Методическая разработка «Предметная деятельность с детьми раннего возраста»
Анна Владимировна Кулак
Методическая разработка «Предметная деятельность с детьми раннего возраста»
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.
Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребенка. Исследования отечественного психолога А. В. Запорожца показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами.
Произвольная предметная деятельность формируется у детей, начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда, а затем и продуктивная деятельность.
Восприятие младших дошкольников носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета.
При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей непосредственно связано с сенсорным воспитанием.
Целью работы является создание условий для развития предметной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для активной работы с детьми использую различные приемы, мною была составлена картотека с предметными играми.
Оборудование,материал:куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы);одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор «Маленькая хозяйка», расчески, щетки, бигуди, ленты, фен, салфетки, машины, кубики, игрушки в виде животных и др.
Приемы развития воображения:
1. Художественное слово.
2. Использование ИКТ.
3. Рассматривание иллюстраций.
7. Обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности.
8. Исполнение воспитателем главной роли.
9. Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.
10. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
11. Сюрпризное появление игрушки.
12. Создание проблемной и мнимой ситуации.
13. Совет, напоминание.
14. Введение игрового тренинга, правил поведения;
15. Разыгрывание воображаемой ситуации.
16. Внесение образных игрушек.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Изменение игровой среды.
Игры с природным и бросовым материалом
Оборудование,материал:желуди, шишки, семена, каштан, скорлупа, листья, сучки, кора, спилы, крупа раковины, камни, кристаллы, перья пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.
Приемы развития воображения:
1. Рассматривание природного материала (на что похоже).
2. Чтение произведений художественной литературы, стихов, малых фольклорных форм. 3. Рассматривание картинок, фотографий с изображением поделок из природных и бросовых материалов.
4. Рассматривание поделок, выполненных взрослым или старшими детьми.
5. Выкладывание узоров, изображений предметов на песке, асфальте из камушков, веточек, семян, плодов и т. д.
Игры для развития сенсорики
Оборудование,материал:игрушки различной величины и формы, крупы, природный материал, вкладыши, пазлы, дидактические игры, лото, шнурки, пуговички, молнии, шумовые и музыкальные инструменты, наборы геометрических фигур и форм и др.
Приемы развития воображения:
1. Рассматривание иллюстраций.
3. Словесное объяснение 4. Инструктаж.
5. Художественное слово.
6. Использование ИКТ.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Привлекательность наглядного материала.
2. Индивидуальная работа.
Игры с предметами заместителями
Оборудование,материал:различные полочки, трубочки, кубики, мячики, природный материал, ширмы, ленты, стульчики, лавочки, модули и др.
Приемы развития воображения:
1. Показ способов действий с предметами.
Демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей.
2. Рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении.
3. Рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения.
2. Изменение игровой среды.
6. Создание проблемной ситуации.
Систематическое использование предметных игр является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.
Методическая разработка НОД с детьми средней группы «Увлекательное путешествие» Цели: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Транспорт»; формировать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения.
Методическая разработка «Приобщение детей раннего возраста к чтению художественной литературы» Приобщение детей раннего к чтению художественной литературы «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая.
Методическая разработка: проект в группе раннего возраста «Растишка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Теремок» Методическая разработка: проект «Растишка» Подготовила.
Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Цель: Приобщение детей раннего возраста к фольклору. Задачи: 1 Научить детей слушать и воспринимать фольклорные произведения, формировать.
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.
Методическая разработка «Театрализованная деятельность как способ общения» Методическая разработка. «Театрализованная деятельность как способ общения». Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием.
Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.
Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Солдат в Чечне» Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Солдат в Чечне» Выполнила: Зиновьева А. А. (11.04.1991г.).
Источник
Развитие предметной деятельности с детьми раннего возраста. из опыта работы
Светлана Сунаргулова
Развитие предметной деятельности с детьми раннего возраста. из опыта работы
Малышу исполнился год. Этот возраст знаменует начало нового периода детства- раннего возраста. который длится до 3 лет. К году ребенок уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно общаться с ними. Начинает понимать речь и делает попыткиговорить, становится более самостоятельным-это фундамент всех его последующих приобретений.
Ранний возраст — это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он смог следить за движущими игрушками,хватать предметы разной формы и величины.
В младенчестве фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.
Основная его задача-помочь ребенку накопить представления о цвете. величине и других свойствах предметов и явлений.
Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача воспитателя выявить и своевременно способствовать их дальнейшему развитию.
Дети в возрасте от 2.5-3 до 5-6 месяцев любят подолгу рассматривать разнообразие цветовых сочетаний на коврах. шторах пытаются схватить цветы, яркие ткани.
