Способы развития познавательного мышления

Содержание
  1. Способы развития разных типов мышления
  2. Логическое мышление
  3. Тренируйте мозг
  4. Развитие логического мышления у детей
  5. Обучение посредством игры
  6. Чередуйте игры
  7. Примите участие в играх
  8. Абстрактное мышление
  9. Театр теней
  10. Упражнение с облаками
  11. Креативное мышление
  12. Необычное применение обычных вещей
  13. Изменение привычек
  14. Поиск новых решений
  15. Творческое занятие
  16. Спорт, путешествия
  17. Развитие ассоциативного мышления
  18. Развитие детской креативности
  19. Аналитическое мышление
  20. Подготовка
  21. Подумайте наедине с собой
  22. Найдите полезный источник
  23. Подведем итоги
  24. Развитие мышления: приемы, методы, упражнения
  25. Можно ли развить мышление взрослого человека
  26. Развитие абстрактно-логического мышления
  27. Что развивать
  28. Как развивать
  29. Упражнения по развитию логического мышления
  30. Упражнение «Логические цепочки»
  31. Вариант 1
  32. Вариант 2
  33. Упражнение «Составление предложений»
  34. Упражнение «Я скажу по-другому»
  35. Образное мышление и его развитие
  36. Что развивать
  37. Упражнение «Воссоздание образов»
  38. Упражнения «Фантастические образы»

Способы развития разных типов мышления

Мышление в более широком смысле означает сочетание всех сознательных умственных (психических) действий. В более узком смысле речь идет об их наиболее сложной, присущей конкретному человеку, части, обеспечивающей абстракцию и рефлексию.

Мышление от индивидуального восприятия переходит к общим понятиям, а через них – к практическому и теоретическому восприятию мира. Свойство связано с сенсорным и пространственным восприятием. Оно использует память и креативность. Этот специфический способ связывания, различения, сравнения и оценки существенно коррелируется с языком, являющимся его средством и, одновременно, определяющей средой.

Логическое мышление

Логическое мышление перед принятием эмоциональных решений – это способность, желательная для большинства людей. Логика полезна не только во время учебы, работы или различных профессиональных встреч. Логическое мышление необходимо и в повседневной жизни, в межличностном общении, в установлении отношений (с друзьями, семьей, партнерами).

Есть несколько способов развить мышление у взрослого человека и ребенка и усовершенствовать логику.

Тренируйте мозг

Мозг, как и остальную часть тела, можно тренировать. Старайтесь каждый день улучшать его функцию, выполняя следующие шаги.

Технология развития памяти и логики:

  • Память – основа всех типов мышления. Тренировка памяти и внимания – важный шаг в развитии мыслительных способностей. Попробуйте улучшить ее выполнением небольших задач, таких как запоминание списка покупок, любимых цитат.
  • Обратите внимание на детали. Вы любите считать ступеньки на лестнице? Часто ищете ошибки в тексте? Или заметили, что у коллеги появились новые часы? Это мелкие детали, способные помочь в тренировке мозга, следовательно, мышления.
  • Решайте головоломки, кроссворды, судоку. Вы увидите, что, как и в спорте, ваши способности к решению судоку через некоторое время улучшатся. И это одна из характеристик хорошо тренированной памяти.
  • Изучайте новые вещи. Живопись, музыкальный инструмент, иностранный язык – это может помочь мыслить логически.

Развитие логического мышления у детей

С раннего возраста необходимо учить ребенка (кроме речи и ходьбы) умению логически мыслить. Основы логического мышления особенно полезны для ребенка, готовящегося к поступлению в 1 класс. Эти навыки пригодятся не только в математике, но и в решении повседневных жизненных проблем.

Обучение посредством игры

Возраст, в котором дети могут логически рассуждать и осваивать этот навык, составляет 3-4 года. Лучше всего начать с настольных игр, пазлов, конструкторов и более простых головоломок. Пазл – это лучшая игра для развития логического мышления. Она помогает младшим детям развивать и воображение. Им приходится не только подбирать подходящую форму отдельного компонента, но и представлять картинку в общей форме.

Чередуйте игры

Часто игра, смысл которой становится детям понятным, перестает быть интересной. Ребенок все делает автоматически, не находит ничего нового. Это не поддерживает формирование логического мышления, поэтому целесообразно чередовать головоломки и игрушки. Делайте это с учетом возраста – детям 3-5 лет подойдут соответствующие пазлы, старшие дошкольники и младшие школьники оценят конструктор, благодаря которому улучшат техническое и пространственное восприятия.

Примите участие в играх

Хорошо выделить время, чтобы присоединиться к детям в игре. Особенно в начале, когда ребенок не знает головоломки или конструктора, объясните ему, что делать. Если он уже что-то создал, поинтересуйтесь творением. Детям нравится придумывать разные истории. Своим вопросом вы подтолкнете его к размышлению. Это поспособствует развитию фантазии, общего логического мышления. Интересуйтесь искренне. Не отходите во время общения повесить стирку или помыть посуду.

