- Развитие мелкой моторики рук у детей с рождения
- Что такое мелкая моторика рук у детей?
- 3 месяца: пальчиковая гимнастика
- От 8 месяцев: вкладыши
- От 1 года: природные материалы
- От 1 года: первые навыки самообслуживания
- От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
- Более сложные занятия на моторику
- Особый случай: а как же левши?
- г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б
- т. 201-24-49
- Как развивать ребёнка от 0 до года?
- Первый месяц жизни:
- Второй месяц жизни:
- Третий месяц жизни:
- Четвёртый месяц жизни:
- Пятый месяц жизни:
- Шестой месяц жизни:
- Седьмой месяц жизни: Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
- Восьмой месяц жизни:
- Девятый месяц жизни:
- Десятый месяц жизни:
- Одиннадцатый месяц жизни:
- Двеннадцатый месяц жизни:
Развитие мелкой моторики рук у детей с рождения
Как развивать мелкую моторику у ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.
Что такое мелкая моторика рук у детей?
«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.
Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.
Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.
Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.
Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке.
Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).
3 месяца: пальчиковая гимнастика
«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики
- Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
- Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.
От 8 месяцев: вкладыши
- Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
- Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
- Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д.) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).
- Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
- Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.
От 1 года: природные материалы
- Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
- Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
- Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
- Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Предложите ребенку игру «Золушка» — сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Ключом к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики у детей — будут настойчивость и регулярность. Хорошо, когда у малыша есть возможность тренировать движения кисти и пальцев каждый день. Если вы заметили, что какие-то движения у ребенка получаются не особо хорошо (а в его возрасте уже могли бы), старайтесь придумывать как можно больше игр и занятий на отработку именно этого движения, пока оно не станет легким, быстрым и четким.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Источник
г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 86Б
т. 201-24-49
Как развивать ребёнка от 0 до года?
Первый месяц жизни:
Особенно важны для новорождённого моменты пребывания его у груди матери во время кормления. В такие моменты дети не только удовлетворяют свою потребность в пище и телесном контакте, но и приобретает первые навыки общения с мамой. Кормя своего малыша, мать волей или неволей, «передаёт» ему то эмоциональное состояние, которое испытывает сама. И ребёнок как бы прислушивается к нему, пытаясь усвоить и «ответить» на него должным образом.
Для того, чтобы ребёнок развивался, не стоит надеяться на то, что это происходит само по себе в таком раннем возрасте. Необходимо стимулировать это развитие, помогать развиваться ребёнку. Содействовать формированию тех органов и систем, которые наиболее важны для каждого человека: зрение, слух и мышечное чувство, тесно связанное с интеллектуальным и физическим развитием ребёнка.
Второй месяц жизни:
Осуществляйте эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Когда младенец плачет, не расстраиваться и не раздражаться, а попытаться понять почему. Плачь, крик, любые негативные эмоции свидетельствуют о дискомфорте малыша. Он ещё не умеет говорить, поэтому передаёт информацию о своём состоянии именно таким образом. Независимо от причин возьмите малыша на руки, прижмите ласково к себе, скажите несколько нежных слов и улыбнитесь, чтобы он почувствовал себя в полной безопасности и понял, что защищён. Лишь после этого пытайтесь ликвидировать причину плача.
Берите малыша на руки – это главная потребность вашего ребёнка. Для развития ориентировочного рефлекса, младенцу необходимо многое видеть, слышать, а лёжа – это просто невозможно, так как обзор в таком положении ограничен. Кроме того, беря малыша на руки, вы, сами того не осознавая, занимаетесь профилактикой болезни – пневмонии.
Как можно чаще улыбайтесь малышу — ребёнок должен видеть ваше доброе лицо, чтобы ответить вам улыбкой. Ловите его взгляды, разговаривайте с ним, как-будто он понимает. Если малыш пытается гулить, попробуйте повторять за ним такие же звуки. А если он гулит сам с собой, не вмешивайтесь в его «разговор».
Не забывайте про игрушки.
Третий месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка. Стараться не просто взять его на руки, а поносить по комнате, показывая и рассказывая, учитывая потребность младенца в новых впечатлениях и то, что сидя у вас на руках, он получает информацию об окружающем мире.
Когда младенец «разговаривает» с вами, поддерживайте диалог и реагируйте на комплекс оживления ребёнка улыбкой, смехом, лаской, помня, что всем другим малыш предпочитает маму. Кроме того, у ребёнка огромная потребность в общении, которую он пытается удовлетворить.
