- Сам себе руководитель: как развивать в себе лидерские качества
- Любовь Карась
- Определенный набор внутренних качеств позволяет человеку стать лидером в первую очередь для самого себя вне зависимости от его социального статуса и должности. Способность управлять собой, амбициозность, целеустремленность, умение быстро принимать решения и другие компетенции являются предпосылками к развитию лидерского потенциала. Так, сотрудник может стать ориентиром для окружающих и повести за собой других. И прежде чем занять лидирующую позицию, необходимо развивать внутреннее лидерство, иначе команда будет воспринимать руководителя лишь формально. Т&P рассказывают о лидерских качествах и способах их развития.
- Концепция внутреннего лидерства
- Какими качествами и навыками обладает лидер
- Что еще необходимо для развития внутреннего лидерства?
- Знать себя
- Привносить изменения
- Брать на себя ответственность
- Какими качествами и компетенциями нужно обладать для развития внутреннего лидерства:
- Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать
- Способ № 1. Научиться успешной коммуникации
- Способ № 2. Достойно держать удар
- Способ № 3. Активные действия
- Способ № 4. Правильно относиться к своей команде
- Способ № 5. Отмечать собственные успехи
- Как выявить скрытых лидеров и развить их способности
Сам себе руководитель: как развивать в себе лидерские качества
Любовь Карась
Определенный набор внутренних качеств позволяет человеку стать лидером в первую очередь для самого себя вне зависимости от его социального статуса и должности. Способность управлять собой, амбициозность, целеустремленность, умение быстро принимать решения и другие компетенции являются предпосылками к развитию лидерского потенциала. Так, сотрудник может стать ориентиром для окружающих и повести за собой других. И прежде чем занять лидирующую позицию, необходимо развивать внутреннее лидерство, иначе команда будет воспринимать руководителя лишь формально. Т&P рассказывают о лидерских качествах и способах их развития.
Концепция внутреннего лидерства
Вопрос о том, рождаются лидерами или становятся, рассматривался в психологии через теории лидерства. Сторонники харизматической концепции верили в то, что человеку с рождения дается некоторая «харизма», благодаря которой он и становится лидером. Однако сторонники интерактивной теории уверены в том, что харизма — далеко не решающий фактор, и лидером может стать каждый, если будет обладать определенными качествами и компетенциями . Кроме того, лидерство подразумевает не просто определенное положение в обществе, а процесс вовлечения других людей в общую деятельность.
Человек может занимать руководящую должность, но при этом команда не будет видеть в нем лидера и не станет следовать за ним
В психологии выделяют три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Они отличаются методами взаимодействия с подчиненными и степенью вовлечения их в процессы. Однако вне зависимости от этих типов лидер должен обладать одной из главных компетенций — уметь принимать решения .
Американский предприниматель Кевин Кэшман несколько лет занимался executive coaching в крупных компаниях и написал книгу «Leadership from the Inside Out», в которой рассказал о том, как укрепить в себе внутреннего лидера.
Концепция внутреннего лидерства предполагает, что сотрудник вне зависимости от своей должности благодаря лидерскому потенциалу способен вести за собой других и вносить изменения, способствующие развитию проекта.
Автор выделил семь областей, в которых необходимо развиваться лидеру:
Самопознание. Человек стремится к пониманию себя, своих сильных и слабых сторон, он знает, как будет реагировать в определенных ситуациях, благодаря чему способен контролировать собственное поведение.
Целеполагание. Необходимо не просто понимать, что вы хотите, но и четко формулировать это и соотносить с возможностями в текущей ситуации.
Управление изменениями. Быстро меняющийся мир стремится диктовать свои правила, которым приходится следовать. Задача лидера — принять эти изменения и в то же время взять ситуацию под контроль, адаптируясь под новые реалии.
Межличностные отношения. Умение выстраивать доверительные отношения с окружающими позволяет лидеру вести других за собой.
Бытие. В рамках этого пункта Кэшман подразумевает следующее: человек понимает, в какой системе координат он живет, соотносит понятия материального и духовного с собой.
Нахождение равновесия. К равновесию можно отнести и внутреннее гармоничное состояние, и умение находить альтернативы и золотую середину.
