Способы развития мелкой моторики дошкольников с зпр

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Большинство современных родителей слышали о том, что мелкую моторику у детей дошкольного возраста необходимо развивать. Но практика показывает, что некоторые родители не понимают и не имеют представления, что же это такое, для чего нужно ее развивать, и как это правильно делать.

Что же это такое мелкая моторика? Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Это большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

В последнее время количество неговорящих детей и детей, имеющих речевые нарушения, возросло. У таких детей отмечается также недоразвитие или нарушение мелкой моторики. Дети имеют проблемы с самообслуживанием: не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, правильно держать ложку карандаш, движения рук слабые, несогласованные. Поэтому необходимо уделять особое внимание данной проблеме, как педагогам, так и родителям.

Развивать мелкую моторику можно разными способами: массаж кистей и пальцев, пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины, соленого теста, аппликация, конструирование, оригами, вырезывание, рисование, штриховка, игры с крупой, бусами, камнями, прищепками, игры- шнуровки.

На сегодняшний день очень актуальны и интересны для развития мелкой моторики игры с песком. Дети очень любят играть с песком. Песок дает возможность не только развивать мелкую моторику, но и творческие способности ребенка, а также дает возможность снять внутреннее напряжение.

Для игры можно использовать чистый речной песок или сухой песок из магазина, но особый интерес вызывает у детей специальный кинетический песок. Свойства и особенности данного вида песка: безопасен для детей, очень приятный на ощупь, отлично лепится, воздушный и рассыпчатый, никогда не засыхает, не боится воды, не оставляет пятен, не прилипает к рукам. Играя с песком, ребенок может, используя формы, что-то создать, а может сам слепить то, что ему захочется, а так же его можно попросить что-то сделать на определенную тему. С детьми можно выполнять такие упражнения: «Следы на песке», «Пальчики гуляют», «Ползают ладошки», «Дорожки из песка». Кроме этого, можно поиграть в археологов, в песке можно прятать различные мелкие игрушки или предметы, откапывая которые, ребенок еще должен их отсортировать, например: по величине, по цвету, по форме и т.д.

Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать игры-занятия с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики, что в дальнейшем позволит ребенку не только быть успешным в быту, но и даст возможность подготовить руку ребенка к письму, а также благоприятно сказаться на речевом развитии. Взрослые должны помнить: от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп.

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин.

Источник

«Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности»

Елена Щербакова
«Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Таким образом, проблема формирования мелкой моторики пальцев рук является актуальной.

Проблема развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР психолого-педагогической литературе.

У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Особенности развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Таким образом, даже при отсутствии грубых моторных и сенсорных нарушений нестабильность психического тонуса и функциональная незрелость каждого из звеньев сложной многокомпонентной функции препятствуют автоматизации всех школьных навыков, прежде всего письма и чтения.

Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.

Мониторинг сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР.

Первичная диагностика проводится в период с 1 – 15 сентября по следующим направлениям:

1.Наблюдение (проводилось наблюдение за детьми: на занятиях по лепке, по аппликации. Проходила беседа с родителями о том, как умеет ли ребенок держать правильно карандаш, умеет ли завязывать шнурки, если он не умеет то почему? Какие проблемы лежат в их основе.)

2.Анализ продуктов деятельности (были проанализированы работы детей по обрывной аппликации, по лепке, пластилинография (детям дается картинка, они берут пластилин и размазывают его по картинке, детям предлагалась рисовать на листе бумаге гуашью не кисточками, а пальцами).

3. Для обследования состояния мелкой моторики были предложены следующие задания (Данные задании были взяты из разных методик для обследования уровня развития мелкой моторики у детей и адаптированы для детей 5 – 7 лет с ЗПР).

Детям были предложены задания.

«Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1 — 2, 1 — 3, 1 — 4, 1 — 5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.

Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.

— уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)

— очень медленно, неловко(-)

Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами

— получается, карандаш не падает (+)

Попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.

— получается, карандаш не падает (+)

1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок набрал только 2 «плюса».

2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»

3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».

Предложенные упражнения могут быть использованы не только для диагностики, но и для развития ловкости, подвижности кисти и пальцев рук, они развивают координацию движений, зрительно-моторную координацию, раскрепощают ребенка, развивают речь, внимание, мышление, дают полноценный отдых ребенку.

Так как точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки помогает также рисование, штриховка (параллельными, волнистыми, круговыми линиями, раскрашивание, работа с трафаретами, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом усложненных, игры с мелкими предметами (мозаика, конструирование, моделирование, плетение, шитье и т. д., во второй половине дня для детей были созданы условия для перечисленных выше занятий и игр.

На основе результатов диагностики нами была разработана система упражнений по целенаправленному и систематическому развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР в процессе воспитания и обучения. Система упражнений предполагала:

развитие пальцев рук, ладони и кисти

развитие свободного движения руки

Условные обозначения: «+» — задание выполнено верно,

«-» — задание выполнено неверно.

1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок сделал только 1-2 задания.

2 уровень (средний) – от 2 до 4 заданий.

3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 заданий.

Из таблицы видно, что у 8 человек группы низкий уровень развития мелкой моторики и у 2 – средний. Высокого уровня развития мелкой моторики нет ни у кого.

Таким образом, результаты исследования убеждают в необходимости целенаправленного систематического развития мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.

Игра для развития мелкой моторики и тактильных ощущений «Чудесный цветочек» Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Пальцы помогают говорить? ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ? Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных.

Источник

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
проект по коррекционной педагогике на тему

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
innovatsionnyy_opyt.skachko_e.v.det_.sadno18_.docx 41.02 КБ

Предварительный просмотр:

воспитателя структурного подразделения

«Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Скачко Елены Владимировны

по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у

детей с задержкой психического развития»

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей.

