Способы развития музыкальной памяти

Содержание
  1. Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания
  2. Исследования
  3. Развитие в детском возрасте
  4. Великие музыканты
  5. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений
  6. Влияние комплексных и систематических занятий
  7. Музыкальная память. Виды музыкальной памяти и способы ее развития
  8. Музыкальная память — что это такое
  9. Краткосрочная и долгосрочная память
  10. Виды музыкальной памяти
  11. Мышечная память
  12. Концептуальная память
  13. Визуальная память
  14. Память для клавишников
  15. Фотографическая память
  16. Слуховая музыкальная память
  17. Относительный шаг
  18. Развитие музыкальной памяти. 4 наиболее эффективных способа
  19. Практикуйтесь осознанно
  20. Организуйте процесс
  21. Добавьте детали
  22. Постройте замок памяти
  23. 7 правил запоминания музыкального материала
  24. 1. Пробудите интерес
  25. 2. Сделайте связь и ассоциацию
  26. 3. Запоминайте частями и фрагментами
  27. 4. Повторяйте то, что запомнили
  28. 5. Попытайтесь понять структуру и важные детали
  29. 6. Ставьте четкую цель «запомнить»
  30. 7. Регулярная практика

Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания

1. Исследования 2. Развитие в детском возрасте 3. Великие музыканты 4. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений 5. Влияние комплексных и систематических занятий

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком — это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.
Читайте также:  Плесневые грибы способ получения энергии

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень — одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями — один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития — регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.

Источник

Музыкальная память. Виды музыкальной памяти и способы ее развития

Музыкальная память — что это такое

Музыкальная память – это термин, которым обозначают способность музыканта запоминать и подбирать мелодии по памяти. Это очень важный навык, которым должен обладать любой гитарист, клавишник и кто бы то ни было, связанный с игрой на инструменте. Сюда включается как мышечная, так и мелодическая, а также интервальная память. В данной статье мы подробно разберем каждый аспект этой области, дадим практические советы и поможем добиться максимальной отдачи от вашей памяти.

Читайте также:  Современные способы оперативного лечения

Краткосрочная и долгосрочная память

Для начала, давайте разберемся, какие вообще виды памяти бывают, и какой из них нам потребуется использовать для развития и проделывания прогресса.

Краткосрочная память – это тип, который может вместить в себя от 5 до 9 аспектов одновременно, и сохраняет их в голове на протяжении примерно 30 секунд. Данный тип подходит для тех, кто играет с листа, без предварительной подготовки, однако для тех, кто хочет запоминать мелодии хорошо, он не подходит совершенно точно.

Долгосрочная память – ключ к тому, как развить музыкальную память. Это тот самый тип, который запоминает события, произошедшие несколько лет назад, а также позволяет запомнить материал, выученный очень давно. Именно эту область мы и будем тренировать в нашем случае.

Виды музыкальной памяти

Мышечная память

Самый распространенный тип, на который опирается большая часть гитаристов и музыкантов. Она прекрасно подойдет в таком аспекте, как запоминание аккордов на гитаре . Ее суть заключается в том, чтобы довести все позиции до максимального автоматизма, когда вам не придется задумывать и анализировать, какой палец куда ставить. Рука будет сама делать все за вас. Даже если вы по какой-то причине не сможете брать гитару в руки на протяжении долгого времени, вы все равно сможете все вспомнить, пусть на это даже уйдут некоторые усилия. Мышечная память на инструменте во многом схожа с ездой на велосипеде – один раз обучившись вы никогда не забудете, как это делается.

Развить мышечную память можно долго повторяя и делая упражнения на инструменте. Таким образом вы заставите мышцы, а не мозг запоминать все движения, и в дальнейшем он будет считать логичным простроить их именно так. А из-за специфики расположения нот на гитаре это будет только играть нам на руку.

Однако не стоит полагаться на нее полностью. Виды музыкальной памяти не ограничиваются одной только мышечной. Это чистая автоматизация, которая не позволит вам понимать, как строится музыка, как она сочиняется и производится. Поэтому наравне с мышцами вам стоит развивать и мозг.

Концептуальная память

Концептуальная память строится на том, как музыка работает. Какие ноты сочетаются между собой, какие ступени существуют, как выстраивать гармонию и так далее. Она развивается только одним путем – разучиванием музыкальной теории и сольфеджио.

Визуальная память

Данный тип больше актуален для тех, кто привык читать ноты с листа. Развитие музыкальной памяти этого типа невозможно без знания нот – иначе вы просто рискуете ничего не понять и не запомнить. Вам потребуется выучить их и после этого научиться читать с листа. Визуальная память работает таким образом, что вы запоминаете картинкой каждый из листов, и после этого воспроизводите его из головы. Кроме того, благодаря нотам вы запоминаете, как двигаются ноты – вверх или вниз, и исходя из гармонии можно предугадать, какая из нот будет следующей.

Вы можете воспользоваться приемом. Просмотрите весь нотный лист от трех до пяти раз, после чего визуализируйте его с закрытыми глазами. Вспомните все, начиная от написанных нот до текстуры и цвета бумаги. После этого повторите то же самое до тех пор, пока не сможете сделать это максимально точно. Это потребует концентрации, однако поможет развитию визуальной памяти.

Память для клавишников

Есть еще один тип визуальной памяти, больше помогающий клавишникам. Он заключается не в том, чтобы запоминать ноты, но запомнить расположение рук на инструменте. Ее можно развить тем же самым способом, что и визуальную память с листа. Стоит сказать, что эта память может развиваться и для других инструментов, однако это будет более сложно.