Ожидание рассказа ребенка – хороший урок терпения, концентрации, внимательности. Эти свойства пригодятся в школе. Также хорошо объяснить ему, что такое прошлое, настоящее и будущее, как эти термины связаны между собой.

Вместе с родителями ребенок учится быстрее, лучше понимает события и связи.

Абстрактное мышление

Способность мыслить дана человеку с рождения, её важно развивать, для чего существует много книг, игр, программ и советов экспертов, призванных помочь развить абстрактное мышление. Упражнения включают ряд головоломок, ребусов. Не менее эффективен труд и творчество: музыка, танцы, рисование.

Для достижения максимального эффекта рекомендуется тренировать абстрактное мышление около часа несколько раз в неделю. Это поможет научиться находить оригинальные идеи и решения, которые могут изменить мир.

Есть много упражнений, направленных на развитие абстрактного мышления. Все они интересные и увлекательные, поэтому с вниманием детей проблем не будет.

Театр теней

Интересный способ развития абстрактного мышления – театр теней. С тенью можно создавать что угодно. Например, можете придумывать различные истории, впоследствии воспроизводя их. Для организации домашнего театра теней понадобится:

  • настольная лампа;
  • картонные фигурки, которые можно сделать самостоятельно.

Попросите ребенка воспроизвести любимую историю. В процессе визуализации он использует абстрактное мышление и память.

Также можно поиграть с тенью на стене, создавая различные изображения руками: летящую птицу, собаку, зайца. Далее ребенок придумает собственную абстракцию.

Упражнение с облаками

Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака и описать, как они выглядят. Это очень увлекательное занятие. Оно будет не менее интересным и для взрослых.

Вначале можете немного помочь чаду, заставить его задуматься. Придумайте интересные истории. Ему понравится такое занятие, в будущем он будет играть с удовольствием.

Абстрактное мышление развить не сложно. Главное проводить тренировки систематически, поощрять ребенка в его попытках воображения. Помогайте ему делать сначала простые, затем сложные выводы.

Креативное мышление

Многие люди считают, что творчество, трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядка несовместимы. Но люди с креативным мышлением имеют большой опыт, высокоразвитые творческие способности. Все это требует значительных усилий, кропотливой работы, ответственности. Творчество – это удачное сочетание мышления, навыков, опыта и внутренней открытости миру, способности учиться в любом возрасте и в любых ситуациях.

Читайте также:  Создание проекта выноса осей сооружения различными способами

Творчество – это открытость ума и сердца. Есть ряд практических методов и упражнений для развития творчества. Помните, что каждое упражнение должно помочь избавиться от беспокойства, изменить привычный образ мышления. Рассмотрим наиболее простые и эффективные упражнения для развития творческого мышления.

Необычное применение обычных вещей

Возьмите обычный предмет, используемый в повседневной жизни. Постарайтесь придумать наиболее нестандартные варианты его применения. Например, ложка. Это не только приспособление для приема пищи. Из нее можно сделать уникальную лампу, обозначить ею место посадки цветов в саду.

Изменение привычек

Время от времени прерывайте обычный ход вещей, меняйте свои привычки. Например, если ходите на ужин в один и тот же ресторан каждую неделю или каждый день, поменяйте его.

Попробуйте блюда другой кухни мира, выберите новый маршрут для возвращения домой и т.д. В жизни есть много мелких привычек, препятствующих развитию творческого мышления. Попробуйте расширить рамки, выйти за их пределы.

Поиск новых решений

При возникновении проблемы, не пытайтесь решить ее как обычно. Люди часто думают, что придумывание новых способов решения задачи, когда старые методы работают, – это безумство. Но А. Эйнштейн утверждал, что безумие – это совершение одних и тех же вещей с ожиданием нового результата. Так что не принимайте решение, пока не найдете хотя бы один альтернативный способ.

Творческое занятие

Еще ​​один отличный способ развития креативного мышления – посвящение любому виду творчества. Начните рисовать, писать стихи или песни, учиться играть на музыкальном инструменте. Цель не заключается в достижении успеха в этой деятельности. Главное – получение нового опыта, новой перспективы. При изучении новых вещей мозг начинает работать по-другому. Ведь творчество – это прерывание мыслей, обычной последовательности слов, поступков, хода жизни.

Спорт, путешествия

Полезно путешествовать, заниматься новыми видами спорта. В целом, новые места или меняющиеся ситуации значительно расширяют горизонты, способствуют креативности. Важно путешествовать с открытыми глазами и сердцем, чтобы не пропустить ничего нового.

Развитие ассоциативного мышления

Научите мозг соединять вместе, казалось бы, несвязные понятия. Это улучшит память, натренирует мозг для объединения различных концепций, ведь не каждый человек способен создать такую ​​ассоциацию.

