Способы развития межличностных отношений

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

ЯЗЫК МАРИНОВАННЫЙ Язык говяжий( свиной тоже подойдет) Чеснок .

/ Невероятно вкусная, сочная и очень большая котлета Шикарный рецепт, который у вас будут спра.

ВАМ ПОЗИТИВ НА ВЫХОДНЫЕ Дабы позитивное настроение было всегда с Вами, мы собрали очередную по.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

16 принципов построения межличностных отношений

Вторник, 28 Февраля 2012 г. 15:11 + в цитатник

16 принципов построения успешных межличностных отношений

Многие неосознанно вырабатывают свою психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако основные правила построения успешных межличностных отношений можно выделить в 16 принципов. Владение ими является важнейшим условием успеха любого современного человека.

В основу построения межличностного общения положены следующие 16 принципов.

1. Самые первые и сильные впечатления о человеке создаются его внешним видом. Поэтому все в человеке должно быть на должном уровне: прическа, одежда, походка, манеры. Много зависит от выражения лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным — это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.

2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые четыре минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают все наши органы чувств, с помощью которых мы создаем целостное представление о собеседнике.

К исходу четвертой минуты уже становится в общих чертах ясно — симпатичны люди друг другу или наоборот, расположены к взаимному общению или нет. Вероятно, каждый из нас ощущал на себе, что первое впечатление о человеке иногда обманчиво и вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти длительное время, чтобы оно переменилось.

Следовательно: в первые четыре минуты общения необходимо полностью подчинить свое поведение нужному тону.

3. Начинать беседу следует только с дружеского тона, все время поддерживая положительную установку при общении.

Установкой в психологии обозначают состояние готовности или предрасположенности к действию определенным образом. Вежливость и тактичность, доброжелательность и предупредительность будут высоко оценены вашим партнером.

4. Не стоит забывать о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Она нужна не только другим, но и нам самим. От нее зависят настроение и работоспособность. Как настроение влияет на выражение лица, так и, наоборот, выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Ведь мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку.

5. Хорошие результаты дает использование метода утвердительных ответов. Лучше не начинать разговор с обсуждения тех вопросов, по которым есть расхождения с собеседником. Стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

Поэтому вначале стоит задать вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит утвердительно, а далее следить, чтобы разговор шел по пути «накопления согласия». Человек не любит менять мнение. Если он согласился с партнером в девяти случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.

6. При общении важно быть хорошим слушателем. Способность слушать можно развить. Для этого необходимо следующее:

* не допускать побочных мыслей;

* концентрировать внимание на сущности предмета; не стремиться запомнить все подряд — это практически невозможно;

* слушая, не обдумывать последующий вопрос или свой ответ;

* научиться находить самый ценный материал, содержащийся в полученной информации;

* установить, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постараться нейтрализовать их действие, так как в состоянии сильного эмоционального возбуждения люди обычно слушают не очень внимательно;

* слушая, спросить себя: «В чем цель говорящего?»;

* обращать внимание не только на слова, но и на тембр голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;

* показать говорящему, что вы его понимаете; это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышали, или смысл того, что вам сказали;

* не высказывать своих оценок;

* не давать советов (во время выслушивания); оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают выделить наиболее существенное в словах;

* не лениться слушать.

Для развития в себе способности слушать можно использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, надо кого-нибудь внимательно слушать (коллегу, посетителя и т.д.), уточняя своими вопросами его сообщение. Прием прост, но весьма эффективен при систематическом применении.

Читайте также:  Автоматизированная стяжка пола машинным способом

7. Критика коллег и других людей — не лучший стиль поведения. Не любят окружающие и тех, кто жалуется.

8. Избегайте излишних споров, особенно в присутствии большого количества людей.

Вместо словесной перепалки следует спокойно выслушивать собеседника и, не заражаясь его горячностью, сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы Опыт показывает, что попытка переспорить собеседника не дает положительного результата, но его можно достичь с помощью разумного компромисса. Выясните: что собеседник хочет? Возможно, истина его не интересует, и он лишь желает самоутвердиться, споря с вами.

Если вы не правы, признайтесь в этом в категоричной форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.

9. Вас оценят, если вы проявляете неподдельный интерес к другим людям.

