются у человека неравномерно, и имеют свои сенситивные периоды развития, которые могут между собой пересекаться по возрастам, а могут и не пересекаться.

На занятиях физической культурой в детском саду мы не можем в полной мере развить у ребенка все физические качества, но мы можем создать хорошую базу – предпосылки, для развития тех или иных качеств в будущем.

В данной работе я попытаюсь раскрыть тему развития быстроты реакции у дошкольников, используя различные методы развития скоростных способностей, являющиеся наиболее адаптированными для дошкольного возраста, а именно старшего (5-6 лет) и подготовительного к школе (6-7 лет).

Цель: Развитие быстроты реакции у детей в возрасте 5-7 лет, в рамках занятий по физической культуре в детском саду.

  1. Развитие физических качеств: быстрота, ловкость, сила
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата
  1. Воспитывать внимание и умение слушать.
  2. Воспитывать умение помогать друг другу.
  3. Воспитывать умение выигрывать и проигрывать.
  4. Воспитывать дисциплину на занятиях физической культурой.
  1. Создавать у детей представление о понятиях: скорость, быстрота, реакция.
  2. Создавать представление у детей о строевых упражнениях.
  3. Создавать представление о манере поведения на занятиях физической культурой.

Понятия: быстрота реакции и скоростные способности.

Для того, чтобы правильно и грамотно развивать у детей те или иные физические качества необходимо углубиться в физиологию и ознакомиться с базовыми определениями каждого из них – общие понятия и для чего человеку необходимо развитие отдельных физических качеств. В данном случае мы рассмотрим скоростные способности и быстроту реакции, как подвид скоростных способностей человека.

Из четырех подвидов быстроты мы подробно рассмотрим быстроту реакции и способы развития именно этого вида скоростных способностей.

Быстрота реакции – способность человека к максимально быстрому реагированию на определенный условный сигнал (свисток, хлопок, гудок и т.д.).

Развитие быстроты реакции человеку необходимо не только для занятий спортом, а именно для участия в соревнованиях, где лучшим показателем проявления быстроты реакции будет реакция на звуковой сигнал стартового пистолета стартера, но и в повседневной жизни: хорошая скорость реакции позволяет водителям быстрее принимать решения в условиях сложных ситуаций на дороге, требующих молниеносных решений, пассажирам общественного транспорта, например, не пропустить свою остановку, пешеходам – успеть на зеленый сигнал светофора, или резко остановиться при неожиданном приближении автомобиля, в некоторых жизненных ситуациях хорошая быстрота реакции даже может спасти жизнь человеку.

Читайте также:  Как сделать волосы густыми домашним способом

В данном конкретном случае мы рассматриваем развитие быстроты реакции именно у дошкольников, а они не водят машины, чаще всего, пользуются общественным транспортом только в сопровождении взрослых и т.д. – можно сказать, что быстрота реакции им на данном жизненном этапе и не нужна, тем более, что сенситивные периоды развития быстроты приходятся на возраст 9-13 лет.

Да, все это так, но и у дошкольников хватает ситуаций, где пригодится быстрота реакции, она, конечно, может быть не такой быстрой, как у школьника, который находится в сенситивном периоде ее развития, но тем не менее важно обладать и учиться обладать этими навыками в любом возрасте.

У детей в возрасте 5-7 лет мы не можем максимально развить быстроту реакции, но мы можем создать хорошие предпосылки, для развития этого, немаловажного жизненно, качества в будущем, а самое главное – разнообразить занятия физической культурой у ребят, добавляя игры и задания на развитие скорости реакции.

Способы и методы развития быстроты реакции.

Способы развития быстроты реакции не очень многообразны, но могут быть достаточно вариативными в применении.

Основным способом развития быстроты реакции является подача условного сигнала, с последующей реакцией на него занимающегося.

Для дошкольников являются актуальными упражнения на развитие быстроты реакции в игровой форме, в форме эстафет, командных игр, реакции на сигнал по ходу движения, с последующим действием по сигналу и др.

Способы применения методов развития быстроты реакции в условиях занятия по физической культуре

Игровой метод – является основным для дошкольников, поскольку дети в возрасте 5-7 лет лучше усваивают информацию и запоминают движения именно в игровой форме.

Пример игры: Дети бегут по кругу, по звуковой команде инструктора должны занять свободное место в середине круга, замереть изобразив какое-нибудь животное. Инструктор самостоятельно проходит по залу и дотрагивается, выборочно, до ребят, те «оживают» и говорят какое животное они изобразили, затем инструктор отходит, дает звуковой сигнал, и ребята снова бегут по кругу. Инструктора можно заменить на одного из ребят, который будет водящим.

Соревновательный метод – является не менее интересным для детей, чем игровой и позволяет дополнять или разнообразить занятие.

Пример: Дети строятся в одну шеренгу на лицевой линии зала, на противоположной стороне зала лежат обручи, которых по количеству меньше, чем ребят, по звуковому сигналу инструктора ребята должны побежать и занять свободный обруч быстрее других, кому не достанется обруч выбывает из игры. Игра продолжается до того момента пока не останется определенное количество ребят – 1, 2, 3… на усмотрение инструктора.

Повторный метод – этот метод является менее интересным для ребят, но его так же можно разнообразить, что обычная «повторка» превращается в веселую игру соревновательного плана.

Пример: инструктор делит группу на 2 или 3 команды, ребята строятся за лицевой линией зала, каждая команда в одну колонну. По команде инструктора те ребята, которые стоят первыми начинают выполнять какое-нибудь упражнение (прыжки на двух ногах, вращаясь вокруг своей оси), затем по условному сигналу инструктора выполняют ускорение до противоположной лицевой линии, затем возвращаются обратно. Как только первые убежали, следующие начинают сразу делать то же задание, что делали ребята перед ними, без команды инструктора.

Переменный метод – данный метод считаю наиболее актуальным для окончания подготовительной части занятия, когда ребята еще идут в одной колонне по кругу.

Пример: дети идут по кругу друг за другом, по условному сигналу (свистку) начинают бежать, по второму сигналу идут шагом. Инструктор может менять интервалы между сигналами то удлиняя интервал, то уменьшая.

Возможно существуют еще методы, для развития быстроты реакции, но эти четыре метода считаю наиболее актуальными и простыми в адаптации под дошкольников.

Данные способы являются примерными и могут применяться в различных дополнениях и вариациях, все только упирается в фантазию инструктора по физической культуре.

Развитием основных физических качеств у дошкольников можно и нужно заниматься, естественно, делая поправку на возраст и способности того или иного возраста, например: мы не можем развивать силу у ребенка 5 лет используя приседания со штангой, или заставить бежать марафон 7 летнюю девочку, для развития выносливости и т.д.

Как гласит известная русская пословица: «Всему свое время» — действительно так, и задача инструктора по физической культуре это адекватно понимать и создавать предпосылки для развития тех или иных физических качеств в будущем, не пытаясь сегодня воспитать ультрамарафонца или тяжелоатлета, такие попытки могут быть чреваты травмами и задержками физического развития ребенка.

Развитием быстроты реакции на занятиях по физической культуре педагоги могут заниматься не опасаясь, что навредят ребенку, естественно, при соблюдении правил техники безопасности на занятиях по физкультуре.

В развитии быстроты реакции дети могут упражняться с самого младшего возраста (3-4 года), но занятия не будут для них такими интересными, как для детей 5-7 лет, в силу разницы в умственном и физиологическом развитии.

Источник

Оцените статью
Разные способы