Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома постоянно раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», отвлекаемость ребёнка. В данной статье раскрывается ощее понятие внимания; роль внимания в формировании личности школьника и его особенности; методические основы формирования.Раскрываются роль, сущность и специфика работы дидактической игры и игровых упражнений для развития произвольного внимания. Приведены примеры видов работ для развития произвольного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnogo_vnimaniya_mladshih_shkolnikov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников».
Глава I. Общее понятие «Внимание и его роль в формировании
§ 1. Сущность внимания.
«Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности
на одних предметах или явлениях действительности при одновременном отвлечении от других.
Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Объектом внимания могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.
- внешнее, направленное на окружающих нас людей, предметы и явления;
- внутреннее, направленное на наши мысли.
Кроме внешнего и внутреннего, внимание бывает:
- непроизвольным, когда человек, неожиданно для самого себя, вдруг обращает на что-то свой взгляд или слух, сосредотачивается на чем-то;
- произвольное, когда человек знает, что ему нельзя отвлекаться, и понимает, что без этого дело не будет сделано.
§ 2. Роль внимания в формировании личности школьника.
Внимание — одно из уникальнейших свойств, психики человека, оно тесно связано с памятью и мышлением, без него невозможна ни учеба, ни работа. Если внимание развито плохо, то это существенный недостаток человека.
Внимание проявляется повсюду. Внимание необходимо пешеходу при переходе улицы и помогает шоферу вести машину по дороге. Как без помощи внимания выбрать необходимый товар, чтобы сделать покупку в магазине, расплатиться с продавцом? Без внимания нельзя оценить правильно предметы, узнавать людей, выполнять домашние задания, работать на уроке. Понимать вопросы учителя, сравнивать разные вещи, мысли и делать выводы из них. Никакое дело не может быть выполнено успешно и четко без должного внимания. Надо быть внимательным к окружающим людям, чтобы не обидеть их. Не будучи внимательным, не выиграешь ни в одной игре.
Внимательный ученик отличается тем, что умеет заставить себя отвлечься от всего второстепенного и сосредоточиться на чем-то самом главном. Такому ученику легче дается понять объяснение учителя. Он его быстрее запоминает, и ему не понадобится много усилий при подготовке уроков.
Таким образом, внимательность обеспечивает ученику легкость в его учебной деятельности.
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательных способностей.
В ходе развития внимания развиваются такие важные свойства, как:
- устойчивость внимания (длительность сосредоточения внимания на предмете). Она показывает как долго ученик может пристально следить за чем-то, выполнять какую-нибудь работу.
- концентрация внимания (степень сосредоточенности внимания на предмете).
- распределение внимания (состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий). Необходимое условие успешной деятельности во многих профессиях.
- объем (большой объем внимания помогает безошибочно решать примеры, состоящие из многозначных чисел, решать задачи в несколько действий.
- Переключение внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой). Свойство переключаемости позволяет легко ориентироваться в окружающем мире. Без него невозможно перейти от одного вида работы или предмета к другому.
Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.
§3. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Дошкольник, принимаемый в первый класс, уже имеет достаточно определенное представление о мире. Современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, радио, видео, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Таким образом, к нам приходят дети с более развитым воображением. Визуальным мышлением, наглядно-образной памятью, неустойчивым восприятием и непроизвольным вниманием.
Младший школьник еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и чаще всего оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, трудности в смене деятельности.
