Способы развития лидерских качеств у подростков

Развитие лидерских способностей у подростков.

Развитие лидерских способностей. Проблема лидерства.

Развитие лидерских качеств у детей начинается с 1,5 – 2 лет.

Развитие лидерских качеств у детей дошкольного возраста ориентировано, в первую очередь, на укрепление таких критериев, как:
— справедливость;
— ответственность;
— преодоление жизненных трудностей;
— формирование цели и достижение ее;
— чувство коллективизма и взаимопомощи, т.д.

Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную игрушку . Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.

Теория (ролик, сообщение, проблема, ситуации, программы развития)

Давайте немного отвлечёмся от серьёзных размышлений. Хочу вам показать одну игру, она называется«Большая семейная фотография». Кстати, её можно провести в компании друзей, знакомых и родственников, совместив развлечение с изучением характеров людей. Приглашаю группу желающих поучаствовать в этой игре прямо сейчас. Итак, перед игрой нужно обратиться к играющим с такими словами: «Вы все большая семья. Представьте, что сегодня к вам пришёл фотограф, чтобы сделать общее фото. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым в семье выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких объяснений давать не надо. Нужно включить негромкую, приятную музыку и понаблюдать за этой занимательной картиной! А когда ваша «семья» займёт места перед воображаемым объективом фотографа, можно сделать замечательные снимки, и не воображаемые, а вполне реальные!

(Группа детей выполняет условие игры: распределяют роли, усаживаются на стулья, занимают места).

Ученики 9 класса: А как же эта игра связана с выявлением лидеров?

Учитель: Всё довольно просто. Давайте вспомним, как шло распределение ролей. Кто взял на себя инициативу первым и попросил главные роли? Кто активно искал лучшее «место под солнцем», а кто стоял в стороне, дожидаясь, когда улягутся страсти с рассаживанием? Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Во время такой игры очень интересно наблюдать за распределением ролей, активностью или, наоборот, пассивностью в выборе месторасположения. Если такая игра проводится среди детей (не только в классе, но и в детском лагере, на вечеринке), то она может открыть новых лидеров и показать, кто кому наиболее или наименее симпатичен в данной группе. Кстати, что необычного вам удалось заметить в ходе нашей игры? Всё было привычно, предсказуемо или некоторые играющие повели себя по-новому? (Дети делятся своими наблюдениями).

С чего начать развитие лидерских качеств?

Первый этап – анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.

Второй этап – необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.

Третий этап – сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.

Барьеры развития лидерских качеств:

Расплывчатость и туманность поставленных целей.

Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений.

Боязнь новых ситуаций.

Боязнь уязвимости. Часто человек стремится избегать ситуаций, потенциально причиняющих боль, приводящих к испугу либо неудобству.

Поведение и ожидание окружающих. Повышение личной эффективности предполагает достижения и успехи, изменения приоритетов, возможность зависти либо враждебности других людей.

Неверие в свои силы. Недостаточные навыки и умения. Людям порой недостаточно новых навыков либо идей, которые нужны для своего развития. Они начинают изучать мемуары либо биографии известных личностей с уверенностью – эта информация становится надежнейшим вариантом для превращения в лидера. Но такое утверждение ошибочно, ведь у тех людей были другие жизненные обстоятельства и условия.

Описание: Способ производства некоторого количества креативных идей группой, которая выдвигает предложения для их дальнейшей оценки. Разделите участников на группы по 4-6 человек. Задайте тему для мозгового штурма. Примеры:

Сообщество дошкольников, каким бы большим или малым оно ни было, организованным (группа детского сада) или стихийно возникающим (дворовая, домашняя группа), развивается и оказывает свое влияние по тем же закономерностям и нормам, что и коллективы школьников, взрослых. Однако это не отрицает специфику их проявления и механизм взаимодействия личности с группой. Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие — менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин «лидерство» достаточно трудно приложить к группе детского сада.

Читайте также:  Способы статистического наблюдения выборочное

Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

В связи с этим особую важность приобретает формирование лидерских качеств у дошкольников, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскроется в школьный период. Поэтому педагоги нашего детского сада поставили перед собой цель создания условий для раскрытия у детей лидерских качеств.