Обратите внимание на ключевое слово: «неподдельный». Здесь имеется в виду умение высказывать уважение к интересам окружающих. Вдумайтесь: местоимение «я» является одним из наиболее часто употребляемых в нашем языке. Поэтому будьте внимательны к чужому «Я».

10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо, надо понять его позицию.

Для выяснения ситуации можно завести разговор о том, что интересует вашего собеседника. При этом большое значение имеет первая фраза.

11. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо пробудить в нем желание сделать это.

Как известно, приказаний никто не любит. Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным ваше общение с окружающими. Поэтому требования желательно излагать в такой форме: «Не считаете ли вы, что так сделать лучше?», «Я буду вам признателен, если вы. ». Не стесняйтесь апеллировать к чувствам.

12. Надо уважать мнение других людей.

Общаясь, лучше не говорить человеку прямо, что он неправ, этим только можно вызвать в нем внутренний протест. Общению содействуют фразы-мостики типа: «Я внимательно вас слушаю», «Это понятно» и т.п.

13. Очень важно запоминать и не путать имена людей. Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

14. Одна из главных задач — помочь людям чувствовать свое значение.

Люди, допускающие в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость; иронические или невежливые замечания; выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство; угрозы, нравоучения и несправедливые упреки; высказывающие незаслуженные обвинения; допускающие угрожающие жесты, а также другие действия, унижающие личность, не только дискредитируют свои организации, но и совершают грубый психологический просчет. Задача руководителя любого ранга, просто партнера — искренне ценить достоинства людей, а достоинство всегда есть у любого человека.

15. Человек должен иметь возможность сохранить свою репутацию.

16. Главные враги общения — раздражительность и бестактность.

Раздражительность невыгодна во всех отношениях. Во-первых, она затрудняет общение, а значит, придется потратить больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к ослаблению защитных сил организма (снижается иммунитет). Осознав это, следует подавлять появляющееся раздражение. Для этого стоит повнимательнее присмотреться к ситуации и убедиться, что она не стоит подобной реакции и ее лучше свести к трудности рядового масштаба.

Автор: Игорь Николаевич Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.

Источник

Межличностные отношения: понятие, примеры, классификация

Межличностные отношения – это важнейшая составляющая нашей жизни. Именно они дают нам эмоции и переживания, необходимые для гармоничного развития личности, мотивации и просто чувства удовлетворённости жизнью. С точки зрения психологии, межличностные отношения устроены гораздо сложнее, чем может показаться. И сегодня мы постараемся разобраться, что они собой представляют, как устроены и чем отличаются от социальных отношений.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это все виды взаимодействий, в которые вступают люди: чувства, суждения, общение, совместные дела, обмен эмоциями и прочее. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, получить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важной составляющей таких отношений является взаимное доверие и понимание.

Межличностные отношения реализуются преимущественно в виде трёх основных форм взаимодействия:

  • вербальное – обмен информацией с помощью устной речи;
  • невербальное – передача информации жестами и прочими невербальными сигналами;
  • аффективное – обмен эмоциями с помощью таких средств экспрессии как смех, плач и прочее.

Первые межличностные отношения начинают формироваться у ребёнка сразу после рождения (несмотря на то, что новорождённый формально ещё не считается личностью). Посредством плача, смеха и других эмоций он взаимодействует с родителями, сообщая им о своих чувствах и желаниях. Постепенно взаимодействие становится всё более осознанным, но настоящими межличностными отношениями это можно будет считать, когда завершится первичная социализация ребёнка.

Читайте также:  Какие способы регулирования частоты вращения дпт существуют

Особенности межличностных отношений

Данный вид взаимодействия обладает рядом характерных особенностей:

  • Межличностные отношения сильно зависят от эмоциональных оценок, как осознанных, так и бессознательных. Это правило соблюдается даже для формальных и деловых отношений.
  • Каждый из взаимодействующих субъектов участвует в них как уникальный индивид, обладающий определёнными свойствами характера и занимающий определённое место в социуме.
  • Эти отношения не возникают спонтанно, а развиваются постепенно при общении и прочих видах коммуникации.
  • Межличностные отношения не постоянны. Они могут меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, иногда сменяя свой вектор на противоположный.

