Способы развития педагогического общения

Способы организации педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение – это многосторонний и сложный процесс взаимодействия субъектов в различных видах деятельность, способный обеспечить всю многогранность жизнедеятельности и отношений личности в целом.

Общение как основа педагогической деятельности

Педагогическое общение – это профессиональный процесс взаимодействия между педагогом и учащимися (воспитанниками), как в рамках педагогического процесса, так и за его пределами.

В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, формирование умений и навыков, обмен опытом и ценностями, формируется детский коллектив, выстраиваются взаимоотношения между педагогом и детьми. Именно поэтому очень важно правильно и эффективно организовать педагогическое общение не только во время педагогического процесса, но и вне его рамок.

Каждый ребенок, посещая образовательную организацию в первую очередь, желает видеть возле себя доброго и внимательного педагога, который будет не просто механически передавать ему знания, а проявлять чуткость и заботу, сможет оказать помощь в сложный момент. Большое значение в этом вопросе уделяется процессу общения. Педагог должен подходить к его организации ответственно, особенно учитывая то, что в классе или группе более 20 детей, и каждому необходимо уделить внимание. С целью решение учебно-воспитательных задач педагог обращается ко всему классу (группе). Однако данное обращение не всегда воспринимается ребенком, потому как не каждый может адаптироваться в группе. В связи с чем, педагогическое общение подразумевает не просто общее со всей группой детей, но и возможность уделять внимание каждому ребенку, беседовать с ним на учебные, и не только, темы, проявлять интерес к его увлечениям и т.д.

Педагогическое общение, несмотря на то с группой или индивидуально беседует педагог, должно осуществляться не в форме простого обыденного разговора, а иметь конкретную цель и задачи. Общение, осуществляемое во время урока и вне его, оказывает положительное влияние не только на сплочение детского коллектива, установление отношений между педагогом и детьми, но и оказывает влияние на развитие личности каждого ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, суть педагогического общения определяется целенаправленностью и стремлением педагога решить конкретные воспитательные и образовательные задачи.

Условия эффективной организации педагогического общения

Эффективно организованное педагогическое общение гарантирует благоприятную эмоциональную атмосферу во время занятий, способствует установлению межличностных взаимоотношений в коллективе и личностное развитие каждого ребенка.

Условиями организации эффективного педагогического общения, являются:

Социально-психологический блок общения, который включает в себя такие условия как:

  • наличие расположения у участников педагогического процесса к общению;
  • рефлексирование и адекватное восприятие личности каждого ребенка педагогом;
  • осуществление прогнозирования развития межсубъектных отношений в процессе общения;
  • использование во время общения вербальных, визуальных и тактильных средств.

Нравственно-этический блок педагогического общения содержит следующие условия:

  • построение общения на демократической основе;
  • соблюдение этических и нравственных правил общения, педагогического такта;
  • формирование благоприятного нравственного климата общения.

Эстетический блок включает ряд следующих условий:

  • гармонизация внутренних и внешних проявлений личности педагога;
  • эстетическая выразительность и эмоциональность речи;

Технологический блок условий включает в себя:

  • использование комплекса учебно-воспитательных методов, средств и приемов взаимодействия;
  • выбор оптимального стиля общения;
  • сочетание предметных и коммуникативных способов взаимодействия.

Помимо перечисленных условий больше значение для организации эффективного педагогического общения имеет коммуникативная компетенция педагога. Коммуникативные компетенции включают в себя:

  • положительно эмоционально окрашенную речь;
  • потребность в общении с детьми в рамках педагогического процесса и за его пределами;
  • знание и понимание психологии детей, умение устанавливать с ними коммуникативный контакт;
  • демократизм и гуманизм общения;
  • проявление эмпатии в процессе общения.
Читайте также:  Как проверить золото самый простой способ

Эмпатийность педагога выступает реальным проявлением любви к ученику, ребенку и условием понимания его. Без эмпатии не получается настоящего душевного, открывающего в человеке лучшие качества общения.

Ошибки в организации педагогического общения

Организация педагогического общения требует соблюдения ряда правил и условий, гарантирующих эффективность общения. Основными ошибками в организации общения являются:

  1. Неумение наладить контакт с детьми. Довольно часто педагоги при установлении контакта с детьми ориентируются на внешнюю сторону урока, то есть важной частью является организация учебного занятия, а не установление контакта. При совершении данной ошибки, любая попытка ребенка вступить в контакт с педагогом может привести к конфликтной ситуации.
  2. Несформированность личностно-эмоциональных особенностей педагога. Личностные особенности педагога имеют большое значение в организации эффективного педагогического общения, такие как рефлексия, самоанализ, саморегуляция и т.д. В том случае, если они недостаточно сформированы, то ему сложно установить контакт с детьми и получить их расположение.
  3. Неумение выстраивать и оперативно перестраивать взаимоотношения в зависимости от педагогических задач. Общение в деятельности педагога – это метод решения учебных задач. Учебные задачи включают в себя не только передачу знаний, но и понимание внутреннего состояния каждого ребенка, умения контролировать себя в процессе общения.
  4. Трудности речевого общения и передачи эмоционального отношения. В том случае, если у педагога имеются затруднения в решении задач обучения и воспитания, в связи с неумением логично и последовательно излагать учебный материал, свои мысли, необходимую информацию и т.д., то у него возникают трудности в организации общения с детьми, снижение качества педагогического процесса.