Для развития лидерских качеств мы используем игровую, спортивную, сюжетно- ролевую и художественно-эстетическую деятельность в целях копирования и тренировки лидерского поведения на основе повторения показанного образца. Хороший развивающий эффект содержат проблемные ситуации, так как создаваемые проблемы являются источником самореализации ребенка, позволяющим ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной ребенок, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.

Начальным этапом в развитии лидерских качеств в дошкольном возрасте являются спортивные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости, координации движений, точности запоминания и воспроизведения информации. Игры и упражнения, постоянное изменение условий выполнения знакомых упражнений и эстафет используются для обучения детей анализу меняющейся ситуации, побуждают дошкольников решать стандартные двигательные задачи и учитывать меняющиеся условия выполнения физических упражнений.

Взаимосвязь между физкультурно-оздоровительной, воспитательной, нравственной работой, плюс дополнительное образование художественно-эстетической направленности — это залог успеха в развитии лидерских качеств дошкольников.

Источник

Как стать лидером? 3 эффективных упражнения для развития лидерских качеств

Прочитали уйму информации, но так и не нашли ответа на вопрос: «Как стать лидером?» Итак, давайте разберемся, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать.

В статье расскажем:

  1. Кто такой лидер?
  2. Типы лидеров
  3. Какими качествами должен обладать лидер?
  4. Что делает лидер?
  5. Какими навыками и умениями обладает лидер?
  6. Как сформировать и развить лидерские качества?
  7. Советы и рекомендации будущим лидерам
  8. Упражнения для развития лидерских качеств

Кто такой лидер?

Лидер — человек обладающий авторитетом в группе людей, команде, коллективе. Лидер мотивирует коллектив на выполнение задач и достижение определенных результатов, стремится к личному успеху, успеху проекта или группы.

Яркий пример лидерства — Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group. Наталья рассказала нам о своем становлении в роли лидера.

Наталья создала такой отдел, сотрудников которого усиленно переманивали конкуренты на рынке. Наличие в резюме отметки о том, что человек работал в компании, становилось лучшей рекомендацией при устройстве на новую работу.

В сложных, кризисных условиях в компании Наталье удалось удержать команду, сплотить сотрудников (и клиентов) и выживать на протяжении 1,5 лет. Клиенты и сотрудники становились буквально защитниками бренда, потому что Наталья много общалась с ними лично. При отсутствии видения от владельцев бизнеса она придумала модель «маленьких видений», чтобы дать команде представление о том самом будущем, которое было необходимо.

Какие бывают типы лидеров?

Социальные психологи выделяют 3 основных типа лидерства:

  1. Лидер-организатор – активист, организует все мероприятия и помогает разрешить большинство проблем коллектива. Умеет взбодрить и поддержать. Сосредоточен на решении поставленной задачи.
  2. Лидер-борец – готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Не боится рисковать. Берется за сложные проекты, которые некоторым могут показаться неразрешимыми.
  3. Лидер-тиран – властный и авторитетный человек. Очень часто внушает подчиненным чувство повиновения. Его безропотно слушаются и порой даже боятся.

Какими качествами должен обладать лидер?

Сильные стороны лидера заключаются в следующем:

  • Уверенность. Лидер всегда уверен в собственных силах и в критических ситуациях он действует смело и решительно.
  • Харизма. Харизматический лидер способен произвести на окружающих сильное впечатление, обаять и зарядить на успех.
  • Хладнокровие. Умение оставаться хладнокровным в любой ситуации – одно из главных преимуществ лидера.
  • Самообладание. Лидер должен выдерживать перепады настроения и уметь взять себя в руки.
  • Настойчивость. В достижении целей плюсом для лидера является упорство и настойчивость.
  • Решительность. Настоящий лидер должен быть решительным и способным на разумный риск. Сильные качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.
Читайте также:  Волнушки соленые горячим способом рецепт быстрого приготовления

У каждого человека, даже лидера, есть свои слабые стороны. Например, излишняя самокритичность или «мания величия». Главное, вовремя признать свои слабости и начать работать над ними.

Что делает лидер?

Лидер всегда четко видит цель и планирует оптимальные этапы ее достижения. Он анализирует и трезво оценивает текущую ситуацию. Мотивирует, вдохновляет и контролирует команду. Лидер умеет признавать свою вину за неправильные действия. Лидер проводит работу над ошибками и ищет пути их разрешения.