Так как младенец с большим удовольствием учится пользоваться своим телом, ему гораздо лучше бодрствовать в манежике – пусть перекатывается, играет ручками и машет ножками, но только под вашим неустанным контролем.
Чтобы ребёнку было легче управлять движением рук, переводить свой взгляд с одного предмета на другой повесьте над кроваткой погремушку (примерно 45 см от глаз), которую он будет стремиться схватить. Пробуйте всунуть в кулачок какую-либо игрушку.
Рот – часть «исследовательского аппарата» малыша, таким образом он познаёт мир. Не нужно грозить ему вашим «нельзя!, а лучше лишний раз помойте игрушки.
Поддерживайте головку ребёнка, когда поднимаете из кроватки, манежика, кроватки.
Четвёртый месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Так как младенец своим «оживлением» постоянно объясняется вам в любви, предпочитая маму всем другим и всё время требуя её внимания, цените его искреннюю преданность и не злитесь, что вы не успели сделать свои дела из-за того, что провели всё время вместе с ребёнком, играя, разговаривая и веселя его.
Пятый месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Постоянно общаться с ребёнком. Всё объяснять, показывать, словно он понимает. Разговаривать с ним, вызывая улыбку.
Повторять за ним слоги, агукать, копировать мимику для того, чтобы ребёнок обучался делать это лучше.
В связи с тем, что малыш научился хватать и держать многие предметы, вы должны быть начеку и не позволять ребёнку тянуть в рот, опасные или несущие вред, предметы.
Чаще берите ребёнка на руки, гуляйте и вынимайте его из манежика, потому как для развития ребёнку необходимо осваивать новое пространство.
Когда ребёнок не спит, необходимо вынимать его из кроватки, так как это может привести к нарушению сна, если постель станет для него ещё и местом для игры.
В этом возрасте, кроме «ку-ку», с малышом хорошо поиграть в «забодаю», «идёт коза рогатая». Обычно эта игра вызывает у малышей бурный восторг.
Шестой месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Разговаривать с ребёнком много, отчётливо, ясно, не быстро, не громко, выдерживая паузы.
Стараться повторять за ним слоги, которые он произносит, поддерживать своеобразный диалог. Это развивает речь младенца.
Давать игрушки со всевозможными действиями: звук, смех, музыка, вибрация, движение), для установлении ребёнком причинно-следственных связей.
Закрепляйте похвалой каждый небольшой успех малыша. Можно аплодировать вашему ребёнку. Ещё не понимая смысла – он чувствует, что вы довольны им, это доставляет ему радость и стимулирует на повторение действия.
Когда ребёнок хватает всё без устали, щупает, перекладывает, бросает – это значит что ваш ребёнок приобрёл новый навык. Не стоит раздражаться, а лучше лишний раз помыть игрушки, вернуть ему в ручки и похвалить ребёнка за то что он так много уже научился делать.
В этом возрасте ребёнок способен заниматься только одной, максимум двумя игрушками одновременно, поэтому не нужно давать их одновременно много.
Ребёнку необходимо пространство для научения ползанию.
Игру в «козу» можно заменить игрой в «барана», бодая ребёнка головой.
Седьмой месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Делайте всё возможное, чтобы ребёнок активно разговаривал, а лепет заменялся словами. Разговаривайте с ребёнком, рассказывайте ему про то, что вы делаете, видите или комментируйте вслух его действия. Повторяйте слова несколько раз, для того, чтобы ребёнок их усвоил.
Чаще рассматривайте картинки в детских книжках, называйте что там нарисовано. Покажите как нужно переворачивать страницы.
Обращайтесь к младенцу с просьбами, естественно с теми, которые ему доступны. «помаши маме ручкой», «похлопай в ладоши».
Обучайте ребёнка пальчиком указывать на предмет, который вы просите его найти.
Хвалите или высказывайте недовольство по поводу действий ребёнка используя определённый тон.
Восьмой месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Пополняйте словарный запас малыша, употребляя, в своей речи, как можно больше простых слов, встречающих ребёнка, комментируя как можно чаще, что происходит вокруг. Поощряйте его лепет и эмоциональные восклицания, прервающие ваш монолог.
Уделяйте внимание развитию понимания обращённой речи, поощряя доступными для него просьбами.
Привлекайте внимание ребёнка ко всему новому.
