Способы развития мысли следствие

Способы распространения темы или мысли в абзацах.

Тема 16. Текст. Понятие о тексте. Типы текстов.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Обязательные признаки текста. Классификация текстов по степени самостоятельности и способам развертывания.

3. Способы распространения темы или мысли в абзацах.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Обязательные признаки текста. Классификация текстовпо степени самостоятельности и способам развертывания.

Текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности,реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю илислушателю.

К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:

1) категория информативности, реализующаяся в формах актуальной,тематической, концептуальной (смысловой) и жанр о воспецифическойинформации;

2) категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи,обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов иположений в тексте;

3) категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах исредствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;

4) категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста копределенной речевой ситуации и через нее – к тому или иному конкретномутипу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формыкоторых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные ивоспроизводимые;

5) категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальнымиграницами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов иконцовок текстов.

По степени самостоятельности тексты разделяют на:

• вторичные – тексты, созданные на основе содержания первичных(например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);

• первично-вторичные – обзоры литературы, школьные сочинения,сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.

По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, еслиосновой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудьперспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организациисодержания текста являются несколько перспектив сразу. Таких текстов, естественно,больше.

К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержаниятекста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной

перспективе, текст-описание картины – в пространственной и т.д.

Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы,которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое истилистическое единство и другие категориальные признаки текста.Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые иотчасти – предложения.

Абзац.

Рассмотрим подробнее абзац.

Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац – это типографскаяединица текста, представляющая собой, как правило, единство тематическиобъединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема.Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируетсяглавная мысль абзаца, называется концептуальным.Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строгопридерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю онопомогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменитсядругим предметом речи.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, чтонеобходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно бытьничего, что не относится к этой теме.В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, анескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит,что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получившихотражение в предшествующей части текста.

Читайте также:  Meso fills isov способ применения

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателядолжна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждоепредложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самоеглавное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и

конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следуетстремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темыв абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения,требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведенияподробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления,противопоставления и т.п.

Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац являетсяпродолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.

Концептуальное предложение абзаца — это предложение, передающее главную мысльабзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаценаличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Способы распространения темы или мысли в абзацах.

Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представленыследующими наиболее распространенными приемами:

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронтаобрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылулегионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическомпредложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальномпредложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены напочтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими иперестали быть сюрпризами – ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А.Шилову).

5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.

6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.

7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разныхпонятия. Дадим их определение. Аффект – это нервно-психологическое возбуждение с утратойволевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. Аэффект – это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2)сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.

9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных втематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией.

10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и выпосмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, неудовлетворение желаний – то, что обыкновенно называется счастьем, — а цель жизни являетсясердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее выбудете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, темнесчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

Читайте также:  Все способы заразиться гепатитом с

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. Подтверждение главной мысли абзаца.

15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуальногопредложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно,поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью,поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания),сделанного в тематическом предложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого

очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способраспространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способовраспространения темы. Способы распространения темы:

. вот почему. указание на следствие

. так, например, . приведение примеров

. сравним. сопоставление и противопоставление

. приведем в подтверждение. подтверждение

. объясним это тем, что. объяснение

. укажем детали. детализация

. как и. здесь мы обнаруживаем аналогия

По функции – назначению в тексте – можно выделить два вида абзацев: самостоятельные,

служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные, которыеможно разделить на однонаправленные (суммирующие или резюмирующие содержание тогоили иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующиесодержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме).

Текстовый зачин.

Зачин – начальная часть текста. Назначение зачина во многом совпадает с функциейэкспозиции: он содержит указание на время и место действия, называет персонажей, а в текстахнехудожественных жанров вводит фоновые сведения, необходимые для незатрудненногопонимания основной информации о предмете речи.

Самыми распространенными типами зачинов являются следующие их виды:

Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в котором:

1) текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных вопределенной последовательности;

2) текст начинается с истории вопроса или введения фона для основной информации.Фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями,призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации.Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либоисторию вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, поассоциации и т.д.) связанных с основным содержанием.

Концептуальные текстовые начала представляют собой такой тип зачинов, в котором:

1) формулируются основные положения текста;

2) приводятся цитаты, содержащие такие концептуальные положения, которыестановятся главной мыслью (идеей) текста;

3) вводятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) илиоценки, которые затем детализируются в тексте;

4) формулируются гипотезы, которые становятся предметом обсуждения.

Читайте также:  Бета излучение способы защиты от него

Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:

1) осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовкетекста;

2) определяется предмет или аспект обсуждения темы;

3) устанавливаются проблемы, которые составляют содержание и объем темы.

Функции текстовых зачинов

В литературе отмечаются следующие функции зачинов:

1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:

• создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете иаспектах обсуждения темы;

• дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном всфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;

• констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующимвыделением предмета речи.

2. Констатирующая функция – функция, служащая констатации фактов, которыеопределили оценки и интерпретационные версии того или иного художественногопроизведения.

3. Функция создания текстового ожидания (т.н. катафорическая функция).

4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя.

5. Проспективная функция, характеризующая зачины, упреждающие основную частьтекста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем

Источник

Способы развития мысли следствие

Русский язык на 100 баллов запись закреплена

ФИПИ опубликовал перспективные модели ЕГЭ по русскому языку (будут использоваться не ранее 2022 года). Кто хочет попытаться сдать ЕГЭ будущего? Задания и ответы в прикрепленных файлах.

На что я советую обратить внимание:
1) время, отведённое на выполнение заданий, не изменилось (3,5 часа, т.е. 210 минут), но количество заданий увеличилось, следовательно, нужно учиться работать быстрее;

2) исчезли задания, аналогичные тестам 17 (обособленные члены предложения) и 19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении);

3) появились задания, связанные с анализом текста:
1. «Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера этих ответов».
2. «Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин».
22. «В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите примеры, в которых способом развития мысли является указание на следствие. Запишите номера этих примеров».
Все новые задания сложно и неоднозначно сформулированы, на их выполнение требуется достаточно много времени, следовательно, получить за них баллы будет непросто.

4) Критерии оценивания сочинения не изменились (25 первичных баллов, как в этом году), общий первичный балл работы вырос до 60.

Недоумение вызывает спецификация, которая не дает представления о том, знание каких конкретно тем школьной программы проверяется на экзамене. Выпускникам и учителям предлагается «пойти туда, не знаю куда».

Мой прогноз: количество стобалльников постепенно будет уменьшаться. Для того чтобы успешно сдать экзамен и получить право на бесплатное обучение в вузе, нужно начинать готовиться к ЕГЭ заранее. Без хорошей базовой подготовки в средней школе практически невозможно сдать экзамен на высокий балл (80 и выше) в 11 классе.

Источник

Оцените статью
Разные способы