Яркий пример эффективного лидерства — Стив Джобс, основатель компании Apple. Он был жестким и требовательным руководителем. Джобс был одержим стремлением сделать лучшую продукцию и довести ее до совершенства. Он внимательно относился к мельчайшим деталям во всем. Стив Джобс заряжал энтузиазмом окружающих. Создавал атмосферу сплоченности в коллективе, где каждый из подчиненных вносил свой вклад в достижении целей. Он был одним из выдающихся лидеров в мире.

Какими навыками и умениями обладает лидер?

Вот несколько главных умений и навыков лидера:

  1. Умение убеждать и вдохновлять. Оно является одним из ключевых качеств лидера. Лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут достичь любой цели.
  2. Способность принимать решения и нести за них ответственность. К слову, лидер несет ответственность не только за принятие правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.
  3. Навыки постановки и достижения цели. В бесконечной гонке за успехом очень важно разглядеть нужную цель, разработать стратегию и достигнуть результата.
  4. Способность концентрироваться на самом важном. Сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться» на другие задачи — важный навык лидера. Без этого об успехе во всех делах можно забыть.
  5. Умение слушать. Также основа успеха — умение слушать, слышать и взаимодействовать с командой.

Эти навыки необходимы, чтобы стать лидером. Поэтому, старайтесь развить их максимально.

Как сформировать и развить лидерские качества?

Развитие лидерских качеств — долгий и упорный процесс. Он требует постоянной работы и контроля над собой.

Для развития и формирования лидерских качеств нужно придерживаться нескольких правил:

Правило № 1. Ежедневно планируйте свои дела. Самое важное условие в достижении намеченной цели — правильно установить, распределить задачи и время на их реализацию. Тщательно записывайте на бумаге цели, мысли, стратегии. С вечера составляйте подробный план на день и старайтесь придерживаться его.

Правило № 2. Сохраняйте спокойствие. Лидер должен всегда контролировать свои эмоции. В важных делах нельзя рубить с плеча. Нужно стараться сохранять спокойствие и принимать решения обдуманно. Во время стрессовой ситуации старайтесь дышать медленно, делая глубокий вдох и выдох. Успокоились? Теперь можно обдумать решение проблемы.

Правило № 3. Будьте ответственны. Лидер ответственен за правильность постановки и выполнение цели. Поэтому следите за выполнением поставленных задач перед командой.

Правило № 4. Следите за своим имиджем. Привлекательный внешний вид, хорошие манеры, поза — все это играет главную роль, на которой строятся отношения лидера и коллектива. Расправьте плечи, выпрямите спину. Во время разговоров смотрите в глаза собеседнику и будьте спокойны. Следите за внешним видом. Помните, что неопрятный человек с всклокоченными волосами не внушает никакого доверия.

Можно развить перечисленные качества самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам и пройти, например, курсы по имиджу или курсы ораторского мастерства.

Советы и рекомендации будущим лидерам

Очень часто будущий лидер не знает с чего начать свое становление. Отсюда возникает страх, что ничего не получится, и вообще это была плохая затея.

Предлагаем начать путь вашего лидерства с выполнения основных рекомендаций:

  1. Ставьте цели по SMART. Многие терпят неудачи из-за того, что поставили размытую цель и не знают конкретно, чего хотят добиться. Ставьте перед собой точную цель. Продумайте сроки и методы ее реализации. Мысленно представьте результат и запишите его на бумаге.
  2. Не бойтесь выйти из зоны комфорта. Страх перед неизвестным часто мешает сделать первый шаг. Научитесь избавляться от страха. Предположим, вы боитесь выступать перед аудиторией. Поставьте перед собой цель избавиться от этой фобии. Определите, что в этой ситуации сложно для вас и составьте план реализации действия. Например, выступить с небольшой презентацией перед коллегами. Важный атрибут лидера — умение побеждать свои страхи. Успеха можно достичь только путем проб и ошибок, перешагнув через неуверенность, страх перемен и неудач.
  3. Займитесь саморазвитием. Хотите стать непревзойденным лидером? Начните посещать курсы по развитию лидерских качеств, читайте блоги, рассылки успешных людей и перенимайте их опыт. Изучайте иностранный язык и тренируйте память. Расширяйте кругозор.
  4. Чаще выступайте публично. Завоевать доверие и произвести впечатление на окружающих правильной грамотной речью — важный навык лидера. Для развития этих качеств можно посетить курсы ораторского мастерства.