Учитывая особенности дошкольного возраста при коррекционно-развивающей работе, для ее эффективности необходимо опираться на ведущую деятельность дошкольника-игру. Среди множества игр, которые описываются учеными и практиками, особое место занимают пальчиковые игры.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка.

Выбранная мною тема очень актуальна, практически значима и обязана получить свое дальнейшее развитие, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у детей с ЗПР формируется речь, память, мышление, воображение и внимание. Все вышесказанное обусловило актуальность выбора моей темы.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного развития мелкой моторики детей с ЗПР.

Наблюдая за детьми, пришедшими в мою группу, заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут держать ложку, карандаш; другие – собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом; третьи – застегивать и расстегивать застежки (замки – молнии, липучки) на одежде.

Озадачивало и то, что многие дети плохо или вовсе не разговаривают.Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков.

При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка.Развитие мелкой моторики возникает не сразу. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры положительно влияют на эмоциональное развитие – радуют, учат общаться, они увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакций. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

Ведущая идея опыта заключается в том, что определив пути повышения уровня развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР посредством пальчиковых игр и создав необходимые условия для реализации дети учатся играть, развивается речь, вырабатываются основные элементарные трудовые навыки, умения по самообслуживанию.

3.Теоретическая база опыта.

Мелкая моторика рук– это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь . Развитие навыков важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, а отставание в таком развитии у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, препятствует речевому развитию.

Теоретическая база немаловажна в работе каждого педагога. Именно обогащая свой опыт исследованиями специалистов, педагог может построить полноценный процесс работы с детьми.

Недостатки развития моторной сферы у детей с ЗПР отмечаются как отечественными,так и зарубежными учеными.

Эта тема затронута в трудах основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.Так же исследованиями связи руки и мозга занимались такие ученые,как:физиологи И.П.Павлов,В.М.Бехтерев,И.М.Сеченов;исследователь детской речи – М.М.Кольцова, японские и китайские ученые-Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги-В.А.Сухомлинский,М.Монтессори.

Моя работа по данному направлению строится на основе учебно- методических пособий:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011;

3 . Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей ).//М. «ГНОМ и Д», 2007;

5.Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера».

6 . Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2005.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.

Основной целью инновационного проекта является: развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с ЗПР.

В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

— использование пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР;

— обогащение предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для развития у детей мелкой моторики рук;

— повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр для детей.

При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах :

-Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.

-Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.

-Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

-Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

-Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

-Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Для работы по данному направлению в группе была создана предметно-развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО . В группе был создан уголок «Ловкие пальчики». Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:

— большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;

— сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;

-игры с песком, водой;

— виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

4.способствуют развитию речи; развивают творческие способности; усидчивость;

5. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;

• Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей с ЗПР»

• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки».

Работу «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с ЗПР » я выстроила поэтапно:

1 этап — анализ методической литературы по данной теме.

2 этап — проведение мониторинга, с целью выявления уровня развития мелкой моторики детей.

3 этап — объединение имеющихся ресурсов группы в центре сенсомоторного развития.

4 этап — привлечение родителей к работе по данной проблеме.

5 этап — активное применение в работе проекта в условиях современной программы дошкольного учреждения.

6 этап — педагогический анализ для сравнения достижения результатов

В рамках реализации проекта, использую разнообразные формы работы с детьми:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей с ЗПР при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отраженной в результатах контрольного обследования. Сравнительный анализ по данному направлению свидетельствует о качественных изменениях уровня развития детей с ЗПР.

Развитие пальцевой моторики у детей с ЗПР положительно сказывается на становлении речи, необходимой при любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка с нарушением интеллекта более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в манипуляции с мелкими предметами. Пальчиковые игры развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Организация данной работы не трудоемка при наличии дидактических материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

— планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— подборе оборудования и материалов;

— применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

— разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Адресность опыта по использованию опыта.

Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений работающих с детьми с ЗПР, заинтересованным и внимательным родителям.

Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей с ЗПР «Солнышко»

Цель : развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев ,координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям , к развивающим играм.

Методы и приемы : игровой прием, использование пособий, вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.

Дети входят в группу . Встают в круг.

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

— А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

— Молодцы ! Проходите сюда, присаживайтесь на подушечки .

Из-за ширмы появляется девочка .

Ариша : Здравствуйте ребята! Меня зовут Ариша я очень люблю играть!

А вы любите? Приготовьте свои ручки будем играть!

Пальчиковая игра «Как живешь?»

— Как живешь? — Вот так! (большие пальцы вперед)

— Как плывешь? — Вот так! (имитация плавания)

— Как бежишь? — Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

— Вдаль глядишь? — Вот так! («бинокль»)

— Ждешь обед? — Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

— Машешь вслед? — Вот так! (помахать кистью руки)

— Утром спишь? — Вот так! (обе руки под щеку)

— А шалишь? — Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Ариша: Я хочу загадать вам загадку :

Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

Ариша : Ой ,что –то солнышко загрустило , совсем его тучка закрыла .

Воспитатель : Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим солнышко !

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко (Шевелят пальцами обеих рук).
Погуляй у речки
Солнышко, солнышко, (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,(Делают хватательные движения щепотью).
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное ).

Ариша : Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).

Воспитатель : Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым). Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.

Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)
Ариша : Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз ! А сюрприз спрятан вот в этих мисках с фасолью.

Подойдите к столам , опустите ручки и пошевелите пальчиками .

Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!

Источник

Читайте также:  Лекарственное растение подорожник способ приготовления
Оцените статью
Разные способы