Способы развития мотивации учения у младших школьников

Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности у младших школьников.

Способы формирования положительной мотивации

в учебной деятельности у младших школьников.

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.

Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский, Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Знакомство с исследованиями по данной проблеме помогло взглянуть на неё с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким — могут стоять большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить подход к каждому ребенку.

Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив , то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника, учебно-познавательный мотив , побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту, и мотив самообразования , этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.

В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:

Содержание учебного материала;

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности;

Отношение учителя с учащимися.

Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:

учитывать характер потребностей учащихся;

быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;

опираться на прошлые знания, нести новую информацию;

направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, её нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так:

На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных действий.

На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются:

1.Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса.

2.Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации.

Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление». Поэтому, важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

3.Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся могут дать самооценку своим возможностям по изучению темы, указать, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: «Сегодня мы приступаем к изучению темы. «, и сразу переходить к изучению нового материала. Такая «экономия времени» отрицательно сказывается на всем характере учебной деятельности учащихся.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах. Суть его состоит в том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий, исследовательский характер.

Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.

Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали уровень усвоения программного материала каждым учеником, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе.

Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Читайте также:  Краска для одежды крата способ применения

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:

Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.

Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.

Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты ими.

Выявить предмет деятельности.

Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы работы.

Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.

Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.

Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно это важно помнить в период безотметочного обучения.

Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и собственным примером.

Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у школьников.

В младшем школьном возрасте имеются свои положительные и отрицательные стороны мотивации учения, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

При формировании мотивации учения нужно использовать общее положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, любознательность, а также непосредственность, доверчивость младших школьников, их веру в авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания. Однако нужно учитывать, что интересы младших школьников неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме того, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить на четыре группы:

Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание)

Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)

Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения).

Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка)

Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:

Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;

Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;

Стремление выяснить непонятное;

Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);

Дополнения, исправления ответов товарищей;

Задавание вопросов учителям и товарищам;

Адекватность реакций на успех, на неудачу;

Улучшение успеваемости по предмету;

Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит отслеживать их динамику и планировать дальнейшую работу.

К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.

Источник

Методика формирования мотивации учения младших школьников
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Содержание

1. Технология диагностики мотивов учебной деятельности у младших школьников…………………………………………………………………

2 . Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников…………………………………………………………………

Скачать:

Вложение Размер
metodika_formirovaniya_motivatsii_ucheniya_.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по образовательной программе

«Психология мотивации учения»

РАЗДЕЛ 3. Методика формирования мотивации учения

«Технология диагностики и формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников»

Слушатель Кизиляева Екатерина Юрьевна

1. Технология диагностики мотивов учебной деятельности у младших школьников…………………………………………………………………

2 . Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников…………………………………………………………………

Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. В связи с этим при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме — с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов, полученных с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

1. Технология диагностики мотивов учебной деятельности у младших школьников

1.1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова Н.Г .

Цель: оценить уровень школьной мотивации учащихся начальной школы

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень, б) нравится, в) не нравится

2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома ?

а) чаще хочется остаться дома, б) бывает по-разному, в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю, б) остался бы дома, в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки ?

а) не нравится, б) бывает по разному, в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий ?

а) хотел бы, б) не хотел бы, в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены ?

а) не знаю, б) не хотел бы, в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям ?

а) часто, б) редко, в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель ?

а) точно не знаю, б) хотел бы, в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей ?

а) мало, б) много, в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся, б) не очень, в) не нравятся|

Обработка и анализ результатов.

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация )

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

1.2. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна.

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

1.3. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

3. Больше всего я люблю, когда учитель.

4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

5. Больше всего мне школа нравится за то, что.

6. Я не люблю школу за то, что.

7. Мне радостно, когда в школе.

8. Я боюсь, когда в школе.

9. Я хотел бы, чтобы в школе.

10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

12. Если я невнимателен на уроке, я.

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

21. Если нам не задают домашнего задания, я.

22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

23. Если я не знаю, как написать слово, я.

24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

2. Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Формированию мотивации в целом способствуют:

— общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

— включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы;

— построение отношения «педагог — учащийся» на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования;

— занимательность, необычное изложение нового материала;

— образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

— использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

— построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

— развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста.

Подготовительный этап урока включает в себя:

1.Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.

2.Не навязывание учебных целей «сверху». Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы.

3.Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.

Основной этап урока предусматривает:

1.Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

2.Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности.

3.Использование дидактических и развивающих игр и упражнений.

4.Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.

5.Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности.

6.Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём.

7.Включение в середину урока физкультминутки и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.

На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:

1.Выявление даже маленьких успехов учащихся.

2.Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников.

3.Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня.

4.Применение групповых форм работы для проверки знаний.

5.Акцентирование внимания при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.

6.Исключение ситуации соревнования. Лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

7.Выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления.

8.Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей.

9.Оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.

10.Концентрация внимания учащихся на продвижении вперёд, на переживании успеха в деятельности.

Во внеурочной деятельности необходимо учитывать:

1.Принятие своих учеников независимо от их учебных успехов.

2.Постоянное подчёркивание того, что отношения в классе определяются не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершает ученик для других.

3.Изучение круга интересов ребят; выяснение, чем может быть интересен каждый учащийся для одноклассников.

4.Проведение предметных олимпиад и внеклассных занятий, выпуск познавательных газет «Это интересно».

5.Вовлечение учащихся и родителей в предметную проектную деятельность: в разработку творческих работ, проектов и презентаций.

6.Воспитывать и поддерживать в ученике интерес, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звёзды, цветы или многое другое.

7.Помощь ребёнку в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия школьной мотивации является то, что ребёнок не находит никакой связи между учебной и своими интересами и целями.

Для успешного обучения важно, чтобы школьники хотели учиться. В связи с этим необходимо диагностировать и формировать мотивы учебной деятельности. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1998. – 137 с.

2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова. – М., 1991.

3. Бякова, Н.В. Работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста / Н.В. Бякова, С.В. Истомина. – Шадринск : Исеть, 2006. – 114 с.

4. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. – Ростов Н/Д : Феникс, 2004. – 448 с. – (Справочники).

6. Сапожникова, Е. Ш. Учение и увлечение / Е. Ш. Сапожникова. – Кемерово, 2010. – 12 с.

7. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б.А. Сосновский. – М.: Прометей, 2003. – 199 с.

Источник

Читайте также:  Горизонтальный угол порядок измерения угла способом приемов
Оцените статью
Разные способы