Способы развития профессионального самоопределения

Содержание
  1. Профессиональное самоопределение личности
  2. Сущность профессионального самоопределения
  3. Профессиональное самоопределение учащихся
  4. Профессиональное самоопределение старшеклассников
  5. Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
  6. Культура профессионального самоопределения личности
  7. Проблема профессионального самоопределения личности
  8. Развитие личности и профессиональное самоопределение
  9. Факторы профессионального самоопределения личности
  10. Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
  11. Этапы профессионального самоопределения личности
  12. Вывод
  13. Профессиональное самоопределение
  14. Понятие самоориентации
  15. Самоопределение в психологии
  16. Основы профессионального самоопределения
  17. Этапы подбора профессии
  18. Младший возраст
  19. Подростковый этап
  20. Юношеский этап
  21. Этап зрелости
  22. Пенсионный этап
  23. Факторы профессионального самоопределения
  24. Личностные критерии выбора профессии
  25. Внешние факторы
  26. Типы позиций профессионального самоопределения
  27. «Рабская позиция»
  28. Потребительская позиция
  29. Тип «Наемный работник»
  30. Тип «Служитель идеи»
  31. Тип «Самобытный человек»
  32. Рыночный тип самоопределения Эриха Фромма
  33. Теории самоориентации
  34. Теория Марковой
  35. Теория Сьюпера
  36. Теория Холланда
  37. Теория Гинзбурга
  38. Теория Климова
  39. Роль темперамента и характера в самоопределении
  40. Проблема профессионального самоопределения
  41. Книги по профессиональной самоориентации

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.
Читайте также:  Способы создания образа тартюфа

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Источник

Профессиональное самоопределение

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Вопросы о предназначении, призвании особенно актуальны для подростков, чей выбор определит их жизненный путь на ближайшее десятилетие. Но и взрослые могут переоценить жизненные принципы. Профессиональное самоопределение помогает определить склонности и способности человека.

Понятие самоориентации

В социологии, психологии профессиональное самоопределение — формат персонального самостоятельного выбора, итогом которого становится нахождение профессии или призвания.

Самоопределение сопровождается конфликтом свободы выбора и потребности человека в средствах, необходимых для нормального существования.

Самоопределение в психологии

Человек при выборе профессии переоценивает прошедшие события, соотносит выбор деятельности с жизненными целями. Важность самоориентации в том, что работа относится к ведущим сферам жизни.

Над формированием структуры самоопределения работал психолог А. Климов, соотнесший профессиональную ориентацию с критериями качества психического развития личности. Психология связывает самоосознание с выбором образа жизни согласно личностному отношению к конкретной работе.

Структура профессионального самоопределения состоит из:

  • осознания принадлежности к конкретной профессиональной группе;
  • оценки места работы и личного становления по общественным и персональным стандартам;
  • признания группой принадлежности к сообществу;
  • понимания слабых и сильных черт, индивидуальных и продуктивных способов достижения мастерства;
  • мнения человека о себе, о своей работе.

В психологии определены два уровня профессионального самоопределения: практический и гносеологический. К первой группе относятся события или действия, которые влияют на внешние факторы вокруг личности (соцстатус, изменение семейного положения). Ко второй группе относятся перемены внутренних факторов, чья перестройка вызвана событиями или непосредственно работой.

Для науки не существует единой задачи профориентации. Возрастные особенности профессионального самоопределения влияют на технологию выбора на каждом промежутке времени. Движущей силой является принятие ответственности человеком за развитие.

Профессиональное самоопределение и самореализация тесно связаны. Читайте подробнее о самореализации личности →

Основы профессионального самоопределения

Профориентация является многогранным понятием, включающим педагогические, психологические факторы.

Самоопределение делится на три подтипа:

  1. Профессиональное (выбор профессии).
  2. Личностное (расстановка приоритетов: развитие в карьере или личное совершенствование).
  3. Жизненное (определение цели существования).