Можно, конечно, не проходить никаких курсов и учиться самостоятельно, но переняв опыт у мастеров своего дела, успеха можно добиться быстрее. Помните, нет ничего невозможного. Главное — ваше желание и упорство.

5 лучших книг для развития лидерских качеств:

  • «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл. Автор ставит под сомнение фразу «Лидерами рождаются, а не становятся». В каждой главе автор раскрывает суть законов лидерства и на примере других показывает, как можно применить их в своей жизни.
  • «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке. Книга написана капитаном атомной подводной лодки. В ней он рассказывает о своем опыте изменения механизма взаимодействия между членами экипажа и преодолении любых преград к заветной цели.
  • «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови. Международный бестселлер для людей, стремящихся развить свой потенциал. Автор рассказывает, что каждый человек может преодолеть любые преграды, самосовершенствуясь и становясь лучшей версией самого себя.
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе», Эрик Бертран. Главная идея автора — прожить всего 7 дней на пределе своих возможностей. В книге он рассказывает об интенсивной программе, которую нужно выполнить, чтобы стать лучшей версией самого себя. После прохождения интенсива многие препятствия покажутся вам пустяком.
  • «Харизма лидера», Радислав Гандапас. Известный в России специалист по лидерству рассказывает в своей книге, как можно развить способность влиять на людей, мотивировать, вдохновлять и увлекать общей целью.
Читайте также:  Лекарство селектра способ применения

3 лучших мотивирующих фильма для лидеров:

  • «Уолл-стрит». В фильме рассказывается о молодом брокере, его ошеломительных взлетах и падениях. Он готов на все, чтобы добиться успеха в карьере. Фильм будет полезен для тех, кто неуверен в себе и боится совершить ошибку. Помните, ошибки закаляют характер.
  • «Гарвардский бомж». Фильм основан на реальных событиях. Героиня, выросшая в семье наркоманов, пытается выбраться с самого дна жизни и у нее это получается. Она находит в себе силы встать и двигаться вперед. Если вам кажется, что ничего не получается и вы на грани отчаяния — посмотрите этот фильм. Возможно, после просмотра, вы измените свою точку зрения и начнете действовать.
  • «В погоне за счастьем». У главного героя жизнь идет под откос. Жена ушла, оставив маленького сына, из квартиры выселили. Он устраивается на работу своей мечты — в трейдинговую компанию. Правда пока стажером. Постоянные недоедания, недосып, ночлег в туалете и бесплатных хостелах. Он все выдержал. Он построил бизнес и стал преуспевающим миллионером. Этот фильм будет полезен для тех, кто утратил веру в победу, столкнувшись с непреодолимыми препятствиями.

Герои этих фильмов не опустили руки. Они боролись за свою судьбу, несмотря на голод, усталость и неудачи. У них есть чему поучиться. В разные периоды жизни, когда кажется, что все потеряно и вы ничего не сможете добиться — пересматривайте эти фильмы. Они помогут справиться с унынием и зарядят мотивацией.

Упражнения для развития лидерских качеств от Натальи Фефиловой, директора по развитию 404 Group

Есть специальные упражнения для развития лидерских качеств:

Упражнение «Мои лидеры» учимся учиться у других

  1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
  2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
  3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
  4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

Упражнение «Моя победа» развитие личностной целостности и мотивации

Вспомните и запишите любую свою победу. Неважно, в чем: игра, учеба, работа. Что-либо, что было с вами и в чем вы были лучше других. Не важен размер этого достижения.

Теперь, попробуйте понять, что именно вы сделали лучше других. Что позволило вам быть лучше. Это может быть умение или знание или понимание какого-то принципа. Запишите.

А теперь представьте себе, что вас спрашивают «как это тебе удалось?» Представьте себе, что объясняете другим, как они могли быть лучше. А теперь представьте себе, всