Способы развития навыков сотрудничества

Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях

Татьяна Тимошкина
Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Формирование у ребенка навыков сотрудничества осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т. е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Организация сотрудничества способствует более качественному развитию умения общаться, взаимодействовать с другими окружающими его людьми. Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста целесообразно начинать с трех лет. Именно в этом возрасте ребенок способен к установлению сотрудничества со взрослым: принятию общей цели, распределению обязанностей, соотнесению результата и цели.

Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В образовательном процессе сотрудничествобыло рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.

Необходимо признать, что современные дети испытывают значительные затруднения при организации совместной деятельности и взаимодействии. Это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие [1, с. 243].

Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.

1 этап – обогащение эмоций и речи детей (создание и поддержание положительного эмоционального фона, беседы о правилах дружбы, сотрудничества, демонстрация образцов поведения и т. д.). В образовательном учреждении, на 1 этапе,можно играть в такие игры: д/игры «Комплименты», «Угадай, кто ушёл?», «Обезьянка в магазине зеркал»; игры-пантомимы «Изобрази животное», «Известная личность»; мимическая гимнастика «Удивление», «Страх», предлагается сморщить лоб, нос, нахмуриться и т. д. ; беседы «Почему у человека меняется настроение?», «Как правильно дружить».

2 этап – освоение моделей сотрудничества.Технология определяет 3 вида моделей:

— совместно-индивидуальная модель сотрудничества (СИМС) предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Осваивая эту модель, в изобразительной деятельности, можно выполнить коллективную аппликацию «Новогодняя ель»: поставить общую цель, каждый участник самостоятельно должен выбрать и выполнить аппликацию игрушки, затем, все работы необходимо объединить на общем панно «Новогодняя ель».

— совместно-последовательная модель сотрудничества (СПМС) предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого, что требует взаимной регуляции между ними. По этому принципу действует «производственный конвейер». Организуем «Посадку семян цветов», используя эту модель. Поставили общую цель,распределили действия между детьми в подгруппах: один — сеет, другой — насыпает землю, третий-поливает из лейки. Всегда используют СПМС для организации образовательной ситуации «Наведём порядок в группе». Также, ставят общую цель, распределяют обязанности, действия,приходят к общему результату: группа чистая.Используется этот метод для организации режимных моментов: дежурство по столовой, дежурство по подготовке занятию.

— совместно-взаимодействующая модель (СВМС) предполагает, с одной стороны наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. 3 этап – развитие детского сотрудничества. Переход к 3 этапу, возможен при освоении всех моделей сотрудничества, т. к. технология предусматривает 2 года работы, начиная со старшего возраста [2, с. 165].

Таким образом, наиболее интересный, эффективный вид деятельности в развитии сотрудничества у младших дошкольников это игры. Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив — это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры бывают: сюжетно-ролевые; театрализованные; подвижные; дидактические (классификация игр по С. Л. Новоселовой).

На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, игры помогают нам налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. Например, «Подари улыбочку», «Здравствуй!», «Доброе утро!», «Давайте поздороваемся!», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Мы стоим рука в руке», «Карусель». Чтение стихотворений в парах — важный момент, когда дети должны держаться за руки и помогать рассказывать стихотворение своему товарищу. Широко применяются всевозможные хороводные игры.

Для формирования основ взаимодействия со сверстниками и взрослыми можно проводить подвижные, хороводные и дидактические игры («Колпачок», «Каравай», «Как у бабушки Маланьи», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лохматый пес», «Дождик», «Воробушки и автомобиль», «Доброе животное»). В этих играх дети учатся согласовывать действия при выполнении движений, устанавливать контакт, слушать взрослого, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели.

Играя с детьми в настольно-печатные игры, можно научить детей договариваться о правилах игры, принимать цель, соблюдать очередность действий, действовать на общей территории, советоваться с партнером, вступать в общение.

Регулярное проведение совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Список использованных источников

1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. / Т. М. Бабунова. – М., — 2014. — С. 243

2. Васильева М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. — С. 165

Читайте также:  Способы платежа безналичных расчетов это

3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М., 2013. – С. 45-54.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» МАДОУ Детский сад с. Уральск. Воспитатель Маннанова Римма Шамилевна. Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники.

Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Перспективный план по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного.

Проект «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста» ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста» Воспитатель:.

Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МБДОУ №42 «Малышок».

Адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Красинская С. А Воспитатель МБДОУ «Каменский детский сад» с. Каменка Адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях Аннотация:.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.

Источник

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
картотека

Подборка игр и упражнений на развитие умения сотрудничать, на развитие умения активно слушать и умения высказываться

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya.docx 25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Игровое упражнение «Травинка»

Цель: научить выражать собственные эмоции невербальными способами.

Содержание: с помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети — «травинки». «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую « травинку», т. е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем».

Задания к упражнению:

1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3. Глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку.

4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, затем вперёд – назад.

5. Покажите движениями: ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки.

6. Покажите, как ветер стихает и травинки замирают.

7. Затем снова покажите, что ветер усиливается, и травинки вновь раскачиваются.

8. А теперь ветер затихает, и «травинки» тянутся, опустив руки.

Игровое упражнение «Менялки».

Цель: научить соблюдать право на личное достоинство и уважать его.

Содержание: игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: « Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, и т. д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.

Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно».

Игровое упражнение «Обыграй превращение»

Цель: научить детей контролировать движения (действия) и работать по инструкции.

Содержание: ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, кубики и т. д.), называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» — дети «едят» его, «моют», «нюхают».

Игровое упражнение «Экскурсия в магазин»

Цель: научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия.

Содержание: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Содержание: детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, скачет мяч, крадётся лиса и т. д.

Этюд «Король Боровик»

Педагог напоминает детям, что гнев выражается сдвинутыми бровями, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией. Читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту:

Шёл король Боровик, через лес напрямик (идут на месте).

Он грозил кулаком и стучал кулаком (грозят кулаком).

Был король Боровик не в духе: (стучат кулаком по столу)

Короля покусали мухи (отмахиваются от «мух»).

Игровое упражнение «Фантазии о…»

Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей.

Содержание: педагог предлагает детям «превратиться» во что – либо или в кого – либо, рассказать, что вещь чувствует, где и как она живёт, что её окружает, что она чувствует.

Варианты: «я – утюг», «я – чашка» и т. д.

Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей.

Содержание: педагог представляет себя предметом или явлением и от его имени ведёт рассказ, например: «Могу быть толстым или худым, красивым или не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, ослик Иа мне всё равно обрадовался. Дети внимательно слушают и с помощью наводящих вопросов выясняют, о чём идёт речь.

Игра «Вспомни сказку»

Цель: развивать активное слушание.

Содержание: педагог от лица сказок говорит:

Сказки просят: «А сейчас

Вы, друзья узнайте нас!»

Не лежится на окошке –

Покатился по дорожке…( «Колобок «)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец

Ах ты, Петя – простота,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко…(«Кот, Петух и Лиса»)

А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…(Маша и Медведь»).

В конце игры педагог предлагает детям нарисовать любимого сказочного героя.

Игра « Кто что делает »

Цель: обогащать словарь детей глаголами, активизировать монологическую речь и выразительность невербальных средств воздействия на слушателей.

Содержание: со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление или объект, а игроки по очереди называют действия, выполняемое этим объектом, и для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребёнок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д.В дальнейшем к существительному придумывают несколько глаголов. Например: «Ветер – воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает» и т. п. Усложнение игры: использование невербальных средств выразительности – жестов, мимики, пантомимики.

Игра «Подбор предметов к действию»

Цель: развивать умение активно слушать, умение устанавливать логические связи.

Содержание: детям предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?» — «человек, доска, собака, корабль».

Цель: развиваем активное слушание.

Содержание: педагог читает стихотворение, дети повторяют последнее слово каждой строчки.

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой–нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них.

Содержание: дети должны ответить на вопросы педагога:

— если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот);

— одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? ( можно отравиться);

— хорошо, когда много снега. А если снег засыпит дома?