Источник

Эффективное педагогическое общение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные компоненты эффективного педагогического общения

Процесс общения, прежде всего, подразумевает установление контактов между собеседниками, формирование симпатии или антипатии.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с другими участниками педагогического процесса, направленное на достижение воспитательно-образовательных задач.

Педагогическое общение является одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка в процессе воспитания и обучения. Помимо обучающего воздействия, оно направлено на создание благоприятной психологической атмосферы, формирование дружеских взаимоотношений между детьми и укреплению детского коллектива. В процессе общения с детьми педагог помогает им разобраться с учебными заданиями, передать учебную информацию, поддержать во время трудностей, разобраться в конфликтной ситуации и т.д.

Основными средствами педагогического общения являются:

  • вербальные (языковые) средства общения – непосредственно словесная речь;
  • невербальные средства общения: тактильные (прикосновения, похлопывания, поглаживания), визуальные (взгляд, кивок и т.п.).

Эффективное педагогическое общение представлено тремя составляющими:

  1. Мотивационная составляющая (Я хочу общаться) – представлена потребностью ребенка в общении. В том случае, если данная составляющая у ребенка недостаточно развита или совсем отсутствует, то общение будет сложно организовать и эффективность такого общения крайне низка.
  2. Когнитивная составляющая (Я знаю, как общаться) – представлена нормами и правилами общения, формируется непосредственно в процессе общения ребенка и взрослого. В случае, если данная составляющая отсутствует или недостаточно развита, то у ребенка возникают затруднения в общении и эффективность его значительно снижается.
  3. Поведенческая составляющая (Я умею общаться) – включает в себя умение привлечь внимание собеседника, вести беседу, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и т.д. То есть, важным являются коммуникативные умения и навыки ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия эффективного педагогического общения

Условия организации эффективного педагогического общения:

  1. Осуществление педагогического общения на основании принципа гуманизации. Максимальный эффект от педагогического общения достигается в том случае, если общение сопровождается формированием у ребенка ценностных ориентаций. В процессе общения педагог уважительно относится к личности и достоинству ребенка, его точке зрения и мнению по теме общения, его индивидуальностям и особенностям.
  2. Соблюдение этических ценностей в процессе реализации общения. Участники педагогического общения опираются на такие этические нормы как честность, верность слову, благородство и т.п.
  3. Владение и применение в процессе общения психолого-педагогических знаний, умений и навыков в области познания других людей. Так как педагог выступает организатором общения, то он должен направлять процесс педагогического общения в нужное русло посредством знаний психологии ребенка, возрастных особенностей и т.д.

Наличие у педагога необходимых личностных качеств:

  • глубокое знание психологии личности другого человека;
  • безусловное принятие ребенка, основанное на принципе предвосхищающего уважения;
  • развитость таких качеств как внимательность, память, наблюдательность, воображение, мышление;
  • наличие социальной установки на человека;
  • развитость эмоциональной сферы: умение сочувствовать и сопереживать собеседнику, эмпатийность;
  • педагогическая рефлексия;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • наличие педагогической интуиции.
Читайте также:  Способ распространения программных продуктов

Всё перечисленное является неотъемлемой частью построения эффективного педагогического общения, неумение пользоваться данными приёмами может привести к установке барьеров восприятия в общении.

Методы и приёмы эффективного воздействия в педагогическом общении

Эффективность педагогического общения во многом зависит от использования педагогом определенных методов и приемов, которые будут эффективными в определенной ситуации.

Методы педагогического воздействия – это комплекс педагогических приемов, направленных на достижение педагогических задач.

Выделяют следующие методы педагогического воздействия:

  1. Убеждение – непосредственное воздействие на волю ребенка.
  2. Цель убеждения – стремление добиться того, чтобы ребенок осознанно и добровольно принял взгляды педагога. Достигается посредством аргументированного воздействия на точку зрения ребенка.
  3. Внушение – воздействие на мнение ребенка посредством сниженной аргументации, применяется к тем детям у кого низкая степень критичности и сознательности.
  4. Цель внушения – введение в психику ребенка установки, направленной на изменение им своих взглядов.
  5. Упражнение — осуществляется в процессе осознанного преодоления трудностей, возникающих при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами. Упражнение обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность.
  6. Поощрение — это метод активного внешнего стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, удовлетворения духовных и материальных потребностей.
  7. Принуждение педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы. Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Источник

Приемы педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Вербальные приемы общения

Вербальный (устный, словесный) прием общения – прием, осуществляемый при помощи речи.

Процесс восприятия и понимания речи тесно связан с процессом учебного слушания, на которое отводится большая часть учебного времени. От правильной и совершенной речи педагога процесс правильного восприятия обучающимися учебного материала. Речь, как бы она ни была познавательна и интересна, не будет восприниматься учащимися, если педагог будет говорить невыразительно, нечленораздельно и хрипло.

