- Практическое мышление — это. Определение, природа и характеристика
- Определение
- Практически-действенное мышление
- Отличия двух видов мышления
- Отличия практического значения
- Качества личности
- Предвиденье
- Сложности
- Задачи
- Особенности
- Свойства
- Примеры
- Развитие
- Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов
- Что такое мышление
- Виды мышления и способы их развития
- Наглядно-образное
- Наглядно-действенное
- Абстрактно-логическое
- Творческое
- Мыслительные операции
- Универсальные рекомендации по развитию мышления
- Больше читайте
- Пользуйтесь левой рукой
- Ведите дневник
- Общайтесь с теми, кто умнее
- Играйте в интеллектуальные игры
- Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
- Не ищите легких путей
- Тренируйте память
- Упражнения
- Соединяем несоединимое
- Инструкции
- Два события
- Логические цепочки
- Все наоборот
- 8 врагов продуктивного мышления
- Телевизор
- Соцсети
- Алкоголь и сигареты
- Неправильное питание
- Недосып
- Малоподвижный образ жизни
- Однообразие
- Полезная литература
- Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления
- Викиум
- BrainApps
- Загадки да-Винчи
- Викторина “Что? Где? Когда?”
- В уме
- Заключение
Практическое мышление — это. Определение, природа и характеристика
Практическое мышление – это вид мышления, основанный на накопленном жизненном опыте, наблюдении, восприятии и здравом смысле. Каждый человек, даже получивший плохое образование или вовсе необразованный, способен выполнять простую работу, которая связана не с умственной деятельностью, а с прикладными навыками. Хорошо справляться с рутиной человеку помогает именно практическое мышление.
Определение
Практическое мышление – это способность человека оперировать накопленными знаниями и навыками, чтобы выполнять ту или иную текущую задачу. Проблемы, которые помогает решить практическое мышление, имеют неотложный характер. Вырабатывая план и ставя себе цели, человек может с легкостью справиться с любой сложной задачей. У персоны нет необходимости изобретать велосипед. Ей необходимо решить неотложные проблемы, причем сделать это быстро. Строить сложные теории, а затем проверять их на практике не всегда есть возможность. Там, где не срабатывает теоретическое мышление, начинается практическое. Но бывает так, что происходит наоборот. Подчас практическое мышление выступает в роли финального этапа теоретического мышления.
Как мыслили наши предки? Они использовали практическое мышление. Путем проб и ошибок люди строили себе жилище, учились охотиться, собирать плоды и ягоды. Практическое мышление направлено на удовлетворение сиюминутных потребностей. Но иногда оно пригождается и в долгосрочной перспективе. В зачаточном состоянии практическое мышление было обнаружено даже у животных.
Практически-действенное мышление
Как учатся дети познавать мир? Они наблюдают за тем, что делают их родители, а потом повторяют увиденное. Практическое мышление – это синтез усвоенной и увиденной информации, которую человек может применить себе на благо. Мама дает ребенку носок. Малыш не спешит надеть его на голову или на руку. Наблюдательный ребенок сообразит, что раз взрослые надевают тряпичный предмет на ногу, значит, ему нужно сделать то же самое. Мамаши удивляются, как малыш сообразил, что именно нужно делать с носком? Действия его были основаны на наглядно-действенном мышлении. Практическое применение полученных знаний позволяет быстро учиться не только ребенку, но и взрослому человеку. Человек может приобрести какой-то навык бессознательно. Механическое повторение одного и того же действия доводит его до автоматизма. А на основе полученного навыка персона может развивать свои способности в смежных областях. Практически-действенное мышление переходит в наглядно-образное. После того как человек освоит на практике какой-то навык, он сможет в уме представлять поэтапно каждое действие. Чем больше способностей есть у человека, тем качественнее будет его образное мышление.
Отличия двух видов мышления
Теоретическое и практическое мышление изначально имеет разный подход к насущным проблемам. В чем же состоят главные отличия?
- Практическое мышление не ищет единственно правильного решения. Человек, который ставит перед собой цель решить какую-то проблему, изначально предполагает, что вариантов решения может быть несколько. Путем мозгового штурма накидываются варианты, затем из них выбирается наиболее приемлемый, который подходит к конкретной ситуации.