Игровое упражнение « Вопросы и ответы»

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них, развивать воображение, мышление и речь.

Содержание: детям раздают по одной картинки с сюжетным или предметным содержанием. Затем задают игровые вопросы («Кто? С кем? Когда? Зачем?» и т. д.). Дети по очереди отвечают на вопросы, опираясь на свои картинки. Взрослый может записать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры небылицы.

Игровое упражнение «Узнавание»

Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл.

Содержание: дети должны узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или слов – действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связанны с чувственным и практическим опытом ребёнка. Например, зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная …(берёза); сверкает, землю согревает, тьму разгоняет…(солнце) и т. д.

Игровое упражнение «Объясни Незнайке»

Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл.

Содержание: педагог предлагает детям объяснить Незнайке смысл предложенной поговорки или пословицы.

Например: «Труд кормит, а лень портит», «За твоим языком не поспеешь босиком», «Умея начать, умей окончить», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д.

Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет»

Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

Содержание: детям предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д.

Игровое упражнение «Что общего? »

Цель: формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

Содержание: детям предъявляются или называются два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьём и грузовым автомобилем? (Оба могут двигаться, переносить тяжёлые предметы и т. д.)

Игровое упражнение «Ресурсный анализ»

Цель: развиваем умение выявлять в предметах общее, развиваем воображение, мышление и речь.

Содержание: поиск нескольких похожих предметов осуществляется ребёнком в словесной форме на основе выявления соответствия по выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где тот или иной ресурсный потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: твёрдый, коричневый, пористый, значит его можно использовать вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно нагревать и делить. Но в тоже время рядом этих свойств обладают и другие объекты: рисовать можно красками, углём, карандашами; фильтром может служить ткань, мелкая металлическая сетка; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Материалы для упражнения:

— машина перевозит грузы – её работу могут выполнять лошадь, верблюд , самолёт, поезд, пароход, лодка, велосипед и т. д.

— гитара издаёт звуки – будильник, пианино, рот, радио, магнитофон, телевизор – тоже звучат.

— дом защищает от непогоды – под перевёрнутой лодкой, под зонтом, в шалаше или плаще тоже можно укрыться от непогоды.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ предмета. В этой игре участвуют все мыслительные операции: узнавание, понимание, воспоминание, анализ, синтез, дифференциация , оценка.

Ситуации для упражнения:

— Лена пролила варенье на пол. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?

— Вася пошёл гулять в лес и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?

— У Маши разбилось зеркальце. Где она может увидеть своё отражение и привести свою внешность в порядок?

— Катя решила пригласить к себе гостей. Что она для этого должна сделать?

Игровое упражнение изменение сказочной развязки.

Цель: развивать воображение, мышление, речь.

Содержание: детям свойственно переделывать финалы сказок, если они их не устраивают, например, плохие в хорошие. Помочь детям придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование, какого — либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра могут съесть таблетку от жадности; Колобок вместо своей песенки может спеть другую, в которой поётся, что он совсем невкусный;

Речевая игра «Слово на ладошке»

Цель: учить развивать мысли собеседника.

Содержание: педагог говорит:

«Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Давайте искать слова…ну, скажем на небе. А вот и корзинка, в которую каждый из нас положит по слову.

Педагог передаёт корзинку первому ребёнку, тот «кладёт» в неё своё слово, к примеру «солнце» и передаёт корзину своему соседу. Слов наберётся много. Далее педагог задаёт следующие вопросы: « А на носу можно найти слова? А в кармане? И т. д.

Игровое упражнение «Добавление придаточных предложений»

Цель: учить развивать мысли собеседника

Содержание: в качестве материала берутся знакомые детям жизненные ситуации. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: « Сегодня надо затопить печь, потому что…»; «Коля не пошёл сегодня в детский сад, потому что…»; «Мы завтра пойдём в лес, если…» и т. д.

Игровое упражнение « Лавина»

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Содержание: педагог называет тему, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать своё слово, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Игровое упражнение «Концовки»

Цель: Развивать воображение, мышление, речь.

