Формирование общественного мнения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность общественного мнения и этапы его формирования
Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Выделяют три основных этапа формирования общественного мнения:
- Зарождение, предполагает формирование интереса к явлению, факту и процессу; индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес; стремление субъекта достичь источника информации.
- Непосредственное формирование общественного мнения: обмен индивидуальным и групповым мнением и формирование общественного мнения.
- Функционирование общественного мнения: мнение-оценка выступает суждением большинства; переход общественного мнения от вербальной, то есть словесной формы, к поведенческой.
Социологами выделено три необходимых условия развития и функционирования общественного мнения:
- общественная значимость, актуальность проблемы, темы и события. Это значит, что общественное мнение может быть сформировано только по отношению к вопросам, затрагивающим ряд экономических, политических и духовных интересов многих людей и несут важное практическое значение;
- дискуссионность обсуждаемых вопросов, то есть предмет рассмотрения общественности – вопросы, которыми допускается многозначность толкования и различных оценочных суждений;
- необходимый уровень компетентности – подразумевает понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность по данному вопросу.
Иными словами, общественным можно считать не любое мнение, а только соответствующее критериям социальной значимости, компетентности и дискуссионности.
Общественному мнению характерны следующие черты:
- сфера охвата, то есть масштабность;
- субъективная распространенность;
- направленность, то есть полярность;
- поляризованность;
- социальный ареал;
- устойчивость;
- интенсивность;
- скорость формирования и непротиворечивость.
Готовые работы на аналогичную тему
В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:
- непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание определенных действий и решений;
- СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.
На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания — позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете.
На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются:
- ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения;
- Фонд «Общественное мнение»;
- РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка;
- Санкт-Петербургский Центр А. Киссельмана.
Способы воздействия на личность
Манипулирование – это способ воздействия на личность с целью изменения ее представлений, вкусов, поведения в направлении, которое задается манипулятором. Манипулирование преимущественное воздействует на подсознание человека. Особое внимание уделяют не столько содержанию информации, сколько ее форме. СМИ, которые активно участвуют в становлении общественного мнений, формируют образ социального мира, давая возможность передачи больших объемов информации на колоссальные по числу людей аудитории, чем оказывают значительное воздействие на массы людей.
Убеждение – метод воздействия на сознание личности посредством обращения к ее собственному критическому суждению. Основой метода является отбор, логическое упорядочивание факта и выводов в соответствии с единой мировоззренческой концепцией конкретного человека. Убеждение достигают усилением ранее созданных установок.
СМИ осуществляют с целью убеждения самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Действия людей зависят от того, какая информация к ним приходит.
Выделяют несколько приемов распространения информации, которые помогают убедить человека в истинности представляемых ему суждений:
- Фрагментарность – препятствует формированию целостной картины событий, что позволяет СМИ акцентировать внимание на отдельных сторонах события, умалчивая некоторые аспекты;
- персонализация – внимание акцентируется не на смысле событий, а на их носителях;
- Отвлечение внимание от важной информации.
Внушение – это воздействие, воспринимаемое человеком без должного контроля сознания, что оказывает значительное влияние на его представления, мотивы и установки.
Внушение в отличие от убеждения, — аргументированное средство воздействия, педагогическое внушение проводят при сниженном уровне аргументации.
Внушаемость является нормальным свойством ВНД, характерное всем людям в разной степени. На суггестивность влияет возраст, пол, интеллект, состояние здоровья и другие факторы.
Сопутствующее внушение представляет своеобразное воздействие на психику ребенка, которое встречается в любом педагогическом акте. Такое непреднамеренное воздействие всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. В этом нет специальной целенаправленности суггестивного влияния, несмотря на ряд факторов, из которых состоит информационный процесс, воздействующий на психическое состояние человека.
Повторение – важнейший фактор привлечения внимания аудитории к информации. Повторение помогает увеличить число людей, чье внимание привлечет тот или иной факт или событие. Иными словами, повторение благодаря феномену внимания превращается в способ превращения некоторой часть потенциальной аудитории в реальную. В журналистике важно то, что она существенно влияет на процессы памяти. С целью лучшего запоминания СМИ практикует повторение одной и той же информации в различных модификациях.