Описанные подтипы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Человек, для которого работа является смыслом жизни, реализует свои личностные цели через карьеру или достигает в своем хобби (музыка, живопись, спорт) высот, что превышают достижения профессионалов в конкретной сфере.

Для самоопределения характерны следующие признаки:

  • относительно большая формальность (дипломы, сертификаты о получении образования, записи в трудовой книжке, реальные достижения);
  • существование благоприятных для развития условий (оборудование, коллектив/руководство, социальная потребность в деятельности).

Рабочая самореализация сталкивается с множеством препятствий. Общество не готово к справедливой оценке труда конкретного человека, возможно отсутствие способов реализации в выбранной сфере из-за нескольких причин (здоровья, неразвитости отрасли).

Специфические признаки жизненного самоопределения:

  • всеохватность образа жизни, который характерен для привычной социокультурной среды;
  • степень зависимости личности от стереотипов, мнения общества;
  • уровень влияния социальных, экономических и объективных факторов, которые определяют жизнь социальной и рабочей группы.

Цель или смысл жизни складываются постепенно из собственных суждений, мнения общества и воспитания.

Характерные черты личностной самоориентации:

  • невозможность формального измерения;
  • потребность в более сложных условиях, проблемах, которые позволяют раскрыть внутренние качества человека.

Такая потребность в «сложностях» объясняет появление героических личностей в периоды войн и других катаклизмов. В относительно благополучное время личный выбор выражается в жизненных целях и принципах поведения.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

Зрелая личность проявляет социальную и профессиональную активность, задумывается о карьерном росте и предпринимает шаги для развития.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Советский космонавт Ю.А. Гагарин отзывался о своей профессии и о карьере в целом: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею».

Факторы профессионального самоопределения

Для личностного выбора характерно избирательное отношение к каждой профессии и стадии карьерного роста. Основой самоопределения становятся осознанность в понимании и решении в пользу конкретной стези с учетом собственных способностей, предпочтений и особенностей.

Читайте также:  Способы лечения пчел от клеща

Факторы самоопределения делятся внутренние и внешние.

Личностные критерии выбора профессии

Основной фактор внутреннего выбора — индивидуальная оценка рабочих процессов. Человек рассматривает возможности карьерного роста или иных перспектив в конкретной профессии.

К внутренним факторам относят:

  • условия работы, их приемлемость для человека (длительность трудового дня, степень контроля со стороны руководства, социальные льготы и проч.);
  • личная оценка процесса и самой профессии;
  • изучение возможностей участия в общественно полезной деятельности, достижения материального благополучия.

Выбор профессии сопряжен с имеющимся жизненным опытом, целью существования человека. Исходя из некоторых черт характера, личность может стремиться к сложной деятельности, требующей преодоления препятствий, а может двигаться по пути наименьшего сопротивления. Подобные различия обусловлены темпераментом конкретного человека.

С отрицательными чертами характера человек всегда пытается бороться, потому что они, как правило, мешают в достижении целей. Читайте подробнее, что такое негативные черты характера и как их побороть →

Внешние факторы

К этой группе критериев относится информация, которую человек получает извне, и формирует на ее основе стереотипы, моральные установки и проч.

К внешним факторам относятся:

  • советы, рекомендации родственников, друзей;
  • примеры окружающих;
  • установки о статусе конкретной профессии.

Разница в значимости социальных ролей и труда формируется десятилетиями и влияет на самоопределение.

Типы позиций профессионального самоопределения

В ходе развития психологического анализа самоориентации были выведены несколько типов личности с точки зрения выбора специальности.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

Наибольшее признание получила модель отечественного исследователя Н. Смирнова, который предложил следующее разделение типов профессионального самоопределения:

  1. «Рабская» позиция (существование человека нацелено на выживание).
  2. «Потребительская» (личность рассматривает профессию исключительно из соображений персональной выгоды).
  3. «Наемный служащий» (задается вопрос «чем здесь можно быть», то есть, выполнение роли инструмента, исключая самостоятельное принятие решений).
  4. «Последователь идеи» (человек следует желанию приносить обществу, идее пользу).
  5. «Самобытная личность» (создается основная и единственная задача — ответ на вопрос «как стать самим собой»).