Голос является эффективным средством воздействия на слушателя. Звучный и выразительный голос способен с первых минут завоевать все внимание человека, завоевать их доверие и симпатию.

Голос является основным средством устной речи педагога.

В педагогической деятельности очень важно:

  • говорить просто и выразительно, выступая с докладом, лекцией, декламируя стихи и прозу;
  • владеть силой и интонацией голоса, акцентируя значимые слова и выражения;
  • грамотно использовать выражения в различных ситуациях.

Педагогу важно постоянно работать над дыханием, дикцией и голосом. Овладеть техникой речи можно через овладение речевым дыханием и голосом. Любой педагог должен иметь хорошую орфоэпическое произношение и дикцию.

Читайте также:  Заключение договора форма способы условия признания договора заключенным

Дикция – это правильность и отчетливость произнесения отдельных звуков, что обеспечивается правильной работой органов речи.

Артикуляционный аппарат должен работать без лишнего напряжения и активно. Все звуки и их сочетания необходимо произносить легко, четко и свободно.

Активизировать артикуляционный аппарат, отработать правильность и четкость произнесения звуков, тренировать голос помогут различные специальные упражнения и скороговорки. Работая над голосом, необходимо обратить внимание на освобождение его от напряжения, а также на совершенствование его лучших качеств.

Готовые работы на аналогичную тему

Невербальные приемы общения

Язык невербального общения включает умение правильно оценить мимику участников общения, их жесты, направленность взгляда, позу, движения, поведение и т.д.

Педагог, общаясь с учащимися, значительную часть информации о его эмоциональном состоянии, отношения к чему-либо, намерений, получает из мимики, жестов, интонации, взгляда, позы, манеры слушать.

Невербальные аспекты общения:

  • играют значительную роль в установлении контактов и в регулировании взаимоотношений;
  • определяют самочувствие и эмоциональную атмосферу педагога и учащегося;
  • активно задействованы в учебно-воспитательном процессе.

При взаимодействии педагога с учащимися невербальное общение реализуется через такие факторы, как:

  1. Прикосновение, или тактильная коммуникация. Очень важно использовать тактильную коммуникацию при работе с младшими школьниками. С помощью прикосновения можно установить контакт, привлечь внимание, выразить отношение к ребенку. Не прерывая урока при помощи прикосновения, учитель может вернуть к работе ученика, коснувшись его плеча или руки, отметить хороший ответ, успокоить возбужденного.
  2. Мимика. В установлении контакта с учащимися помогает выражение уверенности в себе, своевременная улыбка, расположенность к общению. Все многообразие мимических движений помогают выразить свое отношение и эмоциональное состояние к ученику, его поступку или ответу, отразить понимание, интерес или равнодушие и т.д.
  3. Жесты. Жестикуляция педагога выступает для учеников индикатором его отношений к ним. Характер жестов преподавателя создает определенный настрой. Жесты помогают удерживать внимание воспитанников, являются фактором эффективного обучения. Каждый педагог для организации внимания активно использует жесты имитации, жесты указания, жесты подчеркивания и т.д. Жесты помогают активизировать разные познавательные процессы: памяти, зрительного восприятия, воображения и наглядно-образного мышления.
  4. Визуальное взаимодействие. Доброжелательный и внимательный взгляд при выслушивании учащегося позволяет поддерживать обратную связь.
  5. Дистанция общения. Взглядом педагог может задать вопрос или дать ответ, выразить отношение к учащемуся, его поведению и т.д.
  6. Пространственный фактор. Любой педагог интуитивно выбирает оптимальное расстояние при общении с учащимися. Важную роль при этом играют размеры помещения, число обучающихся, характер взаимоотношений с аудиторией.

Психологические приемы педагогического общения

Как педагогам, так и воспитанникам характерно принимать позицию того человека, к которому испытывается искреннее эмоционально-позитивное отношение. В то же время отвергается или принимается с трудом позиция лица, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

В педагогическом общении существуют определенные приемы управления эмоционально-заряженными факторами. Педагогу важно уметь располагать к себе других лиц, завоевывать их доверие, вызывать чувство симпатии, т.е. формировать аттракцию (притяжение). Существуют психологические приемы формирования аттракции, которыми должен владеть каждый педагог.

Во время общения на органы чувств человека поступает большое количество разных сигналов. Воздействующий на органы чувств сигнал может остаться или исчезнуть. Все зависит от значимости этого сигнала для данной личности, несет ли этот сигнал достаточный эмоциональный заряд. Эмоционально значимый сигнал, минуя сознание, остается в сфере бессознательного, откуда оказывает свое воздействие, проявляющееся в виде эмоционального отношения.

Важно посылать собеседнику такие сигналы, которые могут отвечать следующим требованиям: сигнал имеет достаточное эмоциональное значение; сигнал должен нести позитивное значение; чтобы собеседник не осознал поступление сигнала. В результате возникает эффект, при котором собеседник воспринимает общение, как приятное и располагающее. При регулярном повторении этого способа возникает стойкое эмоционально-позитивное отношение. Сформировав таким образом аттракцию, можно добиться принятия собеседником вашей позиции.

Источник

Оцените статью
Разные способы