Формирование познавательных интересов обучающихся
Дата публикации: 02.01.2017 2017-01-02
Статья просмотрена: 4682 раза
Библиографическое описание:
Едиханова, Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г. Г. Едиханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37595/ (дата обращения: 19.11.2021).
Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.
Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:
− учет своеобразия и возможностей ребенка;
− актуализация потребности в игре;
− восприятие ребенком окружающего мира;
− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;
− стимулирование творческого самовыражения ребенка;
− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;
− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.
Этапы работы следующие:
− изучение интересов, возможностей и потребностей;
− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;
− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;
− расширение межличностного общения;
− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.
Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.
Как же возникает интерес? В работе «Проблема познавательного интереса –центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной» выделены следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
- Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
- Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
- Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:
- Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).
Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.
- Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между классами, группами или отдельными обучающимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.
- Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора обучающиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на занятиях обучающимся предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задаются вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».
- Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов обучающихся.
Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:
− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);
− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);
− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);
− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);
− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.
Эта технология получила широкое использование в воспитательной деятельности нашего центра. Ежегодно воспитанники совместно с воспитателями, родителями включаются в работу над проектами по темам: «Этот загадочный и фантастический мир», «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Большие интеллектуальные игры», «Дерзайте, вы талантливы!», «Время, вперед!», «Фильм, фильм, фильм» и другие. Работа над проектом состоит из четырёх этапов: «Мы выбираем», «Мы исследуем», «Мы планируем», «Мы действуем». Работая над проектом, участники развивают исследовательские умения при работе с дополнительными источниками, расширяют кругозор, познавательные интересы.
В этом году, воспитанники моего класса, работали над проектом «Время, вперёд!», посвященного Москве. За время работы им удалось собрать интересный материал об обновленной Москве, о проектах, которые реализуются в Москве. И как конечный результат проектной деятельности создание журнала «Москва меняется, растёт».
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.
При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.
Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.
- Астахов А. И. Воспитание Творчеством, Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Карклина С. Э. Педагогика продленного дня. Москва, «Просвещение» 1988г.
- Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. Москва «Педагогика», 1986 г.
- Плашкова О. О. Проблема познавательного интереса — центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной. Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979 г.
- Журнал «Начальная школа», статья «Привитие учащимся интереса к учебным занятиям», № 3, 1995 год.
Источник
Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.
методическая разработка по технологии
Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnogo_interesa_uchashchihsya_-_zalog_uspeshnogo_obucheniya.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.
Проблема: Как построить учебный познавательный процесс
чтобы «слабому ученику он был под силу и интересен, а у сильного не пропадало желание работать из — за легкости и простоты учения.
Предложение: Надо создать такие условия в обучении, в которых учащийся займет активную позицию и сможет выразить себя, свою индивидуальность, интерес.
Развитие познавательного интереса у учащихся, как основной параметр успешного овладения знаниями.
Создать оптимальные условия для развития положительной мотивации учения учащихся. Потребности в самостоятельной познавательной деятельности . Способствовать воспитанию у детей активного отношения к учебной деятельности, культуры труда. Развивать коммуникативные способности учащихся.
Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму. Это китайское изречение надо помнить потому, что усвоено все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: « Я не умею, я не могу». Один в эти слова вкладывает смысл» научи меня», другой как бы говорит: «не хочу и отстань»
Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.
Все наши замыслы, все поиски и построение превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. В. А. Сухомлинский.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою , но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание « напиться» из источника знаний?
Как активизировать познавательный интерес?
Значит, задача учителя построить учебный процесс так, чтобы ученики с желанием приходили в школу. Пробудить у школьника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни. Решающее в обучении это – добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании. Для чего учиться? Чтобы знать.
Познавательный интерес один из важнейших мотивов обучения младших школьников. Его влияние очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная деятельность протекает более продуктивно.
С целью развития познавательного интереса познавательного интереса школьника использую такие средства:
Мотивация, игры, системно – деятельностный подход, нестандартные уроки, ИКТ, проектная деятельность , модульная технология, групповая работа (колобративная),
К. С.О.(коллективные способы обучения).