В психологии выделяют дополнительно рыночный тип человека, концепция которого была сформулирована немецким философом Эрихом Фроммом.

«Рабская позиция»

Этот тип выбора профессии характерен тем, что основной задачей человека становится выживание. Позиция становится естественной при наличии угрозы человеческой жизни (травмы, войны, болезнь и проч.).

Но рассматриваемая психологией позиция «раба» влияет на профессиональное самоопределение в нормальных для жизни условиях. Личности перестает доставать энергии для выполнения будничных обязанностей.

Подобная ситуация возникает из-за нескольких факторов:

  • объективные нарушения работы организма (стресс, выгорание);
  • у человека возникает ощущение недостаточности энергии. Личность переходит в режим экономии ресурсов, ограничивая общение, риски и стремление к новизне. В подобной ситуации зарождается вопрос «как выжить».

Для человека с подобной жизненной установкой мир является угрозой. Поэтому основным критерием при выборе должности становится ее безопасность и/или легкость выполнения. Важно заметить, что «раб» ищет не простоты в целом, а именно социально-психологической, которая избавляет от принятия решений, необходимости вступать в конфликты и проч. Физическая нагрузка может рассматриваться как допустимая.

Опасность «рабской» позиции заключается в том, что из нее крайне сложно выбраться самостоятельно.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

При длительном использовании подобного типа мышления близким и необходимо направить человека к психологу, который способствует преодолению барьеров, связанных с угрозой существованию.

Потребительская позиция

Для этого типа самоопределения характерен подбор профессии согласно благам, которые можно из деятельности извлечь. Основной вопрос при выборе: «Какую выгоду можно получить».

Основная цель «потребителя» — получение максимального и стабильного материального персонального благополучия. Подобная позиция является следующим этапом после «рабской», то есть последняя интегрирована в потребительский подход к выбору профессии. Отличает описанные типы готовность пользователя к риску, трудностям, если их избегание невозможно.

«Потребители» зачастую застревают на подобной позиции до конца жизни, так как окружающие не считают такой подход к работе неверным.

Переход к следующей ступени выбора профессии возможен только при психологической помощи.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Тип «Наемный работник»

Для психологии данная позиция является начальной ступенью профессиональной карьеры, так как «служащий», помимо выгоды и выживания, заинтересован самой деятельностью и рабочими процессами.

При работе на позиции «наемного работника» возникают некоторые возможности для творческого самовыражения. Человек стремится сделать рабочий инвентарь удобнее или производительнее, но задачи, требующие принципиальных изменений, требуют энергии и идей, которых недостает на данном этапе.

Поэтому «наемные работники» становятся профессионалами конкретной области в роли исполнителя. Человек задает вопрос «чем стать», то есть видит себя в качестве инструмента. Завершение этапа должно наступить при понимании ограниченности собственных ресурсов. После достижения определенного уровня мастерства, знаний человек готов к переходу на следующую ступень профессионального выбора. Для этого необходима готовность к принятию самостоятельных решений, к несению ответственности за них.

Тип «Служитель идеи»

Человек на данной позиции самоопределения внутренне готов к изучению, принятию глобальной идеи, которой личность готова служить и становиться преданным исполнителем. Примечательно, что для этого типа самоопределения подходит любая концепция, которая удовлетворяет личные потребности и критерии о масштабной цели, дающей смысл существованию. Идеей становится религия, научная доктрина, для других — следование миссии компании, достижение ее.