Источник
Способы развития произвольного внимания младших школьников
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Малетина Мария Александровна, студент, ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте [1]. Его можно развивать и тренировать. Это трудоемкий процесс, но все же он осуществим. Если заниматься развитием произвольного внимания регулярно, то результаты не заставят себя долго ждать. На нынешний момент существует огромное количество различных методов и приёмов, направленных на развитие произвольного внимания у младших школьников. Все они направлены на совершенствование свойств внимания. Учителями начальных классов используются как методы и приемы, направленные на развитие одного конкретного свойства внимания, так и приемы и методы, направленные на развитие нескольких свойств внимания одновременно. Развить внимание младших школьников проще для учителя и интереснее для самого школьника через игровые методы. Приведем несколько примеров таких приемов и игр. Одним из наиболее часто используемых приемов является исправление текста. Суть этого приема заключается в том, что каждому учащемуся дается распечатанный на листочке текст и сообщается инструкция о том, что в тексте есть ошибки, и учащимся необходимо за определенное время их все найти и исправить. Тексты для этого приема могут быть самыми разными. Универсальность этого приема состоит в том, что его можно использовать абсолютно на любом уроке. Этот прием направлен одновременно на развитие сосредоточенности, устойчивости и распределения внимания. Помимо исправлений ошибок в тексте, основным типом упражнений, в которых младший школьник может почувствовать, что значит быть внимательным являются корректурные задания. В таких заданиях школьнику предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. В корректурных заданиях нет ничего сложного, но несмотря на простоту выполнения этих заданий, они не становятся менее эффективными при развитии сосредоточенности и устойчивости внимания. Преимущество данного задания заключается в том, что оно универсально, как и предыдущее, так как его также можно использовать на любом уроке, по мере овладения игрой правила могут усложняться, например, отыскивать и зачеркивать одновременно две буквы, одну из них можно обводить, другую подчеркивать. Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Такие упражнения, как: «Кто поточнее нарисует», «Разведчики», «Слушай звуки», «Города», «Сыщики», «Заметь все» направлены на развитие объема внимания [2]. Суть большого количества подобных упражнений заключается в том, что детям дается задание одновременно запоминать несколько вещей, или запомнить как можно больше деталей, а после этого рассказать, что именно он услышал или увидел. Их эффективность заключается в том, что они легко проводятся, работая фронтально, то есть со всем классом сразу, а также младшим школьникам будет интересно, так как все упражнения представлены в игровой форме. «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Счет с помехой», «Карлики, великаны», «Замри», «Выполни команду» [3] — все эти игры направлены на развитие переключения внимания. Суть большинства игр, направленных на развитие переключения внимания, заключается в том, что при озвучивании определенных слов или фраз, младшему школьнику необходимо с одного вида деятельности переключиться на другой. Эти упражнения также можно проводить, работая фронтально. А игровая форма облегчает их выполнение младшими школьниками. По мере овладения этими упражнениями их правила могут усложняться, что даст еще большие результаты. При развитии такого свойства внимания, как распределение внимания учитель может использовать следующие игры: «Сказка», «Хлопки», «Два дела одновременно», «Юлий Цезарь», «Восстанови текст», «Найди ошибку», «Продолжи ряд». Смысл игр заключается в том, что одновременно школьники выполняют несколько разных дел, например: слушать и писать, слушать и вычеркивать, запоминать и подписывать. Эффективность игр состоит в том, что со временем в них можно добавлять новые правила, внесение которых приведет к увеличению результативности этих игр. «Пишущая машинка», «Дружный хлопок», «Запретное движение», «Не путай цвета», « Чтение текста до заданного выражения», «В магазине зеркал» — упражнения, направленные на развитие сосредоточенности внимания. Смысл большинства похожих упражнений в том, что младшим школьникам необходимо внимательно слушать учителя и выполнять его указания правильно. Без сосредоточения внимания верно выполнить указания сложно. Эффективность заключается в том же, что и предыдущие упражнения, и игры. Помимо этого, данные упражнения способствуют формированию у младшего школьника умения подчиниться требованиям другого человека . Для развития устойчивости внимания могут быть применены такие упражнения, как «Ладошки», «Шифровальщик », «Перепутанные линии», при выполнении которых необходимо длительное время удерживать внимание на задании. Кроме развития устойчивости, эти задания способствуют расширению кругозора детей. Их можно проводить