- Практическое мышление имеет большую устойчивость к стрессу. Человек, который на практике проверяет теорию или же действует по заранее подготовленному плану, меньше волнуется о результате. Персона видит конечный продукт своей деятельности и уже может объективно его оценить.
- Выводы, полученные путем практического мышления, всегда будут достовернее тех, которые ученые сделали, занимаясь теоретическим решением проблемы. Если что-то не получается сделать, значит, в расчеты теоретиков закралась ошибка.
Отличия практического значения
Теоретическое и практическое мышление является двумя основными формами мыслительной деятельности. Знания, полученные благодаря этим видам размышлений, будут различны. Теоретическое мышление осуществляется в отрыве от предметного мира. Человек может выдвигать любые, даже фантастические теории, благодаря хорошей работе воображения. Персона будет размышлять образами и выводы делать не только на основе своих способностей и знаний, но также основываясь на представлении о том, как может и должен работать тот или иной предмет или объект. Практическое мышление – это вид деятельности, который проходит без отрыва от действительности. Знания, полученные в результате мыслительного процесса, можно тут же применить на практике. Теории могут быть неверные и ошибочные, но они просты в реализации и могут решить насущные проблемы, часто не наилучшим образом. Но результат практических знаний всегда будет выше, чем теоретических.
Качества личности
Практическое наглядно-образное мышление присуще любому здравомыслящему человеку. Личность, должна не только выдвигать теории, но и опробовать их на практике. Этому навыку учат всех детей сначала в саду, а затем в школе и университете. Какие качества помогают человеку успешно использовать практический вид мышления?
- Ум. Только личность, которая умеет размышлять, может хорошо справляться с практической работой. Для освоения любого навыка нужна наблюдательность. Персона учится на многочисленном повторении одного и того же действия. Чтобы продуктивно использовать практическое мышление недостаточно просто бездумно осуществлять работу. Человек должен понимать механизм и принцип своей деятельности. Это нужно для того, чтобы впоследствии иметь возможность применить полученный навык в любой другой смежной области.
- Воля. Персона, которая имеет желание и стремление приобретать знания, заслуживает уважение. Но не всегда можно далеко уйти на одном желании. Мотивация к выполнению монотонной работы быстро теряется. Воля помогает человеку продолжать свое начинание до полного выполнения работы и усвоения навыка.
Предвиденье
Практический вид мышления базируется на умение человека предвидеть свое будущее. Основной задачей подобного типа мышления является планирование. Чтобы человек мог успешно создать цели и написать планы по их достижению, ему нужно уметь заглядывать в будущее. Не нужно быть ясновидящим, чтобы освоить этот навык. Человек должен учиться составлять прогноз, на основе имеющегося у него опыта и приобретенных знаний. Возможность составить план и сразу же приступить к его реализации есть не всегда. Чтобы через полгода или год, когда потребуется выполнить задачу, не пришлось переписывать план, нужно обладать дальновидностью и сделать сразу поправки, учитывающие нюансы, которые с течением времени могут измениться. Способность сделать верные просчеты и не ошибиться в мелочах, называется хорошим стратегическим мышлением. Его должны задействовать все люди, которые используют практический вид мышления.
Сложности
Наглядно-практическое мышление формируется у человека без каких-либо усилий с его стороны. Ребенок учится повторять движения, а затем и действия за взрослыми. Подобная способность обучения через подражание помогает человеку быстро и легко познать этот мир. Но единство чувственного восприятия теоретического мышления и практической деятельности есть не у всех. Каждый человек развивался при разных условиях. Учителя и подходы к образованию у людей отличались. Как следствие не все индивиды хорошо умеют понимать друг друга. В чем же возникают сложности?
- Теоретики сосредотачивают свои усилия на том, чтобы познать мир через рассуждения. Люди думают абстрактно, нередко полностью абстрагируясь от реального мира. Результаты их деятельности порой удивляют даже самих теоретиков. Подобный стиль мышления не дает людям понять более приземленных персон, которые привыкли размышлять о земном, а не о возвышенном.