Человек, который задает вопрос «кем быть» (в отличие от вопроса наемного работника «чем стать»), понимает наличие взаимосвязи между профессиями, рассматривает более глобальные (чем предыдущие позиции) человеческие потребности: тягу к познанию, свободе и проч. Энтузиазм в работе таких людей строго ограничен рамками идеи, миссии, которой он служит. К предметам, которые находятся вне профессии, интереса не возникает. Яркий пример — ученые, которые безразлично относятся к житейским вопросам.

Предел успеха и профессионального роста совпадает с рамками возможностей выбранной основной идеи. Когда человек сталкивается с рабочей проблемой, требующей отказа от поставленной установки, личность переходит на последний этап профессионального самоопределения.

Тип «Самобытный человек»

Психологи утверждают, что позиция является нормальным и естественным состоянием человека. Личность тревожит вопрос «как стать самим собой». В отличие от «служителя идей» в этом состоянии необходимо опираться на личные принципы, заниматься поиском собственной миссии и идеала.

Стать самим собой означает полное использование потенциала человека, анализировать и находить новые пути личностного развития.

Этот тип самоопределения означает готовность к исследованию внутреннего и внешнего мира, желание и способность рисковать. Для самобытных людей характерно желание самовыражения через творчество, поэтому профессии выбираются из сферы искусства сообразно способностям личности.

Рыночный тип самоопределения Эриха Фромма

Интересной и отличной от классической модели позиций профессиональной самоориентации является типология немецкого мыслителя Э. Фромма, в которой он вводит дополнительный тип самоопределения, «отчужденный характер».

Индивид в трактовке становится товаром, лишаясь статуса полноценной личности. Фромм желает показать, что существует тип людей, которые не обладают минимальными навыками работы, но умеют «преподнести» себя на собеседовании, деловых встречах, обесценивая смысл умений, профессионального самоопределения личности.

«Человек превратил себя в товар; он воспринимает свою энергию как инвестицию, с которой он желал бы получить как можно большую прибыль, учитывая свое положение и ситуацию на личном рынке». (Э. Фромм)

Теории самоориентации

Разнообразие подходов изучения вопроса профессионального самоопределения появилось из-за социальных, культурно-исторических различий между странами. Поэтому невозможно выявить единственную правильную теорию выбора будущего поприща.

Теория Марковой

Автор психологической методики рабочего самоопределения Аэлита Маркова представляет самориентацию как процесс определения и достижения качеств, необходимых для становления на профессиональном поприще.

Читайте также:  Грибы говорушки способы приготовления

Сущность трудового образования доктор наук делит на три критерия:

  • получение знаний, навыков, которые формируют мировоззрение работника;
  • взаимодействие между учеником и педагогом;
  • желание и действия работника по освоению профессии.

Маркова выделяет 5 уровней совершенствования в конкретной деятельности:

    • допрофессионализм (не владеет навыками);
    • профессионализм (стабильная работа, соблюдение требований и стандартов исполнения);
    • суперпрофессионализм (предел развития достижений, творческое развитие личности);
    • постпрофессионализм (не работает в настоящем, но достиг успеха ранее, становится наставником для менее опытных работников).

Психолог выделяет отдельную категорию, непрофессионализм, которой свойственна активная деятельность, что ведет к некорректной работе или деградации личности работника.

Теория Сьюпера

Согласно концепции американского психолога, личностное профессиональное самоопределение и типы мышления при выборе поприща необходимо рассматривать как выражения Я-концепции (или теория Эго, по трехчастной структуре сознания Фрейда).

Теория представлена каждым утверждением, которое личность стремится рассказать. Высказывания субъекта определяют персональную рабочую Я-концепцию.

Профессиональное самоопределение по Сьюперу может быть достигнуто с помощью анализа нескольких мест работы (видов деятельности) по степени привлекательности для конкретного человека.

Личность выбирает ту профессию, которая соответствует его представлению о собственном «Я», позволяет развиваться без ущерба для Эго.