в разных классах начальной школы, так как они актуальны в любом возрасте младших школьников. Да, игровые методы – это наиболее эффективный способ развития произвольного внимания, но, говоря о методах развития данной психической функции, нельзя не упомянуть наглядность обучения. Учитывая то, что младшие школьники могут быть внимательными не более 20 минут, на любом уроке необходимо использовать наглядные средства. Учитель в своей практике может применять различные схемы, таблицы, презентации, видеофильмы, аудиофрагменты и многое другое [4]. Значение наглядности на уроке заключается в том, что она вызывает интерес со стороны учащихся, снижает утомление, которое появляется очень быстро, особенно, когда школьник долго был сосредоточен на одной деятельности. Наглядность мобилизует психическую активность ученика и способствует развитию внимания, воображения. Подводя итог, необходимо сказать о том, что игровая форма проведения упражнений и методов для развития произвольного внимания наиболее интересна для младших школьников. В такой ненапряженной обстановке учащимся легче понять задание и выполнить его. Существует огромное количество методов, упражнений, игр для развития этого вида внимания. Способы развития произвольного внимания настолько разнообразны, что практически все приведенные упражнения можно использовать на любом уроке, на перемене, в любом возрасте младших школьников. Помимо этого, учитель может подобрать такие игры, которые будут направлены на развитие нескольких свойств внимания, что поспособствует достижению больших результатов при выполнении одной игры или упражнения. Стоит также упомянуть важность наглядности при обучении младших школьников. Понятно, что ученикам легче сосредоточить свое внимание на том материале, который их привлекает, поэтому наглядность может послужить тем фактором, вносящим эмоциональную насыщенность в урок и вызывающим внимание со стороны учащихся. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 464с. 2. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – Москва: АРКТИ, 2008. – 72с. 3. Развитие основных свойств произвольного внимания у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Материал подготовили: Е.А. Краева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/moi-piedaghoghichieskii-opyt-po-tiemie-samoobrazov.html 4. Столинская, Е.В. Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности / Е. В. Столинская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Сер. 5-2. – Москва: Издательство: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015 – С.123-126 Источник Развитие произвольного внимания у младших школьников в рамках учебных занятийТретий год работаю над темой самообразования “Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в рамках учебных занятий”. Проблема внимания у младших школьников является наиболее значимой, ведь они очень часто на уроках отвлекаются, несобранны. Для развития произвольного внимания у своих учеников я провела консультации с психологом, изучила специальную литературу по этому вопросу. Подготовила методические пособия на каждого ученика. На каждом уроке использовала такие виды упражнений на развитие произвольного внимания:
Для каждого урока я подбираю различные виды упражнений. Так для уроков чтения предлагаю следующие задания. 1. Корректурная проба. 2. Анаграммы (рассыпанные слова). Пример. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.
Дальше работа строится в соответствии с темой урока. 3. Первым этапом каждого урока чтения, как правило, провожу разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание. Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами. ТАЧКА – ТОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ДОЧКА 4. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением, провожу игру “Разведчики”. Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос. Пример. Е.Л.Шварц “Сказка о потерянном времени”.
Учащиеся находят строчку и зачитывают. 5. Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
Все эти упражнения улучшают не только внимание, развивают навыки чтения, но и повышают интерес к уроку. На уроках русского языка очень хорошо зарекомендовали себя следующие здания: 1. Найти слова среди напечатанных без пробелов букв. Это упражнение использую на всех этапах урока. Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки. ВУКПРСАБАКАЖЮТР 2. “Путаница”. Используется на любом этапе урока. Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов. Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные, укажите склонение. 3. Отделять в сплошном тексте слова друг от друга. Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. Запишите ее, над глаголами укажите время и спряжение. ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ) 4. На минутках чистописания использую такой приём. Найти спрятанные буквы. На уроках математики, так же применяю упражнения на развитие внимания: 1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте. Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух. Источник |