Не игнорируйте страх ребёнка перед посторонними людьми, не учите его смелости, оставляя одного. Ребёнок ещё не знает кто эти люди и для чего они пришли к вам в дом. От того, на сколько осторожно и чутко вы отнесётесь к потребности в безопасности ребёнка будет зависеть его доверчивость к миру в целом.
При посторонних постарайтесь брать малыша на руки, на определённом расстоянии от людей, чтобы не напугать ребёнка возможными действиями других.
Когда вы находитесь вне поля зрения малыша – он боится. Нет чувства подлиннее и чище его любви, проявляемой именно в этот период развития малыша. Цените его.
Девятый месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Развивайте речь малыша. Хвалите за «звуковые серенады», они предвещают первые слова. Поощряйте появление слов, пытаясь понять закодированный в них смысл, мгновенно откликаясь на просьбы ребёнка. Разговаривая, используйте короткие фразы, обращаясь непосредственно к нему или комментируя свои действия.
Уделяйте внимание речевым играм, расширяя активный и пассивный словарь ребёнка. Играя просите показать части лица и тела у куклы. Стимулируйте речевую активность. Хвалите за правильные ответы, а если малыш не может ответить, не нервничайте, а переключите его внимание, направьте в другое русло.
Рассматривайте яркие картинки в детских книжках. Просите ребёнка показать отдельных персонажей или предметы.
Учите подавать знакомые ему предметы.
Хвалите, когда ребёнок осмысленно называет вас мамой.
Обращайтесь к ребёнку по имени.
Просите ребёнка, чтобы он помогал вам одевать или раздевать себя. Покажите как нужно протянуть вам ручки и ножки. Это развивает необходимые практические навыки.
Не оставляйте просьбы малыша без внимания. Не игнорируйте уловки малыша, показывающие, что он недоволен вами. Разберитесь и погасите негативные проявления.
Десятый месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Расширяйте пассивный словарь малыша: разговаривайте с ребёнком ласковым тоном, неторопливо, жестикулируя, разборчиво, обращённо (по имени).
Учите, чтобы ребёнок происходящее вокруг посредством речи.
Поощряйте все манипуляционные действия малыша руками.
Показывайте как правильно использовать предметы. Давайте возможность наблюдать и копировать ваши действия.
Не запрещайте бросать игрушки на пол и не ругайте за это малыша так он исследует этот предмет.
Обучайте показывать части своего тела и лица, спрашивайте где ручки, ножки, глазки, ушки, голова, животик и т.д.
Поощряйте ползание ребёнка. Ребёнок должен находиться в вашем поле зрения.
Одиннадцатый месяц жизни:
Продолжать осуществлять эмоционально-положительное общение матери и ребёнка.
Продолжайте развивать речь малыша и поощряйте его первые попытки разговаривать. Пытайтесь понять смысл произносимых им, облегчённых слов, не забывая, что они чаще всего обозначают что-то радостное для него. Играйте в речевые игры, показывая разные картинки с животными и имитируя их звуки.
Разговаривая о ребёнке в его присутствии, как можно больше хвалить малыша.
Как можно меньше говорить младенцу «нельзя». Подбадривайте, когда он без конца проверяет и повторяет одно и то же, так он совершенствует своё умение.
Не мешайте делать ему, что он пожелает, если только это не опасно для жизни и здоровья его и окружающих. Показывая предметы, объясняйте, чем они отличаются.
Поощряйте попытки самому стоять, держась за стул. Создайте условия, для общения с другими детьми. Объясняйте, что он не должен бояться посторонних.
Читайте стихи и сказки. Давайте карандаши и краски, учите рисовать.
Двеннадцатый месяц жизни:
Малыш меняется буквально по часам, внезапно отпустивши вашу руку и сделавши первый шаг, ошеломлённый собственным открытием, что вы и он ДВА РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕКА, а не одно целое, как думал раньше, считая вас с ним одним человеком.
Запаситесь терпением и владейте собой, отвлекая ребёнка, переключая его внимание на новые и интересные дела.
Будьте изобретательны. Поощряйте его пробу сил и возможностей. Запомните, что любопытство ненаказуемо, а любознательность тем более!
Не раздражайтесь, когда ребёнок, протестуя, кричит и плачет и тем более не пытайтесь подражать ему в этот момент.
Объясняйте ребёнку причины запрета, в связи с чем ему это нельзя делать. Забудьте про нотации.
Сделайте акцент на поощрении желаемых действий и на ласковых словах.
Материал подготовила
педагог-психолог МБУ ЦППМиСП №7 «Способный ребёнок»
Дубинская Татьяна Владимировна
Источник