Способы развития памяти дошкольников

Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
статья

Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти, использовать специальные приемы для ее развития.

Цель – выявить приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. описать особенности памяти у детей дошкольного возраста;

2. выделить приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.

Основной метод исследования в этой работе – теоретический анализ научной литературы (учебных пособий, публикаций в периодических изданиях), а также интернет-ресурсов по проблематике приемов развития памяти у детей дошкольного возраста.

1. Особенности памяти детей дошкольного возраста

Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста целесообразно начать с ее характеристики. Вообще память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. В.С. Мухина отмечает: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место».

Ведущая память ребенка дошкольного возраста – наглядно-образная: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, также он способен сохранять в памяти предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.

Память дошкольника является механической (вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления), которая постепенно дополняется и замещается логической памятью (вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала).

Память дошкольника, особенно в первой половине данного возрастного периода, основана на эмоциях, интересе, т.е. ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало – что является характеристикой непроизвольной памяти. Однако в дошкольном возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Последний тип запоминания связан с активным и осознанным использованием запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. Таким образом, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем возрасте, в дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.

Итак, в дошкольном возрасте все же преобладает непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного возраста появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

В дошкольном возрасте, а именно в старшем дошкольном возрасте, достаточно хорошо развита двигательная память, позволяющая дошкольникам не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память. Однако ребенок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у дошкольников и составляет его основу.

Несмотря на отмеченные нами качественные преобразования процесса памяти в дошкольном возрасте, ее развитие необходимо, так как возможности памяти детей дошкольного возраста все же ограничены и отличаются качественным своеобразием: ограниченность объема памяти, сниженность прочности запоминания, быстрая «забываемость» информации», неточность ее воспроизведения.

Актуальность развития памяти у дошкольников обусловлена и требованиями к выпускнику дошкольного учреждения – будущему первокласснику. Адекватный уровень развития памяти является важным компонентом готовности ребенка к школе.

Далее мы рассмотрим приемы, способы и средства развития памяти у детей дошкольного возраста.

2. Приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.

Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для развития памяти детей дошкольного возраста используются, прежде всего, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

В основе приемов развития памяти у дошкольников практически всегда лежит игра – ведущий вид деятельности детей данного возраста. Причем игры и игровые упражнения могут быть различными : например С.В. Кривоспицкая и Е.Ю. Мальцева указывают на эффективность применения музыкально-дидактических игр для развития памяти дошкольников, применяемых в процессе пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и пр.: так, музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, активизируют развитие психических процессов, помогают более успешно усваивать программный материал, делая их устойчивыми в памяти. В общем, отметим, что продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры.

Переход от не произвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа (рис. 1)

Рис. 1. Переход от непроизвольной памяти к произвольной

Отметим, что внутренним, психологическим признаком произвольного запоминания является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.

При развитии памяти дошкольников необходимо учитывать ее особенности. Мы говорили ранее о том, что дошкольник запоминает то, что для него привлекательно – а потому предлагаемый ребенок дидактический материал должен быть привлекательным, интересным. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

Важный момент в развитии произвольной памяти дошкольников – обучение приемам запоминания (мнемотехническим приемам). Представим на рис. 2 некоторые из таких приемов:

Рис. 2. Приемы запоминания детей дошкольного возраста

Также выявлено, что в дошкольном возрасте дети в состоянии овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:

  • формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
  • формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.

Классификация как умственное действие формируется в три этапа:

  • этап практического действия: дети обучаются раскладывать картинки по группам;
  • этап речевого действия: после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;
  • этап умственного действия: распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.

Овладение смысловым соотнесением также является поэтапным:

  • дети учатся находить к предложенной картинке тождественную;
  • дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу;
  • к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.

Важно отметить, что дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (и запомнить, и затем воспроизвести)
Лишь отработанные умственные действия могут стать мнемическим приемом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и пр.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс.

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для педагогов по теме «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

семинар — практикум для педагогов.

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю.

Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях

В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г.

Источник

Способы развить память и внимание ребенка

Елена Жалыбина
Способы развить память и внимание ребенка

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают.

Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.

Вот несколько полезных метод.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

-зрительную память;

-слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.

Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия.Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.

Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.

В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то,чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста — отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого — деятельность,.

Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Стенгазета «Внимание, грипп!» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вам опыт работы с родителями,через стенгазету «Внимание Грипп!» Через стенгазету раскрыли основные.

Источник

Читайте также:  Способы размещения светильников общего освещения
Оцените статью
Разные способы