Как известно как урок начнешь, так его и проведешь. Положительные эмоции это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность учеников прочно усваивать знания. От пессимистических или агрессивно настроенных учеников трудно ожидать свежих, ярких мыслей и решений
Любой урок начинается с эмоционального сигнала: просто улыбка учителя, добрый вопрос, взгляд. Ведь дети входя в класс поневоле вглядываются в лицо учителя. А какое у него настроение? Чего сегодня ожидать? Будет ли на уроке интересно? И если первичный эмоциональный сигнал покажется отрицательным, то урок может не достичь своей основной цели.
В каждом классе есть ученик, который занимается не в полную силу, а мог бы заниматься лучше, нет желания. Это у ребенка не сформирована потребность в знаниях, нет интереса, мотивации. Формирование мотивации предполагает ряд приемов и методов:
. вызвать у учащихся любопытство интерес
. вовлечение всех учащихся в учебный процесс
. создание ситуации успеха
. доброжелательная атмосфера и доверие
. создание проблемной ситуации
. сотрудничество на уроке
. стимулирование через поощрение, похвалу, оценку, благодарность, выставку лучших работ.
Умело подобранный материал способствует формированию положительной мотивации учения.
Большое значение для развития познавательного интереса имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарища по игре. Перевоплощаясь ребенок не чувствует страха и неуверенности в себе, не боится совершить ошибок, потому, что действует от лица героев. Игра вызывает живой интерес к процессу познания. Игра делает урок увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний. Ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, проводит анализ, синтез, обобщает.
Проведение нестандартных уроков так же повышает познавательный интерес у учащихся. Ребята на этих уроках стараются быть активными, показать свои знания. На таких уроках ученики более прочно запоминают учебный материал.
Использование ИКТ это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом уроке можно применить компьютерные технологии.
Начальная школа фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение. Задача учителя развить лучшие качества, а не только научить читать и писать. Учащиеся имеют наглядно – образное мышление и знания, полученные на уроке с использованием ИКТ. ИКТ дает возможность идти в ногу со временем, делает урок интересным, насыщенным, увлекательным, следовательно способствует развитию познавательной мотивации и интереса.
Презентации, физ. минутки, тесты, игры, музыкальное сопровождение урока, проекты,
информация, для внеклассных мероприятий.
В процессе обучения младшего школьника все более широкое применение находит метод проекта. Сначала я объясняю суть данной технологии ученикам, родителям и на первых порах ребята готовят проекты в сотрудничестве с родителями. Далее я предлагаю детям приготовить проект на интересующую ребенка тему более обширно. Важно учителю ученика заинтересовать, помочь, подсказать. Данная технология воспитывает у учеников самостоятельность, трудолюбие, расширяет кругозор, словарный запас, умение высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения, гордость за себя.
В своей работе применяю Модульную технологию Жампеисовой. Составила программу. Учащиеся обучаясь по данной программе имели прочные знания т. к. изучаемый материал повторяется многократно. Так же в конце изучения раздела проводятся уроки игры, КВН, «Умники и умницы», « Лучший знаток». Проводится тестирование, где ребята показывают хорошие результаты. Ребятам такая работа нравится. Она способствует развитию усидчивости, самостоятельности, развивает речь, память.
Еще одним современным и развивающим познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО – когда каждый учит каждого. Это работа знаю сам, научу другого. Путем общения и решения вопроса учащиеся осваивают материал.
Ученые доказали, что человек запоминает:
20% — от того, что услышал
30% — от того, что увидел
50%- от того, что услышал и увидел
70% — от того, что обсудил с другими
80% испытал на опыте
90% — в практике, научил кого — то
На уроках сильный читает» слабому», затем слабый читает сильному и уже слабый старается прочитать лучше, подражая « сильному» т. е. данный вид работы стимулирует.
Пишем под диктовку небольшой текст и обмениваемся тетрадями, идет взаимопроверка.