Источник
Научная электронная библиотека
2.2. Этапы и методы формирования общественного мнения
Как любое явление окружающей нас действительности, общественное мнение по тем или иным вопросам проходит различные стадии — оно рождается, достигает определенной зрелости и умирает или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. Следовательно, проходит определенные этапы. Слово «этап» в словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется как «отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса» [54, с. 744]. Для представления общей картины можно выделить такие этапы развития общественного мнения: формирование, функционирование, выражение, реализация на практике [с.62]. Каждый этап имеет свои особенности, хотя они тесно связаны между собой, как бы «перекрывают» частично друг друга.
Анализ научной литературы показывает, что у исследователей существует несколько подходов к выделению этапов. Так, А.К. Уледов, рассматривая процесс формирования общественного мнения, выделяет следующие его этапы. Первый — возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания. Второй — обмен информацией между людьми. «На этом этапе, — считает А.К.Уледов, — мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. С момента обмена мнениями, с момента дискуссий и обсуждений начинается, строго говоря, процесс становления собственно общественного мнения» [94].
Другой подход мы наблюдаем у болгарского исследователя Д.Ганчева. Он выделяет в процессе формирования общественного мнения 5 этапов.
Первый этап характеризуется опосредованным или непосредственным восприятием или получением определенной информации об отдельных событиях и явлениях из общественной жизни. На этом этапе возникают определенные чувства, представления о событиях, фактах и проблемах.
На втором этапе происходит индивидуальное осмысление полученной информации, непосредственное ее восприятие и оценка в сфере индивидуального сознания. На основе собственного опыта, интересов и конкретных условий формируется личное мнение.
На третьем этапе в процессе обсуждения, дискуссии происходит обмен мнениями, оценками и отношениями людей и социальных групп к данной проблеме. На основе этого возникает борьба между различными индивидуальными мнениями, точками зрения. В таком процессе формирования соответствующих мнений участвуют как индивидуальное, так и общественное сознание.
На четвертом этапе отдельные мнения и точки зрения последовательно группируются и объединяются вокруг общих принципиальных основ обсуждаемых проблем. На этом этапе кристаллизуется и формируется единое общественное мнение.
На пятом этапе проявляется и функционирует сформированное общественное мнение [24].
Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является подход А.А. Вайсбурга, поскольку он позволяет в совокупности с этапами рассматривать и систему методов формирования общественного мнения. Он выделяет четыре последовательно соединенных между собой этапа. В дальнейшем при анализе этапов мы будем рассматривать и систему методов, соответствующую каждому из них: методы выявления индивидуальных мнений, методы выработки правильных суждений, методы обобщения и объединения индивидуальных мнений.
Первый этап — выяснение и изучение индивидуальных мнений. Цель его — получение подробной информации об оценочном суждении коллектива по тому или иному вопросу. Задача состоит в том, чтобы получить «срез» уровня массового сознания, установить расстановку сил, определить позицию каждого в данном вопросе, проникнуть в мотивационную среду суждений и действий людей, составить дифференцированную программу дальнейших воспитательных воздействий. Этому этапу соответствуют свои методы — методы выявления индивидуальных мнений.
Отметим, что органы управления вузом стремятся направить деятельность факультетов, студенческих коллективов так, чтобы их воля и воля членов этих коллективов были едины, чтобы их мнение было мнением большинства потребителей образовательных услуг. Для этого необходимо прежде всего выяснить характер индивидуальных или групповых мнений и суждений по какому-либо явлению, событию, факту. Отсутствие предварительной информации о суждениях затрудняет процесс формирования здорового, продуктивного общественного мнения.
В научной литературе подчеркивается, что выявление мнений может проводиться различными методами. Мы рассмотрим лишь отдельные из них, наиболее конкретно и непосредственно связанные с общественным мнением.
Наблюдение — один из самых массовых и наиболее применяемых методов изучения общественного мнения, проявляющийся через устную речь и разнообразные поведения людей. Наблюдение — сложный объективный процесс отражения действительности [17]. Его сложность обусловливается тем, что процессы и явления наблюдаются в непосредственной и естественной обстановке. В большинстве случаев роль исследователя «пассивна», поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям. Использование наблюдения как метода дает возможность в самом широком плане изучать общественное мнение.