- Практики концентрируются на мире вещей. Они реализуют результат творческого порыва теоретиков и не всегда могут сообразить, как человек мог оказаться недальновиден. Просчеты теоретиков всегда бросаются в глаза людям, которые ежедневно сталкиваются с техническими аспектами работы и хорошо себе могут представить, какие проекты осуществимы, а какие нет.
Задачи
Человек, который занимается практической деятельностью, не может работать, если не будет ставить перед собой задачи. В чем же они заключаются?
- Постановка целей. Персона всегда должна понимать, куда она движется. Практическое мышление предполагает готовый продукт деятельности. Чтобы человек не сбился с выбранного маршрута, не потерял ориентиры, нужно разбивать цель на небольшие части. Подцели необходимы в больших проектах, в которых невозможно сделать за короткий срок. Разбивка делается не только для улучшения понимание перспектив работ, но и для наглядности и более точного просчета на этапе планирования.
- Создание планов. Практический метод мышления подразумевает разработку и написание планов. Человек должен разбить проект на части, а затем, проработать пошаговый план достижения основной цели. Здесь нужно учитывать, что планы бывают не только краткосрочные, но и долгосрочные. К разработке каждого проекта нужно подходить индивидуально. Следует учитывать суть работы, бюджет, рабочую силу, сроки, материалы и т. д. Хороший специалист, прежде чем взяться за любое, даже за небольшое дело, пошагово распланирует ход работы.
Особенности
В чем заключаются особенности практического мышления? Человек, который им обладает, должен уметь быстро концентрировать внимание не только на общей картине происходящего, но и на деталях. Персона должна не только видеть все, что происходит и запоминать подробности. Человек, которых хочет добиться успехов в освоении практических навыков и сформировать в себе практическое мышление, должен научиться быстро переходить от размышления и планирования к действиям. Выполнение поставленных целей, должно стать основной задачей персоны.
Свойства
Развитию практического мышления способствует осознанная выработка личностью необходимых свойств.
- Цель на реализацию. Результатом практического мышления должна быть выработка готового решения для устранения проблемы или разрешения задачи. Человек не должен рассматривать или моделировать нерабочие или теоретические варианты. Из всех возможных вариантом нужно выбрать тот, который поможет быстро и с минимальными усилиями достичь поставленной цели.
- Мотивация. Человек должен выполнять свою работу хорошо, чтобы достичь необходимой цели. Личность может работать в полную силу только тогда, когда она хорошо мотивирована. Человек всегда должен знать и понимать, какие дивиденды принесет лично ему успешное выполнение проекта.
- Использование прошлого опыта. Достичь хороших результатов в реализации любого проекта может только тот человек, который делает подобную работу не в первый раз. Персона всегда должна полагаться на собственный опыт, извлекать из него пользу и не повторять ошибки.
- Самокритичность. Человек должен замечать свои ошибки и исправлять их. Персона должна оценивать каждый сделанный и спланированный шаг. Необходимо всегда отдавать себе отчет в том, ведет ли следующее действие к конечной цели или нет. И если что-то пошло не так, нужно признать свою ошибку, исправить ее и продолжить двигаться в выбранном направлении.
- Интуитивность. Некоторые действия персона не должна обдумывать. Работа, которая делается на автомате, требует меньшей затраты энергии и ресурсов организма. Не всегда можно принять наилучшее решение на бумаге. Порой приходится вносить корректировки по ходу выполнения работы и человек должен быть готов к этому и морально, и физически. Если ориентир сбит, нужно быстро изменить стратегию работы, чтобы можно было продолжить выполнение проекта без убавления набранного темпа.
Примеры
Чтобы лучше понять практическую деятельность мышления, ее следует проиллюстрировать. Приведем примеры. Бабушка вяжет носок. Женщина не слишком задумывается над тем, как сделать петлю или же как сделать уменьшение ряда. Руки, натренированные многолетней практикой, сами знают, что им делать. Опыт помогает женщине смотреть в телевизор, а не на свое изделие. При этом результат бабушкиной деятельности будет очень хорош собой. Носки получатся первоклассные.