Ученик проверяет не только соседа, но и себя. Так проверяем таблицу сложения, умножения. И что очень нравится учащимся это оценивать товарища.
Словарная работа, вопросы «Ты мне, я – тебе».
Но чтобы использовать КСО, надо научить детей сотрудничать, где есть правила:
Не говорить всем сразу.
Называть собеседника по имени.
Смотреть на говорящего.
Не спорить, а доказывать.
Работать дружно, продуктивно.
В своей работе использую групповую работу. Групповая работа несет в себе самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Возрастает глубина понимания учебного материала. Дети учатся сотрудничать, слушать друг друга сопереживать за товарищей.
Конечно, каждый набор классов индивидуален, как и каждый ученик этого класса. И набирая новый класс, я изучает его, его возможности. Сильные и слабые стороны коллектива и в ходе работы выясняю способных детей и детей, требующих дополнительного вмешательства учителя. Способные дети на уроке активны, выполняют
Большой объем работы и получают вторую оценку, поощрение в виде смайлика, звездочки. Таким ребятам дается задание работать с дополнительным материалом. Дети выполняют задания развивающего характера. На каникулы получают задания, если не смогли выполнить разбираем вместе. Участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах « Малахит», «Кенгуру».
В классе есть отстающие в обучении ученики. Выявив таких детей намечаю работу по устранению отставания.1 Оказываю помощь преодолеть неуверенность в себе.2 при работе у доски – разрешаю дольше готовиться, разрешаю смотреть на наглядные пособия, помогающие ответить. 3 Создаю атмосферу доброжелательности.4При изложении нового материала многократное обращение к этим учащимся.5 Привлекаю в помощники.6 При организации самостоятельной работы более подробно объясняется ход ее выполнения7 Использование образцов. А так же оказываю помощь родителям. Родитель не контролер, а сотрудник. Он должен быть сдержанным, спокойным.
В конце урока проводится рефлексия. Рефлексия позволяет приучать ребенка к самоконтролю, самооценке, способствует развитию критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
« Дерево » ученики записывают свое мнение на листочках или плодах и прикрепляют на заготовку дерева.
Пятерочка » учащиеся обводят свою руку и на каждом пальце пишут свое мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно
Указательный палец — мне было трудно
Средний палец — для меня было недостаточно
Безымянный палец – мое настроение
Мизинец – мое предложение
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
У учеников круги трех цветов. В начале урока ученик выбирает себе цвет и в конце урока высказывается красный — нет не понравилось, желтый не совсем( трудности) и зеленый да (что понравилось, что получилось)
«Чемодан, Мясорубка, Корзина»
Чемодан – все пригодится, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу.
Каждый ученик оценивает свое продвижение на уроке красный листик – 3-4 ошибки, желтый листик -1 ошибка, зеленый листик – нет ошибок.
«Видимо – невидимо» – написаны слова разным шрифтом вдоль и поперек 15 слов по окончанию одной минуты — записать.
«Бабочка» в ходе урока выставляются цветы и при рефлексии, помещаем бабочку на тот цветок, какая работа больше понравилась.
Сложно переоценить значение внеклассной работы в формировании интереса к учебе. Внеклассные мероприятия открывают новые для учащихся стороны: любовь к предмету, самостоятельность, артистичность, выразительность, умение выступать перед публикой.
Большое значение имеет сотрудничество с родителями. Они помощники в любом деле и важно им показать, что они уважаемы, необходимы классу.
В. А.Сухомлинский писал: « В душе каждого ребенка, есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» и еще смертельный грех учителя – быть скучным – утверждала классическая педагогика прошлого. Поэтому учащимся должен быть интересен сам учитель. К чему есть стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.
Обобщение опытом работы по теме самообразования «Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ».
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .
Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество.
Презентация «Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике»
Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода.
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».
Познавательный интерес — интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро.
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:»Групповая форма обучения на уроках математики».
Статья на тему «Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения»
Статья на тему «Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения».
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики
Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики.
Источник