В возрасте 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящемся находящемся на разном расстоянии от него. В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. Что существенно меняет все его поведение действий, активной речи. Речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка. Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. На основе движений руки, сформировавшемся в период полугодия, 6-7 месяцев начинают развиваться действия с предметами. Ребенок осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет,бросает. Такие действия называются манипуляциями. Постепенно действия усложняются, малыш начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов. Начиная вставать,младенец тянется вверх за различными предметами, но с большим удовольствием бросает и сталкивает игрушку вниз. С 9 до 1 года ребенок проявляет все больше самостоятельности при исследовании игрушек и предметов: резиновые сжимает, металлические стучит. Особый интерес он проявляет к сравнению величин предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. Подражая взрослому, он выполняет, сначала знакомые,а затем и новые действия: закрывает крушку, вкладывает в коробку игрушки и т. д.
К концу первого года дети уже умеют общаться с некоторыми игрушками в соответствии с заложенными вних простым правилами: нанизывает колечки пирамидки на стержень, накладывает кубик на кубик и т. д.
На втором году жизни круг действий, которые носят исследовательский характер, стремительно рассширяется, формируются сложные и важные функции мозга, начинает складыватся характер, формируется поведение. Овладение ходьбой дает возможность непосредственно общения с окружающим миром, способствует быстрому развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша.
В моей группе 13 детей из них 5 инвалидов. Возраст детей от 1до 3,5 лет. С инвалидами ведется индивидуальная работа. Сенсорное воспитание осуществляется в соответствии с «программой воспитания и обучения», был разработан примерный план занятий.
В начале учебного года была проведена диагностика развития каждого ребенка по индивидуальным особенностям.
Это помогло разделить детей по подгруппам и подобрать нужный материал для игр и занятий использовать в работе нужные приемы. В зависимости от той или иной дидактической цели.
Подбирала игрушки (пирамидки, матрешки, втуллки, бочата, которые отличались различными признаками и свойствами (цветом, формрй, величиной).Задача заключалась в том, чтобы с помощью дидактической игрушкииобратить внимание ребенка на данные свойства предмета, а затем предложить ребенку выполнить ряд занятий на подбор игрушек по сходству или различию. например, занимаясь с матрешкой или бочонком, учила определять верхнюю и нижнюю ее половинки. приложить усилие, чтобы соединить части.
В начале года в занятии одновременно участвовало 3 ребенка, затем 4. Один и тот же материал повторяется несколько раз., в зависимости от сложности и усвоения детьми.
С детьми закрепляла знания о форме. Учила различать резко контрасные формы (шар и кубик). В одном шарики в другом кубик. «Шарики» круглые, гладкие, катятся. А кубик он не катиться, плоский. Предоставив ребенку, возможность манипулировать игрушками 2-3 минуты предлагая сложить все в ведерко. Возьми кубик, положи в другое ведерко.
Учила детей различать с резко контрастными размерами предметов: большой и маленький. В большой коробочке большие кубики, а маленькие в маленький.
Кубики в коробочке,
Закрепляла знания о величине.Применяя сборно-разборные игрушки: матрешки, бочата. «Вот большая матрешка, а это маленькая. Маленькая матрешка будет прятаться в большую». Свои действия сопровождала словесными объяснениями.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна матрешка.
С детьми собирала пирамидки. В ходе занятия показывала ребенку кольцо, обращая его внимание на то, какое оно красивое. После этого показывала ребенку стержень для нанизывания колец. Предлагала выполнить такое же действие ребенку. Если он не справлялся с заданием, говорила, что мы вместе наденем кольцо на стержень. Когда ребенок нанизывал все кольца хвалила его.
Занятия и умения, полученные на занятиях, закрепляла в самостоятельной деятельности. В свободное время давала детям пирамидки. матрешки. кубики. В результате проведенной работы дети научились производить несколько действий с одним предметом, понимать большой и маленький, различать форму (шар,куб,кирпичек).
Работая над этой темой,пришла к выводу: больше внимания уделять сенсорному воспитанию детей раннего возраста не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Главные задачи в моем самообразовании -это усовершенствование методики, поиск новых форм и методов работы по вопросам сенсорного воспитания.
Физкультурные пособия для детей раннего возраста (из опыта работы) КГУ Дом ребенка Воспитатель Касенова Махида Назировна. Хочу поделиться своими пособиями для физкультурных занятий для детей раннего возраста.
Игра, как наиболее эффективный способ развития детей раннего возраста (из опыта работы) Учитель –дефектолог Трясова Т. В. Воспитатель Якутенко И. А. Работа по развитию детей раннего возраста строится поэтапно. Выделяют два этапа,.
Игра-занятие по предметной деятельности во II группе раннего возраста «Воздушный шарик в гостях у ребят» Цель: развитие орудийных действий с предметом Задачи: 1. Развивать зрительно-двигательную координацию посредством выполнения кистью руки.
Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 «БЕРЕЗКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» при проведении режимных моментов с детьми (из опыта работы) Реализация образовательной области»Познавательное развитие» при проведении режимных моментов с детьми. (Из опыта работы). Содержание образовательной.
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ Тема: «Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема:.
Создание условий для приобретения социального опыта детьми раннего возраста Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, является социально — коммуникативное.
Развитие познавательно-речевой деятельности (из опыта работы) Отечественный педагог В. Ф. Одоевский советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, считал, что живое слово может произвести могучее.
Источник