Способы развития логического мышления детей

Как развивать логическое мышление дошкольника

Пышненко Виктория Петровна
Как развивать логическое мышление дошкольника

Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что родители, обучая его умениям и навыкам – чтению, счету, иногда даже письму, часто забывают о необходимости развивать способности, и, прежде всего, – логическое мышление. В процессе обучения, особенно по развивающим программам, младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Не имеющему развитого логического мышления первокласснику будет довольно сложно втянуться в учебный процесс.

Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет – в этом возрасте ребенка учат пониманию простейших причинно-следственных связей. Для обучения можно использовать карточки с изображением различных сюжетов – по ним описывают ситуацию или задают вопросы. У ребенка спрашивают, чем занимаются нарисованные на картинке люди, что они делали раньше, и что будут делать позже. Например, на рисунке – девочка с мамой, в руках у них покупки, значит, они идут из магазина; в сумке – продукты, значит, мама будет готовить обед. Либо – на картинке мальчик, прячущийся от дождя под деревом, он не может выйти из-под него, потому, что забыл дома зонт. Когда дождь закончится, мальчик пойдет дальше. Можно поиграть с малышом в игру «Придумай окончание фразы» («Днем на улице светло, а ночью? Утром солнце всходит, а вечером?»).

С ребенком 3-4 лет, усвоившим названия основных цветов и геометрических фигур, можно поиграть в игру «Угадай предмет», используя описание не только его свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте ребенка учат сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия (малышу проще сначала определить, чем предметы отличаются друг от друга, а уже затем искать в них сходные черты). Можно также предложить ему выбрать из группы один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом необходимо четко задавать критерий поисков («такой же твердый», либо «такого же цвета»). Малыши этого возраста охотно выполняют задания по сортировке предметов на две группы, опираясь на один признак, заданный взрослым, – цвет, форму, размер и т. д.

В развитии логики младших дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. В этом возрасте для него используют простейшие деревянные или пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, цилиндров, конусов. Малышу вполне по силам складывать мозаику из крупных деталей.

Для развития логики ребенка 5-6 лет используются более сложные задания – например, выстроить ряд по возрастающему или убывающему признаку. Для этого можно использовать, к примеру, матрешек, либо баночки с окрашенной водой разной интенсивности цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используются задания на сортировку уже по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора («три треугольника, один квадрат – он лишний»). От сравнения отдельных предметов в этом возрасте переходят к сравнению их групп, обучая детей выделению общих свойств для каждой из них («справа – все зеленые, слева – синие»). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других. Давая задания на классификацию ребенку, достигшему шести лет, ему предлагают выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, фрукты, овощи). Цифры изучают, связывая количество предметов с их обозначением. Для этого пригодятся детское домино, игра «Найди половинку», которую можно самостоятельно сделать из плотного картона. Для нее используют карточки,разрезанные пополам: на одной половинке – цифра, на другой – группа предметов. Подсказкой ребенку служат формы разрезов, которые должны совпасть.

Читайте также:  Бешбармак способ приготовления со свининой

Логика детей 5-6 лет лучше всего формируется в рамках математических понятий, однако занятия по развитию речи тоже очень важны. Дети этого возраста способны усвоить более сложные причинно-следственные связи. С ребенком можно обсуждать увиденное или прочитанное, предоставляя ему возможность самому сделать выводы.Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести? Детей учат мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений,например: что будет, если преградить путь ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить в таз с водой камешек – он будет плавать, или утонет? А комочек ваты? Такие логические задания учат ребенка предвидеть результаты своих действий.

Навыки конструирования у старшего дошкольника уже развиты намного лучше: ему вполне по силам соорудить движущиеся модели. Для детей этого возраста можно приобретать различные пластмассовые или металлические конструкторы с большим количеством деталей, сборные деревянные игрушки. Ребенок старшего дошкольного возраста может, опираясь на помощь взрослых, собирать из частей большие изображения («пазлы»).