Другой пример наглядного действенное-практическое мышление – это вождение автомобиля. Опытный водитель не задумывается над тем, в какую сторону ему сейчас повернуть или на какую педаль нужно нажать. В случае с поворотом, палец сам тянется к кнопке включения мигающей лампочки. Процесс вождения, ежедневно повторяемый и доведенный до автоматизма, помогает человеку экономить энергию на принимаемых решениях. Мозг будет работать в режиме энергосбережения до тех пор, пока не случится какая-то экстремальная ситуация, в которой потребуется полная концентрация внимания.
Развитие
Как развить практическое мышление? Задачи на развитие можно брать из повседневной жизни. Персоне следует заняться какой-то рабочей деятельностью, которая требует приложения максимума физических и минимума умственных сил. Вы можете что-то ремонтировать, проектировать, рыбачить, готовить или мыть окна. Любой физический труд, которым вы занимаетесь редко, поможет развить практическое мышление.
А если ли специальные упражнения? Любой желающий развить практическое мышление может заняться производством изделий декоративно-прикладного искусства. Например, ваз. Чтобы изготовить керамическое изделие нужно написать небольшой план работы. Он будет заключаться в следующих этапах:
- создание эскиза
- подбор материалов
- создание формы
- роспись
- финальное покрытие.
Когда план готов, можно приступить к его исполнению. Нарисуйте эскиз. Его можно придумать или срисовать с любой картинки. Слепите из глины форму. Для этого придется овладеть навыком работы с гончарным кругом. Затем, распишите изделие. Утильный обжиг придаст изделию прочность. Останется покрыть вазу глазурью, а затем, обжечь еще раз. Процесс создания завершен, цель достигнута. Нужно поставить новую цель и приступить к ее выполнению. Успешно выполняя задания, вы быстро улучшите навык практического мышления.
Источник
Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов
Советы, упражнения, книги и приложения.
Как насчет того, чтобы прокачать ваши умственные способности? Не бойтесь – я не буду мучить вас скучными школьными заданиями и заставлять зубрить непонятные формулы. Я знаю, как развить мышление без этих инквизиторских методов. В моем арсенале только интересные и увлекательные упражнения, а также простые рекомендации на каждый день.
Что такое мышление
Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.
В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.
Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.
Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.
Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.
Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.
Виды мышления и способы их развития
В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание. Согласно ей выделяют следующие типы мышления.
Наглядно-образное
Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.
Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.
К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом. Вот несколько простых советов:
- Ежедневно перед сном в ярких красках вспоминайте весь свой прожитый день. С кем вы встречались сегодня? Во что эти люди были одеты? Каким было оформление зданий, в которые вы заходили? Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
- Совершайте необычные манипуляции с образами в вашем сознании. Например, представьте, что медведь и слон поменялись ушами. Или что у кита выросли ноги. Не ограничивайте свою фантазию. Чем более нелепую картину вам удастся мысленно представить, тем сильнее это даст толчок развитию мышления.
- Несколько раз в день фокусируйтесь на каких-нибудь предметах и пытайтесь подобрать как можно больше слов, описывающих их.
Наглядно-действенное
Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.
За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга. Развивать его можно следующими способами:
- играть в шахматы;
- собирать пазлы;
- делать поделки из подручных средств;
- лепить из глины или пластилина;
- складывать из бумаги фигурки оригами;
- строить что-то из конструктора.
Абстрактно-логическое
Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.
Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.
Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:
- Понятие – простейшая единица мыслительной деятельности. С ее помощью мы называем предмет и переносим его в абстрактный план, причисляя к уже известной нам категории. Делается это на основе его существенных признаков. Пример: мы видим самолет, вычленяем главные признаки (два крыла, хвост) и называем его самолетом на основе сходства с уже знакомыми нам подобными объектами.
- Суждение – установление взаимосвязи между несколькими понятиями и формирование на основе этого новых понятий. Пример суждения: “Самолет, машина и поезд – это виды транспорта”.
- Умозаключение – формирование новых суждений из уже имеющихся. “Самолет – вид транспорта. Транспорт перевозит людей и грузы. Самолет перевозит людей и грузы”.
Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.
