презентация «Развитие мышления учащихся»
презентация к уроку по физике на тему
Данный материал может быть использован заместителями директора по УВр на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_uchashchihsya.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мовсесян Р.Г. Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа №1» г.Сухиничи
Мышление- это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Наглядно- действенное- решение задач в части практической деятельности: предметное действие, высказывание.
Наглядно- образное мышление- вид мышления, обусловленное внутренними ориетировочными действиями с образцами: речевое действие, предметное действие.
Действия совершаются не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями
мышление с опорой на понятия.
Мыслительные операции Анализ Синтез Сравнение Классификация Систематизация Абстракция Обобщение Конкретизация
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Задание : выбери из толкового словаря 3 существительных. Самостоятельно раскрой значения этих слов и объясни, в каком контексте они употребляются. Проверь свои знания по словарю
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Задание : Назови лишнее слово и объясни, почему оно лишнее: А)щука, карась, окунь, рак Б) лицо, рот, нос, глаз, лоб В) диван, шкаф, стол, тетрадь
Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Конкретизация — мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример. Задание : Назови имена существительные среднего рода множественного числа.
Систематизация -установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.
Классификация — группировка предметов, явлений, событий на основе установления сходства основных признаков. Классы, роды , виды. Задание : Придумай и запиши в левый столбик имена существительные единственного числа, а в правый- множественного .
Два типа знаний и мышлений Эмпирическое Теоретическое Знания возникают При сравнении предметов При анализе отношений внутри расчлененной системы Выделяются Одинаковые, общие свойства Генетическая основа как всеобщая форма целого В основе знания Лежит наблюдение Лежит преобразование предметов Выделяются внешние свойства предметов Выделяются внутренние отношения и связи предметов Общее свойство Выделяется как рядоположенное Связывается с частными свойствами С частными свойствами предметов В разных проявлениях Конкретизация реализуется В подборе иллюстраций В выделении и объяснении частных проявлений сиситемы Средства фиксации знания отражаются Схемой, словом-термином Способом умственной деятельности и различными символо-знаковыми системами
http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist/?issu http://www.petropavl.kz/skoipkppk http://didaktica.ru/psixologicheskie-osnovy-obucheniya/166-myshlenie-i-osobennosti-intellektualnogo.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.
Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах.
Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)
Данный материал является выступлением с школьного методического объединения учителей .Тема выступления «Развитие технологического мышления учащихся на уроках.
Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.
Тезисное изложение моей педагогической концепции.
Формирование исследовательского типа мышления учащихся
В данной публикации я исследую особенности исследоватлеьской деятельности учащихся разного возраста. Анализируя их проекты, я делаю прихожу к выводу, что личностная мотивация лежит в основе исследоват.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Числительное как часть речи» с использованием педагогической технологии «Развитие критического мышления учащихся»
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. .
Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.
Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з.
Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
Формирование алгоритмического мышления школьников — одна из главных целей обучения в современном курсе информатики….
Источник
Презентация на тему: «Развитие мышления»
В презентации представлены игры, упражнения на развитие мышления.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Развитие мышления»»
В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность.
Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
- Наглядно-действенное мышление— это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
- Наглядно-образное мышление— это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
- Характеризуя мышление детей с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению задания.
- Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым школьникам. Однако при выполнении заданий дети испытывают трудности. У умственно отсталых детей недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы.
- Большие трудности вызывают у учащихся с интеллектуальной недостаточностью задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления.
- Особенно сложными оказываются задания, требующие от детей словесно-логического мышления. Они часто не понимают даже несложные, предназначенные для нормально развивающихся детей тексты, опускают многие, иногда наиболее значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
- Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
- Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
- Упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
- Загадки. Задачи – шутки.
- Игры-головоломки.
- Игры с счетными палочками.
- Разгадывание ребусов.
- «Неправильные» сказки .
- Задания на сравнение
Задание 1. Найдите общие и различные черты у предметов
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка 2. дом и избушка 3. стол и стулья 4. книга и тетрадь
5. вода и молоко 6. топор и молоток 7. город и деревня
Задание 2. Чем слова похожи, что в них общего? Попробуйте объяснить их родство.
- Задания на группировку. Детям предлагаются картинки, они должны сгруппировать их по определённым признакам.
- Логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.
- Лингвистическая игра на развитие скорости мышления «Оканчивание слов»
- «Назови одним словом»,«Найди лишний предмет»,
- «Найди лишнее слово»,
- «Чего не хватает»,
- «Назови слова, обозначающие понятие»,
- «Как можно это использовать»,
- Слова-антонимы,
- Слова-синонимы
- Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе
- «ОПРЕДЕЛИ ПОНЯТИЯ»
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень)
огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
- «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»
- «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ». Природа-живая-растения-деревья-….
- «РАНЖИРОВАНИЕ» горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня;
; молчать — говорить — кричать — шептать.
- Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают мышление и мыслительные операции.
Источник