- Консультация для родителей «Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста»
- От наглядно-действенного к образному мышлению – прогресс дошкольника
- Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте
- Наглядно действенное
- Наглядно образное
- Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
- Формирование наглядно образного мышления
- Почему важно развивать образное мышление
- Способы развития наглядно образного мышления
- Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте
Консультация для родителей «Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста»
Светлана Овчаренко
Консультация для родителей «Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста»
Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того,чтобы:
— научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
— привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
— развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию.
Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:
— прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
— экскурсии в различные музеи, на выставки;
— путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
— игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
— рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
— создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть — мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг; занятия с пластилином, глиной, гипсом;
— сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету; поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
— рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.
Занятия по развитиюнеобходимо выстраивать по следующей схеме:
— покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
— поясните свои действия; попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
— предложите малышу выполнить задания без использования примера.
Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.
Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:
Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Взрослый накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет.
Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.
Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь — берлога, зайка — норка, птичка — гнездышко, бобер — плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное.Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно.
Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.
Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой, зеленый с белой полоской (маленький и большой, 1 большой синий. Взрослый показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом — найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе.
Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.
«Угадай и нарисуй»
Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Взрослый загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан.
Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.
Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Взрослый раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку.
Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.
«Что у них общего?»
Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Взрослый должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка — это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд — это техника.
Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.
Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши.Взрослый говорит: «Мои картинки кто-то перепутал — помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит.
Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.
«Где круг, а где овал?»
Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо — овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?».
Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.
«Что можно есть, а что нельзя?»
Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Взрослый показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет.
Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.
«Что может быть только внизу, а что только наверху?»
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? — правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? — верно, ковер». По аналогии, взрослый просит малыша привести подобные примеры.
Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.
«Что бывает только сладким?»
Взрослый просит малыша называть ребенку только то,что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон.Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон».
Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.
Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак,вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый.
Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.
Взрослый просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру,вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего?Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» — они круглые и желтые.
Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.
Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное — это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов.
Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.
Взрослый просит ребенка назвать повторяющийся звук. К примеру,вы говорите: «ши-ши-ши — у меня карандаши или но-но-но — вот на дереве гнездо»,затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?».Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».
Это упражнение на внимательность и сообразительность.
Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В этой консультации вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.
Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.
Источник
От наглядно-действенного к образному мышлению – прогресс дошкольника
Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс познавательной сферы — наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.
Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте
В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.
До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:
В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.
Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.
Наглядно действенное
Наглядно действенное мышление полностью формируется к 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.
Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.
Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков в нечто похожее на сооружение, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.
Наглядно образное
Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти.
Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый предмет, информация о котором осела в памяти. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.
Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.
Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.
- аппликация из цветной и блестящей бумаги;
- игры с конструкторами;
- рисование карандашами, мелками, красками;
- лепка из глины и пластилина.
Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.
Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детский ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.
Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.
Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.
Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.
Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.
Формирование наглядно образного мышления
Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.
Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходимо тактильное восприятие, подразумевающее контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.
Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.
Почему важно развивать образное мышление
Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.
Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.
Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.
В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.
Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:
- Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач.
- Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления.
- Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.
Способы развития наглядно образного мышления
В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.
В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.
Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.
Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте
В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:
- наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
- сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
- сбор пазлов с постепенным усложнением задачи;
- рисование по памяти;
- творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
- экскурсии в музеи, на выставки;
- отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
- создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.
Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:
- демонстрация;
- описание или объяснение;
- совместная деятельность;
- самостоятельная работа по образцу;
- творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.
Любое занятие не должно утомлять ребенка. Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством.
Источник