«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Консультация для воспитателей
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«М етоды и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.
Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);
Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).
Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).
Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
— трудовые поручения, действия.
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.
Практические методы , такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:
К вербальным приемам можно отнести:
• чтения художественной литературы,
• малые фольклорные формы.
При чтении литературных сказок можно предложить детям:
нарисовать иллюстрацию к произведению,
вылепить героя из пластилина,
сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.
Невербальные приемы это:
• гимнастики для глаз,
На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:
• нетрадиционные формы занятий,
• современные образовательные технологии.
Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.
К игровым приемам активации относятся:
-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний
-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.
-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).
Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече.
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей «Почитайте детям»
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых.
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·.
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и .
Обобщенный опыт работы: » Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО.
Источник
Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»
Анна Артемьева
Родительский клуб «Способы развития познавательной активности у дошкольников»
Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского.
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.
Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста – одна из задач умственного воспитания
Умственное развитие ребёнка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
1) Определение. Слайд №3 Познавательный интерес –основа учебной деятельности:
— способствует формированию глубоких и прочных знаний;
-развивает качество мыслительной деятельности;
-создаёт благоприятный эмоциональный фонд для протекания всех психических процес-сов.
-Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.
2)Дети в норме. Что характерно для детей, у которых развиты познавательные интересы: они задают вопросы, ищут на них ответы, их привлекает новизна и сложность проблемы. Они склонны к экспериментированию, активной поисковой деятельности.Они могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать с предметами, высказывать свои догадки, предположения.
Давайте послушаем, как дети могут рассуждать о знакомых нам явлениях. Видео «Дети рассуждают» Интерес формируется и развивается в процессе трудовой, игровой, учебной, общественной деятельности человека и зависит от условий жизни, обучения и воспитания.
Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворении при манипулировании ими.
Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3-5 лет так и называется «возраст почемучки»).
Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы – показатель деткой любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствует об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое.
На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. В развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. А примерно с трёх лет начинает проявляться и вскоре доминировать интерес к игре.
3)Дети с проблемами. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Дети не могут на дли-тельное время сосредоточить внимание, действия этих детей хаотичные, часто они не понимают конечной цели. Не понимают инструкцию взрослого и не желают подчиняться требованиям окружающих его взрослых. У детей нарушена память. Они с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Характерным признаком таких семилетних детей является недостаточная готовность к школе.
Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Главная проблема ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограничен-ной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Нам, взрослым, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
4)Важность формирования познавательной активности.
Проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Задачу развития познавательной активности, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важной в подготовке к школе. Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу,не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кино-фильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу», но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок.
Давайте выделим через что всё- таки лучше развивать познавательную активность, у наших детей.
1. Это совместные игровые действия
2. Поиск ярких впечатлений во время прогулок — Не проходите мимо, даже незначи-тельного события.
3. Частая смена деятельности.
Вывод: каждое ваше общение должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
4. Разделяйте интересы ребёнка
Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению полезных насекомых и т. д. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику наших детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы наши дети получали верные сведения о природе.
Напоминаю вам,дорогие мамы и папы:
— при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;
— будьте терпеливы при объяснение игр, и пояснение нового;
— старайтесь объяснять задания как можно проще и понятнее, чтобы у ребенка про-явился интерес;
— развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке желание узнать что-то новое;
— поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, тогда ребенок не замкнется в себе.
— искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Рукопожатие, доброе слово, искренние объятия – отличное поощрение!
По дороге никогда не молчите, разговаривайте со своим ребенком, поддерживайте его темы для разговора.И ненавязчиво напомните ребенку:
— какой сегодня день недели, какое время года, напомните свой домашний адрес.
— на перекрестке, обязательно уточните, на какой цвет светофора нужно переходить улицу, какой транспорт проезжает грузовой или легковой, какого цвета машины проехали.
— проходя мимо деревьев, уточните у ребенка название деревьев, посчитайте, сравни-те их;
— обратите внимание на одежду людей, что изменилось в одежде людей с приходом, того или иного времени года.
— обратите внимание на погоду.
Предложите ребенку сочинить рассказ про то, как Вы шли в магазин, в больницу, этим Вы поможете развить у ребенка внимание и, умение составлять описательные рассказы.
В заключении мне хочется сказать, что ключ к успеху — это, во-первых, чёткое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Каждый следующий шаг требовал, чтобы ребёнок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывало перед ним более широкие возможности. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка позволяют активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.
Желаю успехов и творчества вам и вашим детям!
1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка / Лариса Богданова, Наталья Диманис. – Спб. : Лев и Сова, 2007.
2. Зубарева Т. Г. Помощь детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения. / Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2012 г. № 7.
3. Косарева У. В.Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: направления и перспективы. / Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. 2012 г. № 6.
4. Нищева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. – Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет /Юлия Соколова. – М. : Эксмо, 2007.
6. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Слайд 2 «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким — нибудь предметом. Это означает, что с помощью.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА». Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно.
Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство.
Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий.
Консультация для воспитателей «Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников» «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников. Музейная педагогика в детском саду является одним.
Организация предметно-пространственной среды для развития познавательной активности старших дошкольников Дошкольная пора – это мир первооткрывателей и исследователей. С самого рождения ребёнок активно познаёт мир, который его окружает. Ему интересно.
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей 2 слайд «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,.
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Старшая разновозрастная группа Актуальность.
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в средней группе как известно, зарождение первичного образа мира происходит в самом раннем детстве благодаря познавательной активности ребенка. На каждом.
Источник