Способы развития общения у детей дошкольного возраста

Развитие общения в дошкольном возрасте

Светлана Граборова
Развитие общения в дошкольном возрасте

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми. постараемся осветить все эти вопросы.

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте. Первая из них — эмоционально-практическая (второй — четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. «В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы».К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе,но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.

Читайте также:  Способы приема обучения для мышления

Формирование внеситуативных форм общения детей со взрослыми в старшем дошкольном возрасте. Часть 1 Формирование внеситуативных форм общения детей со взрослыми в старшем дошкольном возрасте. Введение Только взрослый для маленького ребенка.

Формирование внеситуативных форм общения детей со взрослыми в старшем дошкольном возрасте. Часть 2 3. Формирование у детей внеситуативно-личностной формы общения с взрослыми в старшем дошкольном возрасте Если в младшем дошкольном возрасте.

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте: Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение.

Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный.

Мастер-класс для педагогов «Развитие невербального общения в дошкольном возрасте в процессе игры» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в овладении эффективными способами невербального общения. Задачи: — продемонстрировать.

Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Формирование логической сферы — это формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные.

Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте В последнее время остро стоит проблема готовности ребенка к обучению в.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте Статья на тему: «Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте» Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование.

Источник

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Эпова Галина Петровна
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.

Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.

Читайте также:  Способ современной коммуникации с использованием цифровых технологий это

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Структура коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование ряда навыков,среди которых:

– хорошо поставленная речь;

– связное выражение мыслей и чувств;

– понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;

– начальные навыки работы в команде;

– распознавание эмоций, эмпатия;

– внимание к словам собеседника;

– способность вести конструктивный диалог;

– отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;

– знание основ этикета.

Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.

Развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в норме включает:

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

– выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

– коррекцию нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.

Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4–5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.

В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. Логопедом А. Н. Гвоздевы, была установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Так, согласно мнению ученого, дети начинают ранее произносить предложения, что состоят из трех и более слогов, нежели трехсложные слова. До этого многосложные слова могут быть сокращены. Процесс усвоения слоговой структуры предложения происходит довольно интенсивно в возрасте 2–2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава является крайне редким явлением.

По мнению A.Н. Гвоздева, языковое сознание имеет механизм, который является отражением словообразовательного уровня языка, состоящего из двух уровней.

1. Уровень собственно словообразовательный – обобщенное отражение способов образования новых слов; единица – универб (модель-тип у детей).Здесь могут быть выделены два подуровня: синтагматический, единица данного уровня – номинализованные предикативные синтагмы, и подуровень универбов.

2. Лексический уровень, который представлен совокупностью лексических единиц языка. Единицы – лексемы – представляют собой результат как действия словообразовательных механизмов, так и результат отражения и закрепления лексем.

Правила словообразования и, собственно, развитие коммуникативных умений формируются в результате взаимодействия этих уровней, при этом, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней является различной. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а посредством словообразовательного – обеспечивается актуализация закрепленных в сознании универбов.

Читайте также:  Способы приготовления крабовых палочек

Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи, развитие коммуникативных умений является сложным и многообразным процессом. Дети не сразу могут овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Так, одни языковые группы могут ими быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

В процессе развития коммуникативных умений ребенка,в процессе образования им слов с течением времени многое меняется: так, меняются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер ранее образованных слов, и так далее.

К началу дошкольного возраста ребенок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования – данный факт подтвержден в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной.

Большинством авторов, такими, как Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. Х. Швачкин и многими другими были выделены следующие нарушения в развитии коммуникативных навыков нормально развивающихся детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка звуков и слогов в слове.

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» — представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

Мастер-класс «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков.

Подготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Способность к общению не является врожденной, эти способности необходимо развивать у малышей с раннего возраста, тогда у ребенка не возникнет.

Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.

Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.

Источник

Оцените статью
Разные способы