- Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста
- 10 способов развить навыки устной речи
- 1. Читать художественную литературу
- 2. Слушать аудиокниги
- 3. Следить за своей речью
- 4. Тренироваться
- 5. Развивать воображение
- 6. Подружиться с фразеологическим словарем
- 7. Играть в настольные игры
- 8. Украшать речь прилагательными
- 9. Учиться задавать интересные вопросы
- 10. Смотреть публичные выступления
Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста
Кристина Кляшко
Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач развития речи. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются преимущественно по источнику знаний.
1) Наглядные методы: наблюдение, экскурсии, смотры-экскурсии, рассмотрение предметов, картин, просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач, дидактические игры с наглядностью. Использование этих методов соответствует дидактическому принципу наглядности и наглядно-действенному и наглядно-образному характеру мышления дошкольников. Эффективность усвоения детьми знаний, формирование полноценных представлений, развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и на этой основе развитие речи, во многом зависит от того, насколько широко в познавательную деятельность включаются различные формы чувственного восприятия.
Если объекты доступны непосредственному восприятию детей, воспитатель использует методнаблюдения или его разновидности: осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов, игрушек.
2) Словесные методы. Значение этой группы методов состоит в том, что они дают возможность осуществлять в единстве расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире и формирование их языковых умений и навыков. К этим методам относятся: слушание литературных произведений, заучивание стихов, беседы, рассказы детей, пересказ. Словесные методы дают возможность развивать у детей умение понимать содержание речи, применять знания без опоры на наглядность.
Эффективным и доступным для детей словесным методом является рассказ воспитателя. Его цель — сформировать яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность повествования, яркость образов, близость опыта воспитателя интересам детей — необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа.
Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование умственной деятельности, глубокое закрепление знаний и формирование речевых умений. В обучении дошкольниковиспользуют рассказы различного характера: пересказ, описание, сюжетный рассказ из опыта, творческий рассказ, рассказ-рассуждение, рассказ-объяснение. Рассказ ребенка предполагает его направленность на слушателя. Желание быть понятным побуждает к выбору языковых средств, которые точно передают содержание мысли. Отражение в речи ранее сложившихся представлений и знаний способствует уточнению и закреплению их.
К словесным методам так же относится беседа. По дидактической цели беседы разделяют на вступительные, сопровождающие и заключительные.
Вступительные беседы проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми явлениями, формирует новые навыки, способы действия. Во время вступительной беседы он обнаруживает знания, опыт детей по данной теме, уточняет, активизирует и на этой основе ставит перед детьми познавательные и практические задачи, вызывает к ним интерес
Сопровождающая беседа используется в наблюдениях, экскурсиях, рассматривании картин.
Заключительная, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания. Она планируется как самостоятельное занятие. С помощью специально подобранных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность, направляет и развивает мысль, дополняет знания, учит простым соображениям. Такой оживленный обмен мнениями способствует развитию мышления и познавательных интересов, развитию речи.
4) Практические методы. Цель этих методов — научить детей на практике применять полученные знания, помочь приобрести и усовершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся словесные дидактические упражнения, игровые методы, элементарные опыты и моделирование.
Упражнения — это многократное повторение детьми умственных и практических действий.Упражнения могут быть разного характера:
имитационного (простое повторение тяжелого слова для его запоминания, звука для овладения произношением,
конструктивного (упражнение в овладении умственным действием — подбор обобщающих слов к группе прилагательных или существительных, подбор противоположного по значению слова и т. д. ,
творческого (использование усвоенных способов в новых условиях, например, самостоятельная постановка вопросов в беседе)
В детском саду практические методы часто имеют игровой характер. К ним относятся дидактические игры, наглядные игры-занятия, игры- инсценировки. Одним из компонентов игрового метода является воображаемая игровая ситуация (при наличии сюжета, ролей, игровых и операционных действий).
