Патриотическое воспитание современной молодежи
Дата публикации: 22.11.2017 2017-11-22
Статья просмотрена: 35786 раз
Библиографическое описание:
Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 19.11.2021).
В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.
Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]
С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.
Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.
Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.
Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.
Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]
Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.
Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]
Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.
Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.
29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.
Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.
Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;
– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;
Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
- Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
Источник
Статья на тему «Формирование патриотизма у современных подростков»
Формирование патриотизма у современных подростков
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи – характерные и тревожные особенности в современном обществе.
Известно, и об этом свидетельствуют данные многих аналитических отчетов, научных анализов и социологических исследований, что негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.
В пример хотелось бы привести результаты исследований, которые проводились в московской Средней Общеобразовательной Школе № 894 в феврале 2013 г. В опросе приняло участие 300 школьников.
Ответы школьников на вопросы: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:
любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных,
верить в будущее России − 13,2 %,
защищать интересы страны − 12,1 %,
иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %,
гордиться славным прошлым – 11,2 %,
знать и ценить культуру народов России – 9,8 %,
ставить гос-ые и общественные интересы выше личных – 5,2 %,
такого понятия сейчас нет – 1,2 %,
готовность к подвигам во имя интересов Родины – 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»:
36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,
29,6 % респондентов не считают себя патриотами,
33,5 % не смогли ответить на вопрос
Интересна позиция школьников в вопросе деятельностной составляющей патриотизма , то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином:
40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию;
преданность Родине и умение ее защищать – 66,4 %;
жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 21,6 %;
служение народу, конкретные дела – 15,3 %;
готовность жертвовать своими интересами – 10,4 %,
честный и бескорыстный труд – 8,2 %
Одним из аспектов данного исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников :
Лидирующие ценности школьников, современных подростков: развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %).
На втором месте: самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %).
Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %).
На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?»:
«Да» ответили 11,2 % школьников;
«Скорее да, чем нет» − 9,6 %,
«Скорее нет, чем да» − 15,6 %,
«Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.
Исходя из результатов данной диагностики, можно сделать следующие выводы:
у современных школьников наблюдается такая тенденция, как:
снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания,
отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине;
падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре,
проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности,
неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Эти и многие другие результаты исследований еще раз доказывают нам, что проблема патриотического воспитания становится все более актуальной в наши дни. И решаться она должна не только на государственном уровне, но и на уровне семьи и школы.
Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание патриотического воспитания подростков.
В «Программе Правительства РФ о патриотическом воспитании на 2006-2011 гг» можно найти такое определение:
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами.
Как и говорилось выше, проблема патриотического воспитания должна решаться на уровне семьи и школы. Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и истории, в частности.
Необходимым моментом в работе по патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы патриотического воспитания наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая ребенка в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности, встречи с героями войны и труда).
Современные ученые (Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих особое влияние на особенности семейного, в том числе патриотического, воспитания, относят семейные традиции. Семья и ее ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др .
Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка .
Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются совместные встречи для детей и их родителей с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников в честь памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.
Взаимодействию семьи и школы принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями. Задача педагога в этом случае — организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Источник