Примеры межличностных отношений

Чтобы лучше понять, что такое межличностные отношения, рассмотрим несколько типичных примеров, с которыми сталкивался каждый из нас, независимо от социального статуса и других факторов:

  • Повседневные. В эту группу входят все виды взаимодействия, не подразумевающие слишком близкого общения. Данная разновидность межличностных отношений охватывает обширный круг людей, в который входят все, с кем мы так или иначе контактируем в повседневной жизни: соседи, коллеги, работники соседних офисов, продавцы, парикмахеры и другие люди.
  • Приятельские. В эту группу входят отношения, не являющиеся слишком близкими, но подразумевающие приятное совместное времяпровождение. К примеру, если ваш друг пригласил вас провести время с его коллегами, и вы неплохо повеселились вместе, вы вряд ли сразу же станете называть их друзьями. Но если вы хотите снова встретиться с этими людьми, это и есть приятельские отношения.
  • Товарищеские. Эта форма отношений подразумевает, что люди связаны определённой общей деятельностью. При этом они не настолько близки, чтобы считаться друзьями, но имеют общие цели и доверяют друг другу.
  • Дружеские. Такие отношения подразумевают, что люди очень близки. Дружба не возникает просто на почве общих интересов или взаимной симпатии. Чтобы стать друзьями, люди долго общаются, сближаются в эмоциональном плане, учатся понимать друг друга, учитывая все особенности и тонкости характеров.
  • Любовные. Эта форма взаимоотношений подразумевает эмоциональную близость и наличие романтических чувств. В любви люди не настолько избирательны, как в дружбе (поэтому не всегда выбирают партнёров рационально), но по степени привязанности любовные отношения являются самыми сильными.
  • Родственные. Вовлечение в родственные отношения происходит при рождении, и всё же они могут существовать в разных формах. Для кого-то все родственники являются близкими людьми, для кого-то важны только родные люди, а остальные родственники приравниваются к обычным знакомым.
  • Супружеские. Несмотря на то, что супружеские отношения происходят из любовных, по содержанию они сильно отличаются. По своему характеру они ближе к родственным, при этом подразумевают соблюдение ряда взаимных обязательств, нарушение которых влечёт общественное порицание и некоторые формы юридической ответственности (такие как заведомо проигрышная позиция при разводе).

Уровень межличностных отношений зависит от того, насколько зрелыми являются состоящие в них личности.Каждый из участников должен понимать свою ответственность перед другим и придерживаться определённых правил, которые хоть и не оговариваются специально, но подразумеваются.

Структура межличностных отношений

Несмотря на всё разнообразие межличностных отношений, их структура довольно проста и включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Когнитивный компонент

Данный компонент включает различные виды познавательной активности, так или иначе возникающие в межличностных отношениях (восприятие, мышление, воображение и другие). Когнитивный компонент зависит от взаимопонимания, которое имеет две основных характеристики:

  • адекватность – правильность интерпретации поступающей информации;
  • идентификация – неосознанное отождествление себя с партнёром.

2. Эмоциональный компонент

Это эмоции, которые испытывает субъект по отношению к другому субъекту при разных формах взаимодействия:

  • симпатия и антипатия;
  • счастье и удовлетворённость;
  • эмпатия (сопереживание).

3. Поведенческий компонент

Сами того не замечая, мы непроизвольно выражаем своё отношение к другим людям посредством различных знаков: мимики, жестов, интонации, использования нетипичных речевых оборотов и других проявлений особого отношения. Несмотря на то, что поведенческий компонент слабо зависит от нашей воли, он является важнейшим фактором, регулирующим межличностные отношения, поскольку заметить со стороны его проще, чем проконтролировать.

Уровни межличностных отношений

В зависимости от продолжительности, глубины и степени привязанности участников, психологи делят межличностные отношения на 3 уровня:

  • Перцептивный. Данный уровень характерен для самого начала отношений. Он подразумевает, что участники воспринимают различные особенности и индивидуальные характеристики друг друга. Они могут отрицать это, но на их взаимоотношения влияют черты внешности, различные личностные особенности, расовые и гендерные признаки.
  • Уровень взаимного притяжения (или отталкивания). Постепенно индивиды привыкают и привязываются друг к другу (либо, наоборот, начинают испытывать антипатию), и влияние восприятия ослабевает. Они продолжают узнавать друг друга всё лучше, ищут новые способы взаимодействия. Если люди друг другу неприятны, но вынуждены часто взаимодействовать, неприязнь между ними также усиливается.
  • Интерактивный уровень. На данном уровне происходит активное эмоциональное взаимодействие индивидов. Каждый из них ощущает, что нуждается в обмене эмоциями, поэтому они ищут поводы и создают ситуации, в которых могут общаться больше. Люди, испытывающие друг к другу неприязнь, также переходят на эмоциональное взаимодействие, реализующееся в виде конфликтов, которые только усиливают их неприязнь.
Читайте также:  Экспертная оценка как способ фактического контроля

Классификация межличностных отношений

Межличностные отношения – это любые формы взаимодействия между индивидами. В зависимости от того, какое место каждый из них занимается в социуме и как они связаны между собой, можно выделить несколько основных типов отношений:

  • Формальные (официальные). Такие отношения обычно регулируются определёнными нормами, правилами, регламентами, инструкциями или другими документами. Участники таких отношений, как правило, не имеют личной привязанности, а взаимодействуют между собой в связи с какой-то служебной, административной или иной необходимостью.
  • Деловые (рациональные). Это межличностные отношения, подразумевающие совместную обоюдовыгодную деятельность. Участники таких взаимоотношений могут распределять между собой обязанности так, чтобы каждый выполнял свою часть работы для достижения общей цели. Также один из участников может выполнять работу для другого за вознаграждение.
  • Неформальные (неофициальные). К этой группе относятся различные отношения, не регулируемые какими-либо формальными правилами. Это могут быть, например, приятельские или дружеские отношения, объединения в команды для игры в футбол или волейбол и прочее. Как правило, в неформальных отношениях эмоциональная составляющая играет некоторую роль.
  • Личные. Это взаимоотношения, основанные на эмоциональной связи. Обычно личные отношения долго формируются и развиваются, в процессе чего их участники всё лучше узнают друг друга и сближаются. Личные отношения могут переходить в приятельские, товарищеские, дружеские и любовные. Также в категорию личных можно отнести отношения, построенные на неприязни, хотя они развиваются по другим принципам и обычно подразумевают, что люди взаимодействуют вынужденно, а не по собственной воле.

Стоит отметить, что перечисленные разновидности межличностных отношений не являются полностью независимыми, а пересекаются между собой. Так деловые отношения могут быть в разной степени формализованными, а личные отношения обычно являются неформальными (в то же время супружеские подразумевают формальное оформление и закрепление определённых обязательств).

Отличия межличностных отношений от социальных

По сути, все виды человеческих отношений можно разделить на две категории: межличностные и социальные. Если межличностные отношения – это непосредственное взаимодействие между собой конкретных индивидов, то социальные подразумевают различные формы взаимодействия в рамках общественной жизни. По сути, социальные отношения – это отношения между социальными ролями индивидов (между врачом и пациентом, таксистом и пассажиром).

Важное отличие социальных отношений от межличностных заключается в том, что они регламентированы и подчиняются определённым правилам, зависящим от социальных ролей участвующих в них индивидов. Это подразумевает, что сами индивиды обезличиваются, а рассматриваются только их функции в обществе или в рамках конкретной социальной группы (руководитель и подчинённый, таксист и пассажир, родители и ребёнок).

Межличностные отношения всегда подразумевают взаимодействие между собой конкретных личностей с учетом всех их индивидуальных особенностей. Социальные роли при этом тоже могут учитываться, но не обязательно. В качестве наиболее характерных отличий можно назвать следующие особенности межличностного взаимодействия:

  • существенную роль играют чувства, переживания и эмоциональные оценки участников;
  • они формируются и развиваются довольно медленно (тогда как социальные отношения возникают сразу, например, при приёме на работу);
  • они постоянно развиваются и меняются (тогда как социальные обычно статичны и меняются только под влиянием внешних факторов, например, при повышении в должности).

Несмотря на наличие вполне очевидной разницы, четкой границы между социальными и межличностными отношениями провести нельзя, поскольку они пересекаются между собой. Так коллеги часто становятся друзьями, между ними нередко возникают служебные романы. Супружество совмещает в себе оба вида отношений, поскольку изначально основывается на любви, но при этом подразумевает формализацию и определённые социальные роли.

Заключение

Разобравшись в том, что такое межличностные отношения, можно без сомнений утверждать, что в них вступают все люди без исключения. Даже социофобы, которым требуется меньшее количество общения, окружают себя людьми, с которыми им комфортно. Большинству же людей постоянно необходимы приятельские, товарищеские, дружеские и любовные отношения, поскольку без этого невозможно гармоничное существование и развитие личности.

Источник

Оцените статью
Разные способы