Умение действовать. Принять решение и построить план недостаточно, его необходимо реализовать и при этом быть готовым корректировать его в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Критики классических представлений о лидерстве, согласно которым лидера определяли не его внутренние качества, а положение и отношения в социуме, Роналд Фишер и Алан Шарп написали книгу «Опосредованное лидерство». В ней авторы развивают идею того, что для выполнения функций лидера далеко не всегда нужно формально занимать соответствующую руководящую должность . Поэтому важна не позиция, а характер и результат деятельности. Создатели концепции перечислили навыки, необходимые для осуществления опосредованного лидерства:
четкое формулирование целей и результатов;
выработка видения перспективы для развития;
освоение новых форм обучения.
Какими качествами и навыками обладает лидер
По мнению Ларса Судмаана, руководителя, инструктора по лидерству, инновациям и коммуникациям для глобальных корпораций, успех лидера зависит от его способности управлять самим собой и работать над своим состоянием .
«Научитесь управлять собой, прежде чем управлять другими», — утверждает Ларс Судмаан
В статьях, опубликованных в Harvard Business Review, Дэниел Голман, американский психолог, писатель, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ» утверждал, что эффективность лидерства во многом зависит от степени развития эмоционального интеллекта . если вы не занимаете руководящую должность, эти компетенции необходимы . Благодаря им вы можете стать лидером для определенной группы людей, которые будут учитывать ваше мнение и поддерживать идеи и решения.
Согласно концепции эмоционального интеллекта Гоулмана, можно выделить пять компонентов эмоционального интеллекта:
Самосознание. Способность понимать свое нынешнее состояние, предсказывать реакции, понимать, как восполнить свои ресурсы и снизить стресс.
Управление своими эмоциями и реакциями. Способность контролировать свое настроение и не распространять свои проблемы на других.
Мотивация. Энергичность и настойчивость в достижении поставленных целей.
Эмпатия. Понимание эмоциональных состояний людей, с которыми вы взаимодействуете.
Социальные навыки. Способность устанавливать доверительные и долгосрочные отношения, учитывая при этом психологический аспект.
Что еще необходимо для развития внутреннего лидерства?
Знать себя
Прежде чем вы сможете вести за собой, вы должны научиться признавать свои сильные и слабые стороны. С этим пониманием приходит уверенность, которая является ключевой чертой лидеров. Так, вы точно знаете, какие задачи точно сможете довести до конца, а какие лучше делегировать. Зная о своих недостатках, вы можете выстроить свою траекторию развития соответствующих навыков .
Составьте список своих сильных и слабых сторон. Решите, что вам помогает достичь поставленных целей, а что, наоборот, препятствует. Определите компетенции, над которыми необходимо поработать в первую очередь.
Привносить изменения
Развитие невозможно без изменений и внедрения инноваций. Поэтому лидер должен генерировать и впоследствии реализовать вместе с командой новые идеи, что ценят работодатели сегодня. Для этого необходимо развивать креативное и критическое мышление. Первое помогает подвергнуть сомнению существующие схемы работы, а второе — подумать над тем, как их можно улучшить .
Составьте список ваших обычных задач. Какие из них можно выполнять эффективнее и при этом тратить меньше ресурсов? Какими способами это можно достичь?
Подумайте над тем, какие изменения вы бы хотели видеть в компании и что может им способствовать.
Брать на себя ответственность
Лидер умеет брать ответственность не только за себя, но и за других. Прежде чем предложить идею, принять решение и изменить что-либо — вы берете за это ответственность. Убедитесь в том, что вы действительно сможете реализовать свою идею и довести ее до конца .
Какими качествами и компетенциями нужно обладать для развития внутреннего лидерства:
целеустремленность и амбициозность;
генерирование инновационных идей и их реализация;
развитый эмоциональный интеллект;
активность и инициативность;
убеждение и ведение переговоров;
умение мотивировать других;
способность выстраивать доверительные отношения.
Источник
Развитие лидерского потенциала: 5 способов, которые помогут это сделать
Истинный лидер должен быть настоящим примером для окружающих, способным вдохновить, придать сил, указать верное направление. Некоторые считают, что лидерскими качествами человек должен обладать с рождения. Однако на самом деле эти свойства характера поддаются тренировке. Тем, кто мечтает стать «номером 1» в своем деле, будет полезно освоить стратегии, которые позволяют это сделать.
Способ № 1. Научиться успешной коммуникации
Очень немногие люди действительно умеют общаться с окружающими. Более того, есть те, кто мечтают стать лидерами, и при этом на ровном месте способны устроить ссору, конфликт. Не умея правильно взаимодействовать с другими, невозможно занять ведущую позицию.