Заметим, что общественное мнение не всегда выражается открыто, что ограничивает возможности для его фиксирования только объективными методами. Для изучения отражения непосредственных фактов сознания применяются конкретные методы — интервью и анкета. Д.Ганчев указывает, что при использовании этих методов полученная информация обычно поступает в форме словесного или письменного суждения и сообщения. Она дает возможность раскрыть некоторые моменты, связанные с внутренней мотивацией субъектов, с его конкретными поступками в прошлом и настоящем, планами, идеалами и т.п. [24]. Интервью и анкета позволяют раскрыть новые стороны функционирующего мнения. Эти мето-68
ды создают большие возможности для представительности, оперативности и широты охвата исследования.
В социологической литературе нет единой точки зрения о критериях классификации видов интервью и анкет. Обычно за основные признаки интервью и анкет принимаются характер и объем исследуемой совокупности, формы исследования, способ общения между исследуемыми и исследователем, способ задавать вопросы, использование технических средств.
Все эти элементы могут быть обобщены и включены в три основных требования: 1) характер информации; 2) способ ее получения; 3) организация исследования. На основе указанных признаков ученые выделяют следующие виды конкретных методов изучения отражения непосредственных фактов сознания: интервью — свободное, полусвободное и стандартное; интервью — по телефону, индивидуальное и коллективное; анкета — прямая и косвенная [24, с. 75].
Второй этап — выработка правильных оценочных суждений — характеризуется ломкой устоявшихся ошибочных представлений и изменениями в структуре сознания, что достигается организацией соответствующей деятельности и целенаправленным идеологическим воздействием.
Надо иметь ввиду, что процесс формирования общественного мнения требует включения индивидов в активную общественно полезную деятельность, она благоприятствует обогащению их жизненного опыта. Однако нельзя не учитывать при этом, что осмысление индивидом только собственного опыта еще не дает ему возможности выработать правильные суждения. Как подчеркивает А.А. Вайс-бург, «В процессе накопления личного опыта, не связанного с использованием средств идейно- политического воспитания, формируется, как правило, обыденное сознание, которое вследствие примитивизма и субъективизма, не всегда обеспечивает правильное понимание людьми общественных интересов».
В педагогике распространена точка зрения, что идейное воздействие организаторов, занимающихся формированием общественного мнения, СМИ, повышает уровень индивидуального сознания людей, помогает им яснее представлять значение общественного опыта, превратить научное знание по тому или иному вопросу в персональное мнение, способствует качественному росту оценочных суждений.
Эффективность разъяснительной работы зависит от многих факторов. А.А. Вайсбург выделяет главные из них — содержательность и последовательность; связь привносимых в сознание людей идей с общественными и личными интересами и потребностями; авторитет источника воздействия [17].
Следовательно, достичь качественного роста оценочных суждений можно, используя методы выработки правильных суждений. Наиболее распространенными из них являются методы словесного воздействия [17]. Назовем их.
Внушение — способ воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (Н.И.Платонов, В.Н.Мясищев и др.) [66]. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гете-росуггестии (суггерондом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т.д. Источником внушения (суггестором) являются индивидуум, группа, средства массовой информации.
В процессе внушения формируется установка на восприятие информации определенным образом, под соответствующим углом зрения. Такая установка предваряет любое восприятие новой информации, ставит ее в связь с уже имеющейся. Внушение осуществляется посредством речи и в том случае, когда встречает доверие со стороны объекта внушения.
Следующий метод — убеждение. Под убеждением понимают используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. [97, с. 413]
Кроме отмеченных выше, предметом нашего исследовательского интереса, является и ряд других особенностей, называемый исследователями применительно к пропаганде. Выделим их. Во-первых, убеждающее воздействие апеллирует прежде всего к разуму людей и предполагает аргументированное доказательство распространяемых идей и взглядов. Во-вторых, передаваемая информация увязывается с общественными, коллективными и личными интересами людей, что ведет к тому, что принятие тех или иных идей и взглядов происходит путем осознания их общественной и личной значимости. В-третьих, убеждения, затрагивая потребности и интересы людей, воздействуют на их чувства. В-четвертых, убеждающее воздействие приводит к возникновению у людей уверенности в правильности оценки явлений действительности и знаний о них, к формированию готовности действовать в соответствии с особенными знаниями. Таким образом, убеждающее воздействие в силу отмеченных и других присущих ему особенностей занимает ведущее место в формировании общественного мнения [93, с. 177].
