Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации
катанаева наталья
Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации
Формирование познавательной самостоятельности и инициативности.
Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких качеств личности как инициативность и самостоятельность
Показателями самостоятельности старшего дошкольникав педагогике выступают:
• стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых,
• умение поставить цель деятельности,
• осуществить элементарное планирование,
• реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели,
• способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Авторы примерной образовательной программы «От Рождения до школы», по которой работает наш детский сад, определяют самостоятельностькак совокупность качеств: инициативность, автономия и ответственность, определяя инициативность как составную часть самостоятельности, а развитие детской самостоятельности как важнейший образовательный ориентир.
По моему мнению, развитие детской самостоятельности связано с организацией условий в двух направлениях:
1. создание условий для развития самостоятельности через правильно организованную предметно-пространственную среду,а именно: (подкрепляется картинками)
• создание уголков активности, где ребенок находит себе занятие по своему желанию,
• постоянное обновление материалов в уголках в зависимости от и образовательных задач, и интересов и пожеланий детей,
• побор алгоритмов действий для самостоятельногоосуществления выбранной ребенком деятельности:
рисование – схемы рисования предметов, животных, птиц, образцы рисования сюжетных картин, пейзажей,
лепка – алгоритмы лепки различных объектов,
раскраски, по декоративно — прикладному искусству с образцами,
схемы по созданию построек из конструктора различного характера – деревянного, пластмассового, мозаики, счетных палочек,
развивающие игры со схемами;
• разнообразие материалов (средств) для познания в уголках активности – разные виды конструктора в уголке конструирования, развивающие игры «Сложи узор», «Квадрат Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Танграм», счетные палочки, развивающие игры на усвоение геометрических фигур, цифр, сложения, вычитания в уголке математики, развивающие игры на ознакомление и усвоение букв, буквы из различных материалов, уголок изо – листы разного формата, различные средства выражения полученного опыта – краски, мелки и т. д; центр пдд – макет перекресток, лото, домино, настольно – печатные игры.
• Воспитание ответственности через беседы и совместный ремонт испорченных игр
2. Организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода, где ребенок познает мир, делая и творя, а именно является субъектом образовательной деятельности, он при участии педагога ставит цель, планирует, организует, проводит и оценивает свою деятельность.
Для организации образовательной деятельности, таким образом,используются такие технологии как:
Самостоятельная исследовательская деятельность
Технология программы сообщество
В организации совместной деятельности с детьми созданию условия для проявления познавательной активности ребенка.
Каким же образом это возможно сделать?
— Создание педагогом проблемной ситуации (помочь, спасти, выручить из беды, подсказать и т. д.)
— Использование разнообразных форм и методов организации
совместной деятельности: беседа, чтение, рассказ, проблемная ситуация, рассматривание, ситуация морального выбора, поручения, дежурства, просмотр и анализ мультфильмов, театрализованное действие, чтение наизусть, отгадывание загадок, разучивание стихотворения, словесные игры на прогулке и в режимные моменты, наблюдение на участке и в группе, ознакомление и разучивание пословиц и поговорок, дидактические игры.
— Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми; (дети задают вопросы о предстоящей деятельности, в ответ предлагаю варианты деятельности)
— Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности; (осуществляется за счет разнообразия средств деятельности и актуальности темы обсуждения).
— Стимулирование детей к высказываниям,
— использованию различных материалов, способов выполнения заданий;(листы разных размеров цветов, средств в творческой деятельности, приготовление нескольких образцов по теме нод)
— Оценивание не только конечного результата, но процесса деятельности ребенка;
— Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.
— Использование икт в совместной деятельности с детьми (развивающие мультфильмы, презентации.) Понимание необходимости организации НОД с обязательным использованием икт, поскольку современные старшие дошкольники увлечены компьютерными играми и задача педагога — использовать это для решения образовательных задач.
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию». Введение: При поступлении.
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.
Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении.
Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» Кострова Л. Ю., преподаватель Костанайского педагогического.
Педагогический совет на тему «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» «Современная практика организации игровой деятельности» Слайд 1. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –.
Поддержка инициативности и самостоятельности детей раннего возраста в игровой деятельности Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Момотова Мария Николаевна 2018 г. Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню,.
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.
Презентация для родителей «Информационная безопасность как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» В наше время, в период цифровизации идет активный процесс формирования и повсеместного использования информационных ресурсов.
Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.
Самореализация творческого потенциала как фактора успешной социализации ведущих мероприятий объединения «Играем вместе» Существует множество определений лидерской одаренности, главным является то, что это набор умений лидера достигать поставленных целей, получать.
Источник
«Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством использование современных технологий обучения».
не самостоятелен» ( М. Монтессори)
1. Введение
Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.
Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе» на основе своих исследований считает, что в любой профессиональной деятельности важны:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
- анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
- способность уживаться с другими;
- способность осваивать какие- либо знания по собственной инициативе ( т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).
- на формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- на развитие исследовательских навыков;.
Уровень современной информатизации общества и его влияние на молодое поколение показывает, что информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь уменьшается. Учитывая сложившуюся реальность, общество поневоле обращается к такой организации образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность — качество личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем. Предоставление ученикам познавательной самостоятельности, показывает практика, автоматически приводит к познавательной активности, более того в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном.