Фотографическая память

Фотографическая память выглядит одним из лучших видов музыкальной памяти. В теории – да. Вы смотрите на лист один раз – и после этого играете все так, словно учили всю жизнь. Да, это круто. Проблема в том, что людей с такими талантами попросту не существует. Есть только один пример – да и то он не объяснен до конца, поэтому займитесь развитием визуальной памяти и не позвольте мифам дезинформировать вас.

Слуховая музыкальная память

Этот тип памяти опирается на ваш навык запоминать и воспроизводить мелодии. Это крайне эффективный вид при подборе каких-либо песен, а также при воспроизведении и объяснении музыки. Один из наиболее простых способов развить его – это петь мелодии. Пойте их каким-нибудь звуком, например, «ла». Пропевайте знакомые песни и после этого пытайтесь воспроизвести их таким образом. Либо проигрывайте ее у себя в голове, стараясь полностью повторить все участки.

Читайте также:  Прецедентные феномены как способ репрезентации культурных предметов

Итогом этого, в идеале, должна стать ваша способность диктовать музыку. Иначе говоря, вы будете способны писать ее, базируясь только на том, как звучат ноты в теории – даже без какого-либо их воспроизведения. Если вы слышите ноту в голове, но не можете найти ее на инструменте – это не очень хорошо.

Относительный шаг

Этот навык очень поможет в развитии памяти музыкальной композиции. Вам требуется запоминать, насколько две или более ноты различаются между собой в плане интервалов и высоты. Обычно развить этот навык помогает обыкновенное пропевание мелодии. Это скорее тренировка, чем реальная память, однако оно точно может помочь.

Развитие музыкальной памяти. 4 наиболее эффективных способа

Практикуйтесь осознанно

Наиболее очевидный шаг среди всех процессов развития музыкальной памяти. Осознанные репетиции и обучение, с пониманием того, что вы делаете, даст гораздо больше плодов чем просто повторение одного и того без какого-либо понимания. Именно поэтому мы рекомендуем вам тщательно разбирать каждый аспект ваших упражнений и песен – это поможет развить память музыкальной композиции. В идеале вы должны визуализировать в голове каждый свой шаг и пропускать музыку через себя.

Организуйте процесс

Структурируйте все, что вы делаете. Каждое упражнение, гамму, пентатонику и так далее – для того, чтобы лучше запоминать их. В идеале они все должны переходить из одного в другое и идти непрерывно.

Кроме того, при выполнении задач отложите все остальные дела – поставьте телефон на беззвучный режим, выйдите из социальных сетей, и оставьте все, что будет вас отвлекать.

Добавьте детали

Добавление деталей в привычные упражнения позволяет вам более осмысленно продумать и понять материал. Вы уйдете от привычной структуры повторений и больше сконцентрируетесь на самих упражнениях. Например, вы можете попробовать добавить нот в привычный паттерн перебора, и осознанно подойти к этому – понять тональность и все продумать.

Постройте замок памяти

Вы можете попробовать методику, которая называется «замок памяти». Она заключается в том, чтобы простроить каждое упражнение как шаг в некоем путешествии, которое вам надо совершить. Например, вы можете визуализировать свою квартиру и связать каждое упражнение с комнатой в ней, и потом – отдельные детали квартиры с отдельными деталями вашего процесса запоминания. Проассоциировав упражнения со знакомыми вам элементами вы сможете быстрее их запомнить.

7 правил запоминания музыкального материала

1. Пробудите интерес

Первое, что стоит сделать – это пробудить в себе интерес к деятельности. Это поможет вам не демотивироваться и не забросить ее в первые часы занятий. Как бы вам не было сложно играть на гитаре , если у вас есть интерес и мотивация – вы не забросите это. Этот аспект – ключевой в тренировке памяти и без него ничего не выйдет.

2. Сделайте связь и ассоциацию

Запоминание происходит гораздо проще, если вы будете фрагменты, которые неизвестны вам, ассоциировать с теми, которые уже хорошо запомнились. Таким образом вы будете простраивать своеобразные якоря, которые будут вытягивать всю информацию. Чем лучше вы помните основную информацию, и чем лучше запомните неизвестную – тем будет лучше.

3. Запоминайте частями и фрагментами

Мозгу проще запомнить небольшие кусочки информации, нанизанные друг на друга, чем огромные пласты. Поэтому старайтесь каждое упражнение дробить на более мелкие, чтобы упростить весь процесс запоминания.

4. Повторяйте то, что запомнили

Разумеется, вам необходимо постоянное повторение материала. Это не только регулярные упражнения, но и проигрывания одних и тех же мелодий по несколько раз подряд. Не стесняйтесь делать паузы между ними и отдыхать – самое главное постоянно возвращаться к ним в процессе обучения.

5. Попытайтесь понять структуру и важные детали

Информация лучше всего запоминается, когда вы поймете, о чем она и что хочет сказать собой. Осознав структуру и проанализировав, взглянув в суть, вы гораздо проще поймете, о чем идет речь и, как следствие, запомните ее намного лучше.

6. Ставьте четкую цель «запомнить»

Разумеется, без цели запомнит все пойдет насмарку. Поставьте ее перед собой, и после этого принимайтесь за работу.

7. Регулярная практика

Вам необходимо регулярно практиковаться. Разработайте расписание и уделяйте определенное количество времени на эту самую практику. Сделайте ее частью вашего дня – и тогда регулярность придет сама собой.

Источник

Оцените статью
Разные способы