- Понятие развития в психологии
- Основными свойствами развития
- Основные области психического развития
- Виды развития
- Факторы психического развития
- Принципы психического развития
- Основные подходы, объясняющие развитие
- Основные категории психологии развития
- Созревание
- Дифференциация
- Научение
- Виды научения
- Запечатление
- Социализация
- Познавательные процессы
- Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
- Память
- Внимание
- Восприятие
- Мышление
- Воображение
- Представление
- Ощущения
Понятие развития в психологии
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить, как изменение во времени.
Карандашев Ю.П. выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:
Развитие как рост – процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.д. (физическое обоснование).
Развитие как созревание – морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.
Развитие как совершенствование – определение часто используется в педагогике, в нем предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития.
Развитие как универсальное изменение – в качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т.е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития.
Мухина В.С. отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:
- количественными (качественными);
- непрерывными (дискретными), скачкообразными;
- универсальными (и индивидуальными);
- обратимыми (необратимыми);
- целенаправленными (ненаправленными),
- изолированными (интегрированными),
- прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).
Развитие рассматривается как:
Филогенез – развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е.часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Хомо-сапиенс и завершающаяся сегодняшним днем.
Онтогенез – индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач).
Основными свойствами развития
- необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
- направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
- закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей
Основные области психического развития
- Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
- Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
- Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).
Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.
Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.
Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Виды развития
Преформированное развитие – тип развития, когда в самом начале заданы стадии, которые организм пройдет, и конечный результат, который будет получен.
Непреформированное развитие – тип развития, который не предопределен заранее.
Психическое развитие – развитие познавательных психических процессов.
Личностное развитие – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.
Факторы психического развития
К факторам психического развития относят:
- Наследственность – свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.
- Среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.
- Активность – деятельностное состояние организма, как условие существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.
к содержанию ↑
Принципы психического развития
- Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития) – начальным моментом любого развития является спектр индивидуальных противоречий и действий, которые запускают развитие.
- Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условие развития).
- Принцип дифференциации-интеграции – развитие движется от состояния относительной глобальности к большей дифференциации.
- Принцип цельности – успешность функционирования обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют все элементы системы.
к содержанию ↑
Основные подходы, объясняющие развитие
- Биогенетический – представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд – развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически.
- Социогенетический – представители Э.Эриксон – изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций.
- Персоногенетический – представители А.Маслоу, К.Роджерс – рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.
к содержанию ↑
Основные категории психологии развития
Созревание
Созревание – протекает под действием:
а) эндогенных факторов, к которым относятся внутренние физические изменения, созревание мозга, нервной, мышечной систем, эндокринных желез, без которых невозможно нормальное развитие психики человека;
б) экзогенных факторов, к которым относят воздействие внешней среды на развитие психики человека.
Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:
- аналогичность возникновения и протекания (у всех наблюдается одна и та же последовательность развития, например, зачатие-внутриутробное развитие-рождение и т.д.);
- возникновение в строго определенном возрасте (у новорожденных – комплекс оживления, в раннем возрасте – кризис трех лет и т.д.);
- нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);
- необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).
к содержанию ↑
Рост – понятие роста рассматривается с точки зрения:
а) физических изменений приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);
б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).
Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главной особенностью является то, что качественные преобразования выступают как результат количественных изменений, другими словами, например, в подростковом возрасте, гормональный всплеск способствует образованию более высокого уровня развития психики.
Дифференциация
Дифференциация – означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой – только стоит, а третий – бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.
Научение
Научение – обобщенное понятие, которое обозначает множество процессов, которые способствуют изменению поведения, происходящее на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя: освоение новых форм поведения, изменение репертуара уже имевшихся форм. Процесс научения невозможно наблюдать напрямую, поскольку он всегда протекает внутренне. Можно наблюдать результат.
Виды научения
Выделяют следующие виды научения:
- Классическое обусловливание (научение путем сочетания). Суть данного вида научения – на основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка (примером может являться общеизвестная собака Павлова).
- Оперантное обусловливание (научение путем усиления). Э.Торндайк сформулировал закон эффекта, суть его в том, что если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает. На основе этого закона Б.Скиннер разделил поведение на респондентное (ответное, стимул-реакция) и оперантное (активное, стимул-неизвестная переменная-реакция). Например, дотронувшись до горячего предмета – мы одергиваем руку (ответное), теперь зная о том, что предмет горячий, мы или не будем больше его трогать, или используем какое-нибудь средство, чтобы обезопасить себя от ожога (оперантное).
- Научение на модели – в основу положено понятие имитации или подражание. Сутью данного вида научения является то, что субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей. Образец может быть как реальным, так и символическим.
- Научение через опосредование – в основе лежит понятие предвосхищающей реакции цели. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление, убеждаясь, что способ достижения выбран правильно и, соответственно, двигаться дальше; б) получить негативное подкрепление, соответственно, определить, что способ выбран ошибочно, изменить или выбрать другой вариант и пробовать двигаться дальше, пока не будет получено позитивное подкрепление.
к содержанию ↑
Запечатление
Запечатление – используется для обозначения процессов непосредственного, неконтролируемого сознанием, усвоения какихлибо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве.
Социализация
Социализация – процесс целенаправленной адаптации человека к существующим ценностям, нормам, идеалам.
Источник
Познавательные процессы
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
- Память: это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
- Внимание: это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
- Восприятие: чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
- Мышление: это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
- Воображение: способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
- Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
- Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
- Ощущения: способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.
На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.
Детские тесты можно разделить по возрасту:
Тесты для школьников от 3 до 6 лет:
- «Вырежи фигуры». Для психодиагностики наглядно-действенного мышления.
- «Запомни и расставь точки». Объем внимания.
- «Кому чего не достает?». Для психодиагностики мышления детей.
- «Найди звук». На проверку фонематического слуха.
- «Раздели на группы». Для диагностики образно-логического мышления.
Тесты для детей от 7 до 16 лет:
- «20 слов». Для оценки развития приемов запоминания.
- «Сравнение понятий». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Тесты для взрослых:
- «Анаграммы — 2011. Форма А». Для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей.
- «Заучивание слов по А. Р. Лурии». Для исследования процессов памяти.
- «Количественные отношения». Для оценки логического мышления.
- «Тест Мюнстенберга». Помехоустойчивость и избирательность внимания.
Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.
Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.
Память
Упражнение первое: запоминание слов.
Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.
Упражнение второе: вспомните вчерашний день.
Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.
Упражнение третье: кухня.
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).
Внимание
Упражнение первое: тест Струпа.
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Упражнение второе: радио.
Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.
Упражнение третье: наблюдение.
Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.
Восприятие
Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).
Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.
Мышление
Упражнение первое: мозговой ящик.
Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.
Упражнение второе: найдите причину.
Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
Воображение
Упражнение первое: случайные слова.
Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.
Упражнение второе: идея из хаоса.
Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.
Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.
Упражнение первое: слова на определенную букву.
Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.
Упражнение второе: поиск глаголов.
Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.
Упражнение третье: пересказ прочитанного.
Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.
Представление
Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.
Ощущения
Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).
Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.
Упражнение второе: сравнение звуков.
Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.
Упражнение третье: вкусовые ощущения.
Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.
Источник