Познавательная самостоятельность
Познавательная самостоятельность и её проявления. ( по В.В. Гузееву)
время способы партнёры место
Познавательная самостоятельность — качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Общечеловеческая деятельность в любом своем проявлении требует определенной активизации. Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей ( креативности)
Таким образом рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, предусматривает организацию педагогом познавательной и практической деятельности направленной:
Позиция учителя и ученика в процессе формирования познавательной самостоятельности.
- Учитель ставит перед учеником общую задачу и описывает тип и характеристики желаемого результата на перспективу, учитель предоставляет информационный кейс или указывает начальные точки поиска информации;
- Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию и по мере необходимости уточняют саму проблему;
- Естественнонаучные предметы (биология, химия и т. д.) преподаются как система занятий с видами и формами деятельности побуждающими учащихся выдвигать идеи (альтернативные изучаемым) сравнивать, сопоставлять, самостоятельно выбирать результат на основе своих данных;
- Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. При этом каждый ученик зарабатывает свою меру самостоятельности сам;
- Каждый учащийся самостоятельно, в группе, в паре изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе работы.
2. Современные образовательные технологии и формирование познавательной самостоятельности учащихся.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард)
Образовательные технологии – явление многомерное, в теории и практике образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Но каждый педагог привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. В зависимости от целей и задач которые преследуются в процессе использования любой технологии, каждая технология имеет определенный адаптивный элемент привнесенный в нее педагогом – практиком.
Метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе использования данного метода автор адаптировал и доработал рекомендации по проектной деятельности для учащихся.( Приложение 1-5 )
Технология «портфолио»
Портфель – «портфолио» сегодня, это процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы. В литературе существует множества типов « портфолио», итоговых уровней оценки « портфолио», за и против данной технологии, ее результативности. В нашей практике мы используем портфолио, как набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над проектом и учебным исследованием. Кроме «накопительной» функции данного портфолио он отражает динамику развития учащегося, отношений, результатов его самореализации, служит формой обсуждения и самооценки результатов деятельности. ( Приложение 3 )
Технология кейс – study ( анализ конкретных ситуаций), метод кейсов.
Впервые данная технология была использована в Гарвардском университете Джемсом Б. Конантом ( 1960-1970-х годах) для обучения студентов, будущих менеджеров. Сегодня метод кейсов широко используется как в западной, так и в российской высшей и средней школах. Кейсовый метод включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятия решений , устной коммуникации и групповой работы. Кейсовый метод – это репетиция реальных жизненных ситуаций.
Основная цель кейсового метода – передать содержание предметной области, развить аналитические способности, навыки принятия решений.
В образовательном процессе мы работаем с кейсами следующих типов:
- Информационный – в котором предусмотрено знакомство с новыми терминами, механизмами взаимодействия в процессе выполнения какой-то функции, выстраивания этапов реализации данной функции;
- Проблемный – акцент делается на наличие проблемы, описание проблемы, может быть информация по истории вопроса, описание событий, так же могут быть приложены таблицы, графики, видеоматериалы.
Обсуждение кейса: анализ конкретной ситуации предполагает следующие виды деятельности:
- информационный поиск – критическое осмысление ситуации и вычленение проблемы;
- выявление проблемы — анализ, направленный на объяснение причин и возможные последствия и тенденции развития ситуации;
- критерии – выработка критериев разрешения проблемы;
- выбор идеи – поиск идеи, направленной на разрешение проблемы;
- план действий – разработка детального плана решения проблемы.
Анализ информационного кейса предусматривает:
- вычленение новой информации;
- выделение незнакомых терминов;
- выделение основной мысли кейса;
- находить в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание;
- поиск закономерностей, определяющих наличие фактов.
При работе с информационными кейсами и работе с терминами можно использовать технологию «Кластери».
Технология «Кластери»
( от английского clustery – растущий пучками ,гроздьями)
Выделяется новый термин, а затем к нему подбираются слова которые приходят на ум в связи с этим словом, а затем слова ассоциирующиеся со словами второй строки. Время ограничено. Затем учащиеся берут учебник и среди терминов находят значении слов которые они выписали. В конце изучения определенной темы может накопиться целый банк кластеров, которые могут быть использованы при изучении следующих тем.
Информационно – коммуникативные технологии.
Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. В многочисленных статьях посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мльтимедийной поддержкой» где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные средства. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках окружающего мира позволяет значительно повышать эффективность формирования у учащихся информационной компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет усвоить 50% новой информации.
Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Благодаря использованию видеоматериалов, урок окружающего мира можно превратить в захватывающее путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейс-стади позволяет заменить текстовый кейс-видеокейсом, что необычно для данной технологии, но актуально и эффективно в курсе окружающего мира.
Творческие задания на уроках позволяют педагогу создать на уроке творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и развивают креативное мышление.
Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний; осмысления биологических понятий, законов, теорий; развития и диагностики творческих способностей личности, а также в качестве интересной и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.
Система оценки проектных работ.
Критерии оценок:
- По 5 бальной шкале
- Первые четыре критерия — оценка проекта
- Последние четыре — оценка презентации (защиты)
- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления;
- как раскрыто содержание проекта в презентации;
- использование средств наглядности, технических средств;
- ответы на вопросы.
Источник