Но каким образом можно оставаться в гармонии с собой, если внешнее окружение провоцирует на конфликт? Настоящий лидер не станет усугублять ситуацию. В ответ на оскорбление он не промолчит, но в то же время не станет усугублять ситуацию. Если кто-то назовет его неудачником, он скажет: «Что ж, наверное, вы правы — так и есть!». А затем снова приступит к своим делам.
Способ № 2. Достойно держать удар
Истинный лидер не станет сходить с ума от каждой неудачи. Выдержка — одно из главных качеств тех, кто всегда впереди. Быть первым в разы сложнее, чем плестись в задних рядах, и на пути к своему успеху придется пережить немало падений. Если человек из-за каждой неудачи срывается, то вскоре ему придется позабыть не только о первенстве в своей сфере, но и о простом психическом благополучии. Да, утрату самообладания еще нельзя назвать нервным срывом. Однако частые истерики из-за неудач настолько способны расшатать душевное равновесие, что справиться с трудностями без серьезной помощи уже станет невозможно. Поэтому один из важнейших навыков настоящего лидера — это развитые навыки самоконтроля.
Способ № 3. Активные действия
Ведущий — это тот, кто никогда не станет сидеть сложа руки. Чем именно заняться? Любым делом, которое на данный момент кажется правильным. Лидер — это тот человек, который берется за большие и важные проекты, у других людей вызывающие недоумение или даже страх. Дело в том, что ведущий не испытывает тревоги по поводу того, что он может не справиться. Он просто разбивает большие задачи на удобоваримые этапы. Проходя каждую из ступеней, в конечном счете он добивается успеха.
Способ № 4. Правильно относиться к своей команде
Не существует лидера без той группы, которую он возглавляет. Чтобы реализовать лидерский потенциал, работая в команде, полезно:
- Как можно чаще хвалить членов группы. Это позволит добиться успеха и им, и вам.
- Воспитывать лидеров внутри команды. Члены вашей группы должны сами уметь быть лидерами, управлять собой и происходящими процессами в ваше отсутствие.
- Указывать на ошибки только тет-а-тет. Если критиковать человека прилюдно, в итоге это приведет к негодованию, выставит вас в плохом свете.
- Высказываться о других людях в позитивном ключе. Возможно, у них пока что нет положительных качеств, которые нужны для работы команды. Но если уделять внимание тому хорошему, что уже есть в членах вашей группы, то вскоре эти качества начнут развиваться.
Способ № 5. Отмечать собственные успехи
Высокая самооценка — одно из важнейших качеств настоящего лидера. Даже если сегодня выдался отвратительный день, вечером обязательно запишите три своих достижения или положительных события. Это позволит развить позитивное мышление — один из важнейших факторов на пути к лидерству.
Источник
Как выявить скрытых лидеров и развить их способности
Почему работники не реализуют свои лидерские способности?Какими способами можно выявить скрытых лидеров? Как развить лидерские качества у сотрудников?
Почти в любом коллективе есть сотрудники, которые обладают лидерскими задатками, но по каким-то причинам не проявляют свои способности или просто не догадываются о них. Знать, кто из работников является потенциальным лидером, необходимо. Во-первых, если в компании есть нереализованные лидеры, то они нередко начинают оказывать деструктивное влияние на коллектив. Во-вторых, сотрудников с лидерским потенциалом можно будет включить в кадровый резерв, назначить руководителями проектов, поручить решение организационных вопросов или же использовать их способности для создания команды. Но для положительного эффекта одного знания, кто скрытый лидер, недостаточно. Нужно развивать лидерские способности сотрудников.
Почему работники не реализуют лидерские способности
Для начала давайте определимся, что мы будем понимать под скрытыми лидерами. Не стоит путать их с неформальными лидерами. Последние знают о своих способностях и проявляют их в коллективе. Они официально не имеют руководящей должности, но благодаря своим личным качествам, поведению занимают особое положение. Знать, кто неформальный лидер, также необходимо, потому что такой сотрудник может привлечь коллег как к новому проекту, так и к саботажу решений руководства. Но, как правило, выявить таких сотрудников просто, их сразу видно в коллективе. Кстати, эксперты не рекомендуют переводить неформального лидера в формальный статус. Это не всегда эффективно. Новая роль может изменить человека, и он потеряет уважение в коллективе, либо коллеги не будут воспринимать его как руководителя.