На целостный процесс формирования и функционирования общественного мнения наиболее сильное влияние оказывают печать, радио и телевидение. Как и другие методы и направления работы, СМИ выполняют одни и те же задачи: они формируют мировоззрения и убеждения, влияют на социальную активность и поведение людей в различных ситуациях, способствуют психологическому объединению людей на основе единых чувств, интересов и стремлений, формируют общественное мнение и политические настроения.
В то же время они обладают некоторыми специфическими особенностями, связанными с формированием общественного мнения. Эти особенности, считает Д. Ганчев, можно сгруппировать, имея в виду:
во-первых, охват, направленность и быстроту информационного воздействия;
во-вторых, мощность, коммуникативность, постоянство и многообразие идеологического воздействия;
в-третьих, своеобразную и эффективную форму единства пропагандистского, агитационного, воспитательного и информационного воздействия;
в-четвертых, богатство и многообразие форм и методов воздействия; в-пятых, гласность, динамичность, стабильность, распространенность, интенсивность, экстенсивность, доступность [24].
Средства массовой информации являются своеобразной системой набора и интеграции информации, что находит отражение не только в подборке фактического материала, но и в средствах его выражения. В зависимости от содержания информации от субъекта воздействия могут использоваться различные технические, художественные и другие формы общения, анализа и образной передачи информации, что способствует повышению ее эмоционального заряда. А этот эмоциональный заряд является одной из основных и важных предпосылок прочного и целенаправленного воздействия на массовое сознание.
Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что к методам словесного воздействия исследователи относят также беседы и диспуты. В педагогике считается, что успех беседы, как метода выработки правильных суждений, зависит, прежде всего, от знания педагогом «аудитории», то есть индивидуальных мнений и взглядов людей, их отношения, сложившегося к обсуждаемым явлениям и фактам, причин, породивших это отношение.
Необходимым условием воздействия слова при проведении беседы является форма его подачи. А.А. Вайсбург пишет: «Умение найти нужное слово и придать ему определенную окраску, вызвать необходимые переживания, сконцентрировать все свои эмоции, управлять ими — все это необходимо педагогу» [17].
Сравнивая методы первой группы (выявление индивидуальных мнений) со второй (выработка правильных суждений), можно сделать вывод, что хотя они по форме и совпадают (беседы, диспуты и т.д.), но по целевому назначению отличаются. В первом случае выступающий больше слушает, а аудитория говорит. Его задача -серией продуманных вопросов вызвать слушателей на откровенный разговор, выявить как можно больше мнений, взглядов. Во втором случае задача выступающего — «сталкивая» мнения людей, включаясь в общий разговор в форме реплики, выступления, подвести слушателей к правильным выводам, изменить их ошибочные мнения.
Третий этап — обобщение и объединение мнений. Сущность этапа — в интеграции дискуссионным путем индивидуальных суждений и выражений их в форме единого коллективного мнения. «Общественное мнение, — отмечает А.К.Уледов, — не есть сумма индивидуальных мнений, а есть продукт коллективного творчества, столкновения различных суждений» [93, с. 234]. Следовательно, для этого нужна дискуссия. Психолого-педагогический механизм достижения единства мнений в достаточной мере еще не изучен. Поэтому мы считаем, что при решении этой проблемы надо, видимо, исходить из социальной природы самой человеческой мысли, которая формируется, развивается, обогащается в условиях трудового и духовного взаимодействия. Значительный интерес, на наш взгляд, в этом плане представляют мысли А.С.Макаренко о так называемой «детонации». Суть ее в следующем: когда коллектив, обрушивая свой гнев на провинившегося ученика, вызывает в нем взрыв, то под давлением общей лавины чувств одновременно происходят «местные взрывы» в сознании других. Общее чувство, захватывая каждого, приводит в столкновение собственное мнение с привносимой идеей, вызывая переоценку ценностей. Мысль А.С.Макаренко проливает свет на психологический механизм взаимодействия мнений, происходящего во время дискуссии. Выступление учеников, к примеру, на собрании, благодаря «детонации», вовлекает в обсуж-73
дение вопроса почти всех. Следуя за столкновением мнений, сопоставляя различные доводы и доказательства, каждый «про себя» определяет собственную позицию, согласуя ее с наиболее аргументированной точкой зрения. «Взрывчаткой» в процессе образования единого мнения являются изменения в коллективном сознании, подготовленные всей предшествующей и целенаправленной работой. Это положение дает нам основания утверждать, что истинная воспитательная сила общественного мнения таится не столько в акте обсуждения, сколько в самом процессе формирования.
На данном этапе также выделяются методы, способствующие обобщению, интеграции индивидуальных мнений. Их принято называть методами обобщения и объединения (интеграции) индивидуальных мнений. Если методы I и II группы используются для подготовки индивидуальных суждений, то с помощью методов III группы организаторы объединяют мнения в единое, то есть происходит собственно становление общественного мнения. Наиболее эффективным методом третьей группы в педагогике считается общее собрание. В словаре русского языка собрание трактуется как совместное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединенных [54].
Исследователи подчеркивают, что формирование и развитие общественного мнения осуществляется не всем коллективом (группой), а его наиболее передовыми представителями, для чего необходима соответствующая трибуна. Такой трибуной, по мнению многих авторов, считается общее собрание. Оно является главным органом управления, решающей инстанцией любого демократического коллектива, что важно для студенческой среды. А.А. Вайсбург пишет: «Делясь опытом работы, критикуя, высказывая то или иное предложение, голосуя за решение, каждый человек активно участвует в формировании общественного мнения» [17]
В процессе обобщения и объединения индивидуальных мнений особое место принадлежит диспуту. Диспут — публичный спор на научные и т.п. темы [54]. Опыт, анализ литературы показывает, что диспут оказывает сильное влияние на воспитание нравственных убеждений, чувств, поведение людей, на развитие у них навыков публичного выступления и логического мышления. Педагоги подчеркивают, что диспуты требуют ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы, доказывать неправоту «противника», прямо и открыто разоблачать ложные взгляды, активно защищать нормы нравственности. Можно сделать вывод, что в силу этих особенностей диспуты являются эффективнейшим методом создания здорового, продуктивного общественного мнения.
Исследователи подчеркивают, что общее собрание выступает как эффективный метод формирования общественного мнения при следующих условиях [86]: I. Актуальные вопросы жизни коллектива систематически выносятся на обсуждение. 2. Обсуждения поднятых вопросов проходят в обстановке доверия и свободных высказываний. 3. В общем собрании участвуют не только «низы», но и «верхи». 4. Каждому собранию предшествует тщательная подготовка. 5. Исполнение принимаемых решений своевременно проверяется, и о результатах информируется весь коллектив. Руководители не подавляют работников, а участвуют в обсуждении поднятых вопросов в роли неназойливых советчиков.
Четвертый этап — это материализация сформировавшегося общественного мнения в целенаправленную деятельность и традиции коллектива. Цель состоит в том, чтобы единое мнение нашло свое выражение в форме конкретных решений, правил, законов и т.п., которые, будучи поддержаны всеобщей волей коллектива, постепенно перерастают в различные этические нормы [17].
Четвертый этап является своеобразным «мостиком», соединяющим общественное мнение с личностью. Человек стремится соотнести свое поведение с его требованиями, а постоянный контроль воспитывает нравственные привычки, стимулирует развитие полезных качеств.
Таким образом, перечисленные этапы характеризуют процесс формирования общественного мнения, взятый в целом. Но это, как мы считаем, не значит, что данная схема не претерпевает какихлибо изменений. Как показывает анализ литературы, на протекание процесса влияют, в частности, характер явления, по которому создается единое мнение, заинтересованность в нем, уровень развития коллектива.
Итак, можно сделать вывод, что для создания здорового продуктивного общественного мнения в вузе и за его пределами имеется немало различных методов. Они должны использоваться на соответствующих этапах формирования общественного мнения. Однако, эти методы не должны использоваться бессистемно, «навалом», а применяться в строгом соответствии с логикой процесса становления единого коллективного мнения.
Источник