Для развития логического мышления дошкольника разработано множество пособий, которые можно приобрести в специализированных магазинах либо через Интернет – это и всем известные кубики Никитина, и палочки Кюизенера с альбомами к ним, и разнообразные логические блоки Дьенеша. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное,о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

«Как развивать у детей 4–5 лет представления о величине». Консультация для родителей Величина — это такое качество предметов, по которому они сравниваются друг с другом. Зачем нужны знания о величине? С одной стороны знания.

Детские интересы, как их развивать Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его.

Игры на логическое мышление «Собери картинку» Показываю детям игрушку (самолёт, цыплёнок, кукла, медвежонок, машинка и т. п. и предлагаю составить такую же из имеющихся.

Как развивать фонематический слух у детей Что такое фонематический слух и как его развивать?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то.

Как развивать интерес к чтению В наше время у детей есть все, что они пожелают. Некоторые родители покупают планшеты раньше, чем ребенок научился говорить. Вместо того,.

Как развивать в ребёнке уверенность в себе Многие родители задают вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать.

Читайте также:  Мексидол способ приема таблеток

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Консультация для родителей. Как развивать речь ребенка КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? «Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Источник

Способы развития логического мышления у дошкольников

Елена Донскова
Способы развития логического мышления у дошкольников

Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но зачастую не могут сосредоточиться и освоить новый материал, небрежно выполняют задания. Почему? Потому, что для успешной подготовки к школе необходимы не только знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.

Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит связывать между собой различные знания, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед ним вопрос.

Все виды логического мышления: — наглядно – действенное; наглядно — образное; логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в которой происходит мышление. Рассуждая, молча, про себя, мы пользуемся сокращённой внутренней речью. В процессе мышления развиваются такие действия, как сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сериация.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения задачи необходимо сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в чём тут хитрость.Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания способствуют развитию мышления, умения доказывать правильность суждений. Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую, ребёнок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать правильность отгадки.

Например: Три вершинки, три угла,

Три сторонки – вот и я. /Треугольник /

Ребёнку задаются вопросы: «О чём эта загадка. Почему ты так думаешь. Какой треугольник может быть отгадкой. Ребёнок приходит к выводу: «Отгадкой может быть любой треугольник.»

Читайте также:  Дрожжи питаются сахаром способ питания

Например: Ножек четыре, а шляпка одна.

Нужен, коль станет обедать семья. /Стол/

В ходе рассуждений детям задаётся провокационный вопрос: «А может это про стул». Тем самым развиваем умение доказывать правильность отгадки.

Наиболее эффективным пособием для развития логического мышления логические блоки Дьенеша. Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине). В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект,а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине, и затем весь комплект фигур.

Особое место в развивающих играх занимают игры – головоломки. Сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.

Игры –головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», и т. д., все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей.Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Каждая игра имеет свой комплект элементов и обладает только ей присущими возможностями. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта.

Игры – головоломки способствуют развитию у детей аналитико-синтезирующей и планирующей деятельности, совершенствованию сенсорики, развитию творческого мышления, нравственно – волевых качеств личности.

Используемые в работе с детьми развивающие игры Никитина Б. П. «Кубики для всех», «Сложи узор», игры Воскобовича «Волшебный квадрат», «Льдинки», «Прозрачные цифры», и т. д., способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, творчества. Игровой сюжет включающий в себя задания и упражнения, позволяет найти значимый для детей мотив поиска. Это может быть спасение героя или расколдовать принцессу и т. д.

Детям старшего дошкольного возраста интересны логические игры на передвижение, перестановку.Эти игры обладают некоторыми особенностями: наличием игрового поля, игровых действий, фишек и конечного результата – выигрыша или проигрыша.К ним относятся: «Встречный ход», «Смена позиций», «Шашки», «Шахматы», «Логические цепочки» и т. д.

Непременным условием развитием логического мышления у детей – это активная позиция взрослого, системность обучения, доступность игрового материала, учёт возрастных особенностей, руководство детской деятельностью, стимулирование активности, инициативы, похвала, поощрение.

Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением легко «вписываются» в школьный коллектив, умеют мыслить оригинально, уверены в себе, активны и жизнерадостны.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Развитие мелкой моторики дошкольников Данная презентация содержит перечень упражнений и игр для развития мелкой моторики дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей.

Источник

Оцените статью
Разные способы