Скрытые лидеры – сотрудники, которые имеют лидерский потенциал, но не знают этого или не проявляют его. Например, человек никогда не выделяется из общей массы, но стоит ему что-то предложить, на что-то намекнуть, как все вокруг уже загораются этой идеей, одобряют ее и поддерживают. Или же сотрудник в больших группах берет роль подчиненного, но активизируется в определенных ситуациях, в которых имеет преимущества по сравнению с остальными. После того как мы определились, кто такие скрытые лидеры, давайте разберем, что мешает им реализовать свой потенциал. Как отмечают многие эксперты, прежде всего, это страх быть нестандартными, не вписаться в социальные рамки и представления, принять необычное решение, а также боязнь взять на себя ответственность. Кроме этого, многие думают, что, проявляя лидерские качества, они могут перейти кому-либо дорогу или «влезть не в свое дело». Часто в мужском коллективе женщины не проявляют себя, оставляя роль лидера мужчине. Еще одна причина – наличие в коллективе более сильного лидера или нежелание именно в этой компании проявлять свой потенциал.
Какими способами можно выявить скрытых лидеров?
Есть несколько способов для того, чтобы распознать лидерские качества в человеке.
Специальные тесты. Сейчас огромное количество тестов на выявление лидерских способностей можно найти в Интернете или заказать их разработку именно для вашей компании.
Ролевые игры. Они должны отражать ситуации, когда сотрудникам необходимо будет самостоятельно принимать решения в сложных условиях, брать ответственность на себя, проявлять организаторские способности, показывать умение войти в положение другого, проявить эмпатию и т. п. Но обратите внимание, что такой метод имеет и свои недостатки, потому что проявлять себя в условиях игры и в реальной ситуации человек может по-разному.
Наблюдение. Как правило, обращают внимание на две характеристики: вербальные (смысловая и логическая составляющие речи) и невербальные сигналы (жесты, позы, мимика, бессознательные реакции). Но так как лидеры не всегда бывают общительны, по невербальным признакам надежнее выявлять степень доминирования человека. Кроме этого, для оценки лидерского потенциала могут использоваться ситуационное или кейс-интервью с помощью проективных вопросов, метод «три плюса и три минуса». Оцениваются, прежде всего, такие лидерские компетенции: готовность взять на себя ответственность, позитивное отношение к людям, обучаемость, умение и готовность вдохновлять, отстаивать свою точку зрения, принимать непопулярные решения.
Способы развития лидерских качеств
Все мероприятия по формированию лидерских качеств у сотрудников направлены на то, чтобы убрать страх перед ответственностью и повысить уверенность в своих силах, развить умение быстро принимать решения, разжечь интерес ко всему новому. Базой в подготовке лидеров являются тренинги и в первую очередь коммуникативные. Также эффективны тренинги с четко сформулированной задачей (повышение сплоченности, реализация творческого потенциала, формирование и развитие лидерских умений и навыков).
Не менее важны командообразующие тренинги, где очень явно могут проявляться лидерские качества у тех специалистов, которые в будущем смогут поднять за собой команду.
Не бойтесь включать в команду более трех человек с лидерскими качествами. Чем больше таких сотрудников в команде, тем эффективнее ее работа. При грамотной организации рабочего процесса и распределении ответственности среди лидеров команда приобретает мощный потенциал для достижения любой цели.
Доказали свою эффективность и корпоративные программы развития лидеров. Как правило, в них входят развивающие мероприятия, направленные на личностное развитие лидера, аудит личностных ценностей и укрепление ценностных ориентаций, специальные учебные курсы, интенсивное общение с успешными лидерами – носителями передовых ценностей и др.
О программах по развитию лидерства подробнее читайте здесь – http://www.kdelo.ru/art/67435-budushchie-kapitany-ili-dlya-chego-nujny-programmy-po-razvitiyu-liderstva.
К другим способам развития лидерского потенциала можно отнести корпоративные программы развития профессиональных и лидерских компетенций, тренинги (коммуникативные, психологические, командообразующие и т. п.). Также помогут создать условия для развития лидерского потенциала специальные проекты (многофункциональные, региональные), ротация (организационная и территориальная), стажировки и курсы по саморазвитию (деловое общение, лидерство, ораторское искусство, навыки управления личным временем, принятия решений и т. д.).
Источник