Содержание: дети должны закончить предложение , начатое педагогом. Например:

— если стол выше стула, значит, стул…(ниже стола);

— если диван шире кресла, значит, кресло…

— если холодильник выше плиты, значит,…и т. д.

Игры и упражнения на развитие умения высказываться

Речевая игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?»

Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника.

Содержание: каждому ребёнку выдаются большая картинка с изображением леса (луга, огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки.

Игровое упражнение «Анализ ситуаций и ресурсов»

Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника, формировать умение выделять основную идею сказанного.

Содержание: каждая сказка – кладезь ресурсов, нужно только помочь ребёнку увидеть их, проанализировать и использовать. Рассказывая детям сказку, педагог предлагает им помочь главному герою найти выход из проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных героев. Например:

— как в лесу колобок может спрятаться от зверей (повиснуть на яблоне – стать яблочком, обмазаться мёдом и покататься по еловым иголкам – стать похожим на ёжика и т. д.)

— как зайцу из сказки « Заюшкина избушка» без посторонней помощи выгнать лису из своего домика? (заколотить окна и двери, а как лиса проголодается, сама запросится, чтобы её выпустили; ночью устроить шум около домика, лисе будет не до сна, она сама убежит подальше от зайца и т. д.)

Игровое упражнение «Сказки в заданном ключе»

Цель: развивать фантазию, мышление, речь.

Содержание: детям предлагается пофантазировать, что произойдёт, если одним из героев сказки, станет кто — нибудь из них или если герои сказки придут к ним в гости (что они поведают?) Знакомая сказка, конечно же каким – то образом изменится, если в сюжет произведения будет введён ребёнок в качестве значимого персонажа.

Игровое упражнение «Войско овощей и фруктов»

Цель: активизировать речевую деятельность, формирует желание общаться, достойно выходить из нестандартных ситуаций.

Содержание: однажды Сеньор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему Горох, Капуста, Огурец, Персик, Лимон, Апельсин, Персик и т. д. Помидор принимает в своё войско только тех, кто расскажет о себе ярко, занимательно, артистично и убедительно, и объяснить, каково его значение для человека.

Игры и упражнения на развитие умения правильно перерабатывать информацию

Игровое упражнение «Интервью»

Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь.

Содержание: одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным.

Игровое упражнение «Что бы это значило?»

Цель: совершенствовать навыки устной речи, развивать мышление, фантазию.

Содержание: интонация, эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Что бы доказать важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка . Во фразеологизмах русского языка лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость). Педагог знакомит детей с пословицей или фразеологизмом и предлагает вместе подумать, чтобы это могло означать. Например, что значит « бить баклуши», «повесить нос», «Задать головомойку»?

Игровое упражнение «Фантастические гипотезы»

Цель: развиваем синтез, анализ, прогнозирование.

Содержание: педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким, зачем, что я бы делал?), «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?), « Если весна не наступит совсем» (что произойдёт с растениями, животными, людьми?).

Игровое упражнение «Добавление»

Цель: упражнять в лексическом отборе.

Содержание: педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: « На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду…»; «Шерсть у кошки…» и т. д.

Игра «Собери чемодан»

Цель: развивать память, воображение, речь.

Содержание: детям предлагается отправиться в путешествие. Задаётся вопрос «Что для этого нужно?» («Уложить вещи в чемодан»). Педагог спрашивает: «Подумайте, что можно взять с собой в дорогу?» Первый «путешественник» (участник игры) называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет, третий участник повторяет, что назвал второй «путешественник», и называет свой и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития внимательности

Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям развить внимательность у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития умения строить дедуктивные умозаключения

Нами самостоятельно была разработана группа упражнений, которые направлены на развитие умения строить дедуктивные умозаключения в начальной школе.

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа.

Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы.

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили.

Упражнения для развития умения решать задачи

Упражнения для учащихся 1 классов, способствующие развитию умения решать задачи.

«Вместе играем — речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой.

Источник

Читайте также:  Способ адаптации нового сотрудника
Оцените статью
Разные способы