Вот несколько простых советов по его развитию:
- читайте слова и предложения задом наперед;
- придумывайте противоречивые словосочетания: горький сахар, горячий лед, твердая жидкость;
- сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
- попытайтесь создать в голове зрительные образы абстрактных понятий: вдохновения, гармонии, духовности, гипотезы и т. п.
Творческое
Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.
Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:
- Каждый день узнавайте что-то новое.
- Выполняйте привычные дела необычными способами.
- Больше путешествуйте.
- Включайте импровизацию в самых обычных жизненных ситуациях.
Мыслительные операции
Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.
- Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
- Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
- Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
- Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
- Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
- Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
- Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
- Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.
Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
- чистить зубы;
- открывать дверь ключом;
- есть ложкой;
- набирать сообщение в телефоне;
- краситься.
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить, систематизировать информацию, выделять главное, отсекать лишнее. Особой ценностью обладают абстрактные рассуждения на отвлеченные темы: о процессах, происходящих в мире, о вашем отношении к ним, об общих философских понятиях.
По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.
Общайтесь с теми, кто умнее
Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.
Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.
А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.
Играйте в интеллектуальные игры
Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.
Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.
Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.
Не ищите легких путей
Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.
То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.
Тренируйте память
Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки. Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание.
В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.
Упражнения
А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.
Соединяем несоединимое
Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.
Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:
- собака и микрофон;
- башня и ремень;
- мост и пуговица;
- газонокосилка и блоха;
- Луна и субботник.
Инструкции
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.
Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.
- Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
- Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
- Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
- Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
- Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
- После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.
Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.
Два события
Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:
- Во дворе жалобно заскулила собака.
- В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.
Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.
Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!
- В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
- Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
- Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.
Логические цепочки
Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.
- Оба объекта относятся к живой природе.
- И то и другое содержит в себе воду.
- Представители и того и другого вида бывали в космосе.
- И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.
Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.
Все наоборот
Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.
Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.
8 врагов продуктивного мышления
Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.
Телевизор
Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.
Соцсети
Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.
Алкоголь и сигареты
Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.
Неправильное питание
От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.
Недосып
Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.
Малоподвижный образ жизни
И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.
Однообразие
Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?
Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.
Полезная литература
Помните первый пункт наших рекомендаций по развитию мышления? Тот, в котором говорилось про чтение. Самое время воплотить его в жизнь. Делюсь с вами тремя моими любимыми книгами по развитию мышления:
- “Латеральное мышление. Учебник” Эдвард де Боно. Книга всемирно известного психолога посвящена развитию креативного нестандартного мышления. Автор уверен, что за этим видом мышления будущее. Учитывая, что в школах и институтах творческому мышлению не учат от слова совсем, человек, развивший его до высокого уровня, будет иметь серьезное конкурентное преимущество. В книге вы найдете множество различных упражнений, которые научат вас мыслить нешаблонно и оригинально.
- “Мозгоускорители” Ричард Нисбетт. Эта книга научит вас применять методы и приемы из различных наук для того, чтобы более эффективно и продуктивно мыслить. Вы узнаете, почему логические и математические законы применимы не ко всем ситуациям и как избежать распространенных ошибок в построении умозаключений. Книга серьезная и кому-то может показаться сложной, но в этом ее основная ценность.
- “Мышление. Системное исследование” Андрей Курпатов. Пожалуй, самая объемная, глубокая и неожиданная книга, посвященная мышлению. Прочитав ее, вы будете знать о мышлении все. В ней нет упражнений и заданий, зато есть очень много информации к осмыслению.
Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления
В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.
Викиум
Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.
BrainApps
На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.
Загадки да-Винчи
Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.
Викторина “Что? Где? Когда?”
Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.
В уме
Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?
Заключение
Давайте подведем итоги. Мы рассмотрели основные виды мышления, узнали, для чего они нужны и как их развивать. Я надеюсь, вы уже успели опробовать на себе наши забавные упражнения и почувствовали первые сдвиги в голове.
Если они показались вам сложными, не отчаивайтесь. Наше мышление довольно инертно, поэтому его нужно хорошенько раскачать. В следующий раз вам будет гораздо легче, поверьте мне! Поделитесь статьей с друзьями и занимайтесь развитием вместе. Так гораздо веселее!
Источник