- Как развить логическое мышление у ребенка
- Что такое логическое мышление
- Почему важно развивать умение логически мыслить
- Как развивать логическое мышление у ребенка: основные способы
- С какого возраста тренировать логику
- Способы развития логического мышления у дошкольников
- Статьи для р о дителей
- Что такое мышление
- Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
- Как развивать мышление младших школьников
- Разложить картинки на группы
- Собрать конструктор
- Отметить общий признак
- Поиграть в «Слова наоборот»
- Поиграть в «Угадайку»
- Как развивать мышление средних школьников
- Нарисовать эмоции на лице
- Сочинить историю
- Поиграть в «Правду или вымысел»
- Поиграть в «Нереальное действие»
- Нарисовать интеллект-карту
- Как развивать мышление подростков
- Составить список
- Назвать различия
- Придумать название предмету
- Поиграть в «Придумай сценарий»
- Поиграть в «Странные вопросы»
- Как не утомить ребенка постоянным развитием
Как развить логическое мышление у ребенка
Умение мыслить логически – один из тех факторов, которые стали необычайно ценными в современном мире. Этот навык необходим не только для любой профессии, связанной с интеллектуальным трудом, но и для повседневной жизни.
Логическое мышление нужно развивать, оно не присуще человеку от рождения в отличие от многих других видов мыслительных операций. Лучше всего тренировать логику с дошкольного возраста, этот навык пригодится ребенку буквально с первых дней обучения в младшей школе и поможет справляться с высокой учебной нагрузкой.
Содержание:
Что такое логическое мышление
Древнегреческое слово «логика» можно перевести как «способность рассуждать», что как нельзя лучше отражает суть понятия. Человек с развитой логикой мыслит доказательно, рассудительно и непротиворечиво, для этого он использует логические понятия и конструкции.
Развитое логическое мышление позволяет:
- быстро выделять основное в огромном потоке информации;
- находить причинно-следственные связи;
- делать обоснованные умозаключения и обобщения.
Говоря другими словами, логика представляет собой инструмент для четкого формулирования мыслей и принятия взвешенных решений.
Почему важно развивать умение логически мыслить
Логика помогает быстрее обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать вопросы и делать выводы. Это основа успеха в учебе и построении профессиональной карьеры.
Человек с развитым логическим и абстрактным мышлением шире мыслит. Он способен нестандартно решать сложные задачи и предлагать варианты, которых не видят остальные. Логика подразумевать гибкость и пластичность ума. В век стремительно меняющихся технологий умственные навыки помогают всегда оставаться в тренде и быстро осваивать новые компетенции.
Навыки логического мышления нужны каждому человеку независимо от рода его занятий. На нас со всех сторон наваливаются огромные потоки противоречивой информации, разобраться в истинности и ложности суждений и мнений может только тот, кто умеет оперировать логическими конструкциями.
Как развивать логическое мышление у ребенка: основные способы
Для развития логического мышления у детей дошкольного и школьного возраста используют разные способы:
- задачи на логику;
- настольные игры;
- интеллектуальные игры;
- игры с конструктором.
Логические задачи – самый простой способ развития логики, который можно использовать в любом возрасте. Многие из них были придуманы еще во времена Древней Греции, но до сих пор остаются актуальными. Найти логические задачки, загадки, ребусы и головоломки для разного возраста можно в интернете.
Классическое упражнение на логику – поиск общего. Предложите ребенку найти общие черты между двумя предметами. Для начала возьмите что-то элементарное, простое и понятно – к примеру, яблоко и грушу, а дальше усложняйте задания.
Для развития логики полезно играть с ребенком в:
- Ассоциации – назовите любой предмет, попросите ребенка назвать похожий и объяснить свой выбор;
- «Данетки» — загадайте какой-либо объект и попросите малыша отгадать, задавая только вопросы, требующие ответа «да» или «нет»;
- «Верю – Не верю» — произнесите любое утверждение и попросите ребенка ответить, верное оно или нет, обосновав свое мнение.
Среди настольных игр имеется множество занимательных, тренирующих логическое мышление и способность запоминать большие объемы информации. Классический вариант – шахматы, шашки, домино, эрудит, «морской бой». А в магазинах можно найти разнообразные «игры для ума» на любой возраст – от головоломок и пазлов до стратегий.
Конструкторы – отличный способ развития логического и пространственного мышления. Они помогают наглядно усвоить, что такое причинно-следственные связи, учат анализировать последствия принятых решений и работать над ошибками.
В интернете существует немало веб-ресурсов для развития логики у детей. На них собраны разнообразные игровые задания и упражнения разного уровня сложности. За правильные ответы дети получают награды и бонусы, что служит дополнительной мотивацией для занятий.
Развивать логику помогают и многие компьютерные игры. Это не только классические Тетрис и Лайнс, но и Minecraft, Civilization, Portal, Hearthstone и другие. Они открывают огромные возможности для тренировки логического и стратегического мышления.
С какого возраста тренировать логику
Умение мыслить логически начинает формироваться примерно в 2,5-3 года на основе образного мышления. Очень важно с самого начала создавать благоприятные условия для развития логического мышления у ребенка, подбирая для него игры и упражнения в соответствии с возрастом.