Теория Холланда

Теория Холланда указывает, что способности каждого индивида допускают наличие только одного призвания. Профессиональный выбор есть сознательный и рациональный процесс, когда человек, старшеклассник, самостоятельно определяет сильные стороны и соотносит их с требованиями различных профессий.

Холланд предложил классификацию типов личности по шести группам, типология популярна среди выпускников школ для определения подходящей профессии.

  1. Реалист. Предпочитают упорядоченную работу, любит деятельность, связанную с техникой, инструментами. Испытывают затруднения с общением, поэтому избегают социальной работы, требующей коммуникации с окружающими. Характерные черты: настойчивость, практичность.
  2. Исследователь. Человек, который предпочитает изучать мир с помощью творчества. Ценят научный подход к деятельности, избегают профессий, связанных с коммерцией, светскими раутами. Обладают высоким интеллектом, но недостает лидерских качеств. Особенности: сдержанность, склонность к аналитическому мышлению, любопытство.
  3. Артист. Предпочитают неупорядоченную работу, используют различные атрибуты для создания произведений искусства. Считаются одаренными, ценят эстетическую сторону вещей. Характерные черты: непрактичность, неструктурированность работы, идеализм.
  4. Социальная личности. Такие люди ценят саморазвитие, работу над собой. Считают себя полезными субъектами, способными научить и помочь остальным. Предпочитают социальную деятельность, избегая работу, требующую рационализацию и реалистичный взгляд на мир. Характерные черты: эмпатия, щедрость, желание коммуникации.
  5. Предприимчивая личность. Стремится к организаторской деятельности, ведущей к выгоде. Считает себя популярным, энергичным оратором, лидером. Недостает знаний, научности, поэтому избегают работы, требующей исследования и анализа. Ценят политические и экономические мотивы действий. Характерные черты: амбициозность, экстраверсия, оптимизм, коммуникабельность.
  6. Традиционалист. Стремится к систематизации и анализу, убежден в собственных аналитических и математических способностях, поэтому избегает творческой деятельности. Ценит экономические, бизнес-достижения. Характерные черты: негибкость, систематичность, сознательность.

Холланд представил описанные типы как шестиугольник, расположение углов которого меняется из-за предпочтений и способностей человека.

Теория Гинзбурга

Согласно данной концепции понятие профессионального самоопределения является совокупностью персональных ценностей, которые являются определяющими при выборе сферы деятельности. Особое место ученый выделяет для ценностей, выступающих в роли идей, целей человека.

Структура профессионального самоопределения по Гинзбургу состоит из трех аспектов:

  • мотивация (формирование представлений о будущем для получения навыков);
  • смыслообразование (поиск смысла существования, составление плана рабочей деятельности);
  • реализация (планирование, осуществление конкретных идей).

Психолог характеризует профессиональное самоопределение как персональное приобретение, которое связано с формированием внутренних ценностей и некоторыми психологическими аспектами (самооценка, идеал, самоутверждение).

Теория Климова

Отечественный исследователь рассматривает вопрос выбора профессии как один из основных проявлений психического развития личности. Наиболее значимой частью самоопределения Климов считает формирование профессиональной самоориентации, состоящей из:

  • принятие собственной принадлежности к социальной группе;
  • осознание собственного соответствия профессиональным требованиям (или несоответствия);
  • понимание человека степени его связанности с профессиональной группой;
  • формирование представления слабых и сильных сторон, рассмотрение путей развития рабочих навыков;
  • собственное видение профессии, личностного роста в выбранном поприще.

Итогом мотивационного анализа является достижение социально значимого статуса, выполнение деятельности, направленной на создание ценного для общества продукта.

Роль темперамента и характера в самоопределении

Каждая деятельность предъявляет особые требования к психике человека, к динамическим особенностям мозга.

Не существует темперамента, который подходит исключительно для одной профессии.