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия детей можно регулировать игровыми задачами и игровыми правилами.
Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, инсценировки.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, при ознакомлении с некоторыми предметами и явлениями быта, природы могут быть использованы методы трудового характера (например, приготовление пищи, поисковые действия с целью выделения качеств и свойств предметов.
Прием — это элемент, составная часть метода. Каждый метод, как правило, включает несколько приемов. В методике развития речи, как и в дошкольной педагогике, приемы классифицируются в зависимости от места в них наглядности и эмоциональности. Они делятся на наглядные, словесные и игровые.
1) Важнейшими являются словесные приемы: речевой образец, вопрос, объяснение, указание, оценка детской речи.
Речевой образец — правильная, специально подготовленная языковая деятельность воспитателя, которую должны исследовать дети. Образец может иметь формы слова, предложения, связного высказывания. Однако независимо от формы он должен быть доступным детям. Особенно это касается образца связного повествования. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей. Во время одного занятия он может использоваться несколько раз, по мере необходимости.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, предусматривает использование имеющихся знаний. В работе с детьми используются как репродуктивные вопросы, требующие простого воспроизводства, констатации фактов (какой? где? куда? как, так и поисковые, то есть требующие умозаключений (зачем? почему? чем похожи).
Оценка речи детей является важным приемом обучения. Это развернутое мотивированное суждение об усвоении ребенком знаний, качестве исполнения, о речевых умениях и навыках. Как правило, оцениваются положительные стороны речевой деятельности детей. Оценка дается в ходе занятия, с тем чтобы к ней прислушивались дети и следовали в своей речи лучшему примеру товарищей. Оценивается может не только содержание, форма языка, но и проявление детьми усердия, творчества, инициативы.
2) Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, предмета, движения или действия, показ артикуляции звуков. Показ сопровождается словесными приемами: объяснением, указанием, вопросом.
3) В развитии речи дошкольников важное значение имеют игровые приемы: создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, звукоподражания, использование шуток, загадок.
Как игровые приемы могут выступать элементы дидактической игры, игры-драматизации. В практике работы воспитателя ДОУ чаще всего используется не отдельно взятый прием, а комплекс приемов.
Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо создать в детских учреждениях соответствующие условия,а именно: гигиенические условия, обеспечивающие охрану органов зрения, слуха, речи, правильную речь окружающих людей; содержательность детской жизни; обеспечение языковой практики; наличие пособий по развитию речи.
Нормальная деятельность центральной нервной системы, органов зрения и слуха являются важными и необходимыми условиями развития языка детей. В детских садах надо бороться с шумами, которые негативно влияют на органы слуха, следить за состоянием слуха каждого ребенка, реагировать на жалобы детей, объяснять родителям необходимость оберегания их слуха.
Вторым важным условием развития речи детей является правильная речь окружающих. Дети усваивают язык, подражая взрослым. Образцом для подражания должна быть чистая, литературно правильная речь. Речь воспитателя, обращенная к детям, является педагогическим средством воздействия на них, поэтому она должна отличаться от обычной разговорно-бытовой речии отвечать следующим требованиям: иметь приближенный к литературной стиль, быть негромкой, приветливой, вежливой. Систематическое совершенствование языка является профессиональной обязанностью воспитателя.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000. – 159 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000. –400с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. — 423 с.
Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С.
Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».
Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.
Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.
Источник
10 способов развить навыки устной речи
Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры. Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.
В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?
1. Читать художественную литературу
Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы. Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.
2. Слушать аудиокниги
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
3. Следить за своей речью
Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».
4. Тренироваться
Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию. Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!». За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.
5. Развивать воображение
Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей. Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам. Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — . ». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?
6. Подружиться с фразеологическим словарем
Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.
7. Играть в настольные игры
Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.
Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».
8. Украшать речь прилагательными
Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется. Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д. А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.
9. Учиться задавать интересные вопросы
Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.
10. Смотреть публичные выступления
Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов. Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж. Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.
Источник