Способы развития музыкальной драматургии

7 класс. Музыкальная драматургия — развитие музыки
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему «Музыкальная драматургия», рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, 7 класс.

Скачать:

Вложение Размер
7_klass_muzykalnaya_dramaturgiya.pptx 152.64 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Музыкальная драматургия – развитие музыки Выполнила: Быкова А.В.,учитель музыки, МОУ СОШ №131, г. Карталы

О музыкальной драматургии говорят, как правило, применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории и т.д. Однако, термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ, связанный с раскрытием музыкальных образов, используют и для характеристики инструментально – симфонической музыки.

Главное в музыке, как и в жизни Развитие. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мио человека, так же меняются внутри одного произведения музыкальные интонации, темы, мелодии.

Способы развития музыки Повторение (повтор) – ощущается развитие образного строя произведения, придаются новые оттенки. (народные песни) Варьирование – древнейший способ развития музыки, встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Широко применяется в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

П.и. Чайковский «Симфония» № 4, финал Здесь получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла», которая ассоциируется с праздничным весельем, гуляньем.

Разработка музыкального материала – более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии излагаются целые фразы, интонации. Секвенция – перемещение мотива, повторение последовтельности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем движении. Создает ощущение движения. Имитация – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения.

Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха Благодаря имитации подчеркивается общность настроения, создается видимость диалога, «дружеской беседы»

Вопросы Послушайте названные произведения, понаблюдайте за развитием музыки и постарайтесь понять его смысл. Спойте полюбившуюся вам авторскую песню. На какие особенности в развитии надо обратить внимание при ее исполнении?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении».

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории «По следам Руставели» композитора Отара Тактакишвили.

Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыка.

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе «Музыка» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

конспект урока по музыке на тему» О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии» ( 7 класс)

конспект урока по музыке» О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии» ( 7 класс).

план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки

план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки.

урок в 7 классе «Два направления музыкальной культуры — духовная и светская». Раздел: Музыкальная драматургия — развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна.

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Источник

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Это открытый урок в 7 классе по программе «Музыка» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 50.5 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени. атамана М.И.Платова

г Новочеркасска Ростовской области

Урок музыки в 7-м классе по теме:

» Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка «

Подготовила: С.И.Мартынова учитель музыки

высшей квалификационной категории

Тема: «Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка»

-формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний о духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших светскую и духовную музыку;

-создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

— развитие творческого самовыражения и импровизации в доступных для детей формах в вокально-хоровой работе;

— развитие исследовательских возможностей учащихся, вокально-хоровых навыков;

-воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;

-осмысление музыки как искусства, отражающего общечеловеческие ценности;

-воспитание уважения к мировой музыкальной культуре; отзывчивости, способности к сопереживанию;

Задача: показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.

Учитель: Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия».

Ученик: Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.

Учитель: Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:

На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.

Учитель: Что делает повтор?

Ученик: Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.

Учитель: Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».

  • Информация о П.И.Чайковском (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь

4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.

Учитель: Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни.

Ученик: В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.

Учитель: Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.

Учитель: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте.

На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.

Учитель: Имитация (подражание, лат.) — повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях И.С. Баха и М.С. Березовского.

  • Информация о И.С.Бахе (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.

Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.

Учитель: Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе?

Учитель: А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке.

У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа.

У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.

Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине.

Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха

  • Информация о М.С.Березовском (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.

Березовский Максим Созонтович. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.

Учитель: Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского М.С. Проникновенность мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?

Домашнее задание: стр .84-89 читать. Выписать в тетрадь названия видов церковных служб, связанной с музыкой в католической и православной церквях.

В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».

Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями

Источник

Музыкальная драматургия — развитие музыки

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Однако термин музыкальная драматургия, связанный с многогранным раскрытием музыкальных образов, используют и дли характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Главное в музыке, так же как и в жизни, — развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ошущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится все более развернутой, распетой.

Однако этот способ развития музыки нередко имеет чисто внешний характер. Например, бесконечные, часто назойливые повторы во многих шлягерах можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет спорить, всегда развивает свои суждении, находя все новые и новые доводы.

  • Вспомните русские народные песни разных жанров: колыбельную, хороводную, протяжную лирическую. Спойте и сравните мелодии этих песен. Как они развиваются? Меняется ли интонация при повторениях мелодии, если да. то как?
  • Сравните особенности построения народных мелодий и орнамент. Что их объединяет?
  • Спойте одну из песен о Родине. Продумайте ее исполнительский план. Какие изменения вы внесете в характер звучания разных куплетов?
  • Вспомните сочинения, написанные в форме рондо. Какую роль играет повтор в мелодии рефрена, а какую — в построении рондо в целом?

Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническнх произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации, варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

Вспомните, как в финале Симфонии 3 («Героической») Л. Ветховена звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (от англ. country-dance, буквально — деревенский танец). В финале Симфонии № 4 П. Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стоила», которая ассоциируется с праздничным гуляньем, весельем.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелолии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива. повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения. Вряд ли найдется музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция.

Имитация (от лат. immitatio — подражание) — повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приемом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.

Вам уже знакомы многие произведения, в которых музыка развивалась на основе имитации, канонического проведения мелодии разными инструментами или голосами. С имитацией — формой фуги — вы встретились в «Высокой мессе» Баха и в духовном концерте Березовского. Благодаря имитации подчеркивается общность настроения, согласие звучания всех инструментов квартета в «Ноктюрне» из Квартета № 2 Бородина. В опере Глинки «Руслан и Людмила» звучит квартет «Какое чудное мгновенье», в котором благодаря канонической имитации композитору удалось передать оцепенение главных героев в сцене похищения Людмилы и их ностепенное пробуждение.

  • Послушайте одно из названных произведений, понаблюдайте за развитием музыки и постарайтесь понять его смысл.
  • Спойте полюбившуюся вам авторскую песню. На какие особенности развития надо обратить внимание при ее исполнении?
  • Спойте каноном русские народные песни «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла» и знакомые вам каноны В.-А. Моцарта: «Слава солнцу, слава миру», «Даруй нам мир» («Dona nobis pacem»). Что вносит в создание музыкального образа каноническое исполнение мелодий?
  • Спойте песню Ф. Шуберта «Форель» и вспомните, как она развивалась в его «Фореллен-квинтете».
  • Какую роль играет секвенция в развитии образов «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина?
  • Найдите в знакомых вам песнях различные сочетания точного повторения начальной мелодии с секвенцией.

Источник

Читайте также:  Основные способы очистки газов от пыли
Оцените статью
Разные способы