Психологи дают общие рекомендации о деятельности для каждого типа темперамента:

  • для холериков предпочтительна активная работа с возможностями для риска;
  • для сангвиника — организаторская упорядоченная деятельность;
  • флегматикам комфортно работать планомерно, с четким расписанием дня и недели;
  • меланхолики найдут себя в творчестве, научной деятельности из-за их неструктурированности.

Роль темперамента заключена во влиянии на деятельность при различных душевных состояниях, которые вызываются атмосферой в коллективе, обстановкой, эмоциональными факторами.

Темперамент является набором врожденных особенностей поведения личности, влияющим на профессиональное самоопределение наряду с приобретенными чертами характера.

Следующие черты влияют на выбор профессии:

  • готовность к ответственности;
  • самоотверженность;
  • способность к концентрации;
  • сила воли;
  • дисциплина;
  • исполнительность.

Психологи утверждают, что темперамент и черты характера должны учитываться при выборе профессии, так как они влияют на наклонности личности, положительные и негативные черты. Человек с низкой концентрацией внимания не сможет проводить многочасовые операции, а человек с невысоким уровнем ответственности не станет лидером коллектива. Персональные качества влияют на рабочие процессы и результат.

Евтушенко, русский поэт, высмеивающий в шутливой форме предприимчивых личностей, написал такие строки:

«Я верю в их святую веру.

Их вера — мужество мое.

Я делаю себе карьеру

тем, что не делаю ее!»

Проблема профессионального самоопределения

Существует несколько проблем, которые возникают при самоопределении:

  • человек недостаточно ясно понимает, из чего состоит выбранная профессия;
  • подросток не может противостоять решению старших, которые могут настаивать на работе, не соответствующей внутренним желаниям ребенка;
  • при выборе возникают сомнения в собственных способностях, для преодоления страха стоит заручиться поддержкой близких и убедиться в полученных навыках.

Не существует единственного призвания жизни для человека.

Страх ложного выбора заставляет индивида двигаться в неправильном направлении. С течением времени меняются предпочтения, навыки, мировоззрение, которые заставляют личность пересмотреть отношение к своей деятельности. Изменчивость наиболее подходящей профессии является основной проблемой самоопределения.

Книги по профессиональной самоориентации

Для людей, стремящихся выбрать будущую сферу деятельности, выпущено множество книг о самоопределении. Если студент (школьник или взрослый) сомневается в объективности самостоятельных изысканий, стоит обратиться в центры профориентации, где можно пройти несколько тестирований на выявление подходящего поприща.

Для желающих освоить материал и прийти в своему призванию без посторонней помощи в профессиональном самоопределении, выпускаются различные книги о профориентации.

Ниже представлены краткие обзоры литературы о самоориентации:

  1. Соломин И.Л., Бендюков М.А. «Ступени карьеры. Азбука профориентации». Небольшой справочник в легкой и доступной форме рассказывает о выборе профессии, ориентирован на выпускников школ и ВУЗов. В книге представлена классификация типов личности, тест Холланда и несколько других алгоритмов, помогающих в выборе поприща.
  2. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». Подходит для любителей основательного изучения материала. Учебник психолога раскрывает проблемы профессионального самоопределения среди выпускников высших школ. Внимание уделено развитию психики человека в работе. Издание подходит для выпускников и студентов ВУЗов, учителей по профориентации. Книга не подходит для старшеклассников, из-за объема теоретических знаний.
  3. Шевченко М.Ф. «Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Основная задача пособия – помощь в выборе профессии для выпускников школ. В книге раскрываются основные требования работодателей в каждой сфере. Учебник разработан для школьников, не подходит для студентов и старших читателей.

Выбор литературы о самоопределении проводится согласно потребностям человека, возрасту и опыту работы.

Каждый человек стремится найти работу, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Профессиональное самоориентирование позволяет выявить тип личности и на основании анализа черт характера выбрать нужную конкретному человеку работу, которая станет призванием, а не пустой обязанностью.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Источник

Оцените статью
Разные способы