Малыши 3-4 лет с удовольствием собирают пазлы, составляют картинки из кубиков, играют с конструктором, разгадывают несложные загадки и головоломки. Дошколятам 5-6 лет можно предлагать более сложные варианты заданий и упражнений.
Тренировка логики в 1-м классе – эффективный способ помочь первокласснику успешно справляться с учебной нагрузкой. Чтобы развить логическое мышление в этом возрасте, отлично подойдет домино, головоломки, загадки, ребусы.
Во 2-3 классах необходимо уделить внимание развитию критического мышления. Важно научить ребенка отличать правду от лжи и вымыслов, анализировать факты и делать выводы. Отлично подходит для этого игры в «Данетки» и «Верю – Не верю», в них можно играть на прогулке или по дороге из школы. Для этого возраста также полезно собирать Лего, играть в интеллектуальные настольные игры, разгадывать ребусы и математические загадки на поиск закономерностей и последовательностей.
В возрасте 10-11 лет детям уже мало обычных логических игр и упражнений. Самое время подключать наборы для физических и химических экспериментов, а также начинать изучать основы программирования с помощью графических языков.
Чем раньше родители начнут развивать логику у ребенка, тем большего эффекта можно будет достичь. В школе ученику с развитым логическим мышлением легче дается учеба, а в будущем эти навыки позволят ему овладеть востребованной специальностью.
Источник
Способы развития логического мышления у дошкольников
Елена Донскова
Способы развития логического мышления у дошкольников
Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но зачастую не могут сосредоточиться и освоить новый материал, небрежно выполняют задания. Почему? Потому, что для успешной подготовки к школе необходимы не только знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.
Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит связывать между собой различные знания, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед ним вопрос.
Все виды логического мышления: — наглядно – действенное; наглядно — образное; логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в которой происходит мышление. Рассуждая, молча, про себя, мы пользуемся сокращённой внутренней речью. В процессе мышления развиваются такие действия, как сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сериация.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения задачи необходимо сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в чём тут хитрость.Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /
Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания способствуют развитию мышления, умения доказывать правильность суждений. Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую, ребёнок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать правильность отгадки.
Например: Три вершинки, три угла,
Три сторонки – вот и я. /Треугольник /
Ребёнку задаются вопросы: «О чём эта загадка. Почему ты так думаешь. Какой треугольник может быть отгадкой. Ребёнок приходит к выводу: «Отгадкой может быть любой треугольник.»
Например: Ножек четыре, а шляпка одна.
Нужен, коль станет обедать семья. /Стол/
В ходе рассуждений детям задаётся провокационный вопрос: «А может это про стул». Тем самым развиваем умение доказывать правильность отгадки.
Наиболее эффективным пособием для развития логического мышления логические блоки Дьенеша. Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине). В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект,а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине, и затем весь комплект фигур.
Особое место в развивающих играх занимают игры – головоломки. Сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.
Игры –головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», и т. д., все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей.Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.
Каждая игра имеет свой комплект элементов и обладает только ей присущими возможностями. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта.
Игры – головоломки способствуют развитию у детей аналитико-синтезирующей и планирующей деятельности, совершенствованию сенсорики, развитию творческого мышления, нравственно – волевых качеств личности.
Используемые в работе с детьми развивающие игры Никитина Б. П. «Кубики для всех», «Сложи узор», игры Воскобовича «Волшебный квадрат», «Льдинки», «Прозрачные цифры», и т. д., способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, творчества. Игровой сюжет включающий в себя задания и упражнения, позволяет найти значимый для детей мотив поиска. Это может быть спасение героя или расколдовать принцессу и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста интересны логические игры на передвижение, перестановку.Эти игры обладают некоторыми особенностями: наличием игрового поля, игровых действий, фишек и конечного результата – выигрыша или проигрыша.К ним относятся: «Встречный ход», «Смена позиций», «Шашки», «Шахматы», «Логические цепочки» и т. д.
Непременным условием развитием логического мышления у детей – это активная позиция взрослого, системность обучения, доступность игрового материала, учёт возрастных особенностей, руководство детской деятельностью, стимулирование активности, инициативы, похвала, поощрение.
Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением легко «вписываются» в школьный коллектив, умеют мыслить оригинально, уверены в себе, активны и жизнерадостны.
Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.
Развитие мелкой моторики дошкольников Данная презентация содержит перечень упражнений и игр для развития мелкой моторики дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей.
Источник
Статьи для р о дителей
О чем эта статья:
Что такое мышление
Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.
Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.
Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?
Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).
Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!
Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.
Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.
Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.
Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:
- Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
- Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
- Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
- Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Как развивать мышление младших школьников
Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
- огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
- мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
- береза, дуб, сосна — деревья.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (смелость — трусость);
- прилагательные (смешной — грустный);
- глаголы (открыл — закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
- цифры, стрелки — часы;
- уши, хвост, хобот — слон;
- буквы, картинки, бумага — книга.
Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.
Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.
Как развивать мышление средних школьников
Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот. ». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
Как не утомить ребенка постоянным развитием
Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.
старший методист Skysmart English Content
«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:
Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».
Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.
Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.
Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».
Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.
Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!
Источник