Один из эффективных способов тренировки ассоциативного мышления – поиск связанных слов. Например: пшеница → хлеб, зелень → растения и т.д.

Развитие детской креативности

Стратегический шаг в развитии детского творчества – обеспечение пространства и свободы. Младенцы и младшие дети исследуют мир всеми своими чувствами. Поддержать их развитие можно даже ценой грязных брюк и ободранных коленей.

Позже дети начинают манипулировать предметами осмысленней. Их игра более продуманная. Речь идет, например, о строительстве песчаного замка с камнями вместо окон и листьями в качестве флагов, гаража для автомобилей из деревянных кубиков, города из спичечных коробков. Взрослый в игре с ребенком не должен быть ведущим. Лучше занять место секунданта. Можно предложить ребенку тему, в соответствии с которой он сам разработает игру. Городу можно придумать историю: кто и где в нем живет, куда ходит на работу, сколько у него детей

Чем старше ребенок, тем более абстрактными и нестандартными могут быть методы развития творчества. Со школьниками можно попробовать разные игры со словами: придумать предложение, в котором игроки поочередно добавляют все больше и больше слов, вместе рассказывать истории (родитель и ребенок поочередно придумывают их).

Художественно или технически одаренное чадо может активно помочь в обустройстве и декорировании своей комнаты или всей квартиры.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление – это процесс мышления, в котором одно суждение вытекает из другого, и конечный результат является правильным выводом. Следовательно, речь идет о ключе к принятию правильного решения. Аналитический ум обрабатывает информацию, выбирает важные моменты, рассматривает корреляции. Люди с развитым аналитическим мышлением способны быстро оценить ситуацию, отреагировать соответствующим образом.

Аналитически мыслящие люди всегда пытаются выяснить суть проблемы. Их основные активы – сравнение и исследование. Сложные отношения они могут разделить на отдельные части, которые затем классифицировать, подготовить стратегию для следующего действия. Таким же образом они определяют позиции своих партнеров по коммуникации, возможности для устранения препятствий, необходимые меры.

Люди с развитым аналитическим мышлением – хорошие планировщики, способные быстро обрабатывать тексты (особенно, содержащие большое количество цифр). Эта способность особенно полезна в областях, где ведущую роль играет точная информация, разрабатываются теории и организуются новые знания (например, наука, системный менеджмент, медицина, информационные технологии).

Работодатели ценят сотрудников, способных быстро и эффективно исследовать проблемы, находить решения. Для получения успеха в будущем изначально важно сделать акцент на этих навыках (в идеале, уже во время собеседования).

Ниже представлены 4 шага, составляющие общий метод развития мышления у взрослых, позволяющий поддержать и улучшить аналитические навыки.

Подготовка

Подготовьте разум путем утреннего «опустошения» головы. Начните уже завтра. В течение 30 дней просыпайтесь на 25 минут раньше. Подойдите к письменному столу, возьмите ручку, бумагу и пишите. Не модифицируйте написанное. Все, что выходит из головы и оказывается на бумаге, должно быть потоком сознания. Цель состоит в заполнении 3-х листов бумаги (в обеих сторон), которые послужат контейнером для непродуктивных мыслей, способных отвлекать вас в течение дня.

Подумайте наедине с собой

Обеспечьте себе достаток времени для самого себя, задумайтесь о насущной проблеме. Создайте в дневнике событие и каждый день выделяйте время для размышлений о нем. В это время можете сидеть за письменным столом, прогуливаться, отдыхать в машине с опущенными окнами. Куда бы вы ни пошли, ум должен быть сосредоточен на одной проблеме, которую надо решить.

Найдите полезный источник

Найдите коллегу, который поможет проанализировать ситуацию. Это не пример аналитического подхода; скорее, речь идет о просьбе сотрудника о помощи. Возможно, он предложит свой собственный аналитический подход. Мы часто забываем, что коллеги – это ценный ресурс. Столкнувшись с препятствиями на работе, желая прояснить идею, запланируйте встречу с коллегами, чтобы рассмотреть другую точку зрения.

Прежде чем обращаться за помощью, убедитесь, что четко понимаете, в чем именно нуждаетесь. Нужен совет? Или вопросы, направленные на прояснение ситуации? Каждый из этих подходов может помочь создать креативную идею, не рассматриваемую вами ранее.

Подведем итоги

Мышление – это один из познавательных процессов. Речь идет о работе с информацией, идеями, концепциями. Оно позволяет находить взаимосвязи, решать проблемы.

Мыслительные функции – это формирование понятий, распознавание и нахождение соотношений, рассуждение, принятие решений, создание чего-то нового. Результатом мышления является новая информация (новые знания). Следовательно, развитие мышления в целом или его отдельных типов – важный шаг в достижении успеха, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Читайте также:  Sulsenium pasta способ применения

Источник

Развитие мышления: приемы, методы, упражнения

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

Читайте также:  Nutrilon 1 способ приготовления

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную память;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

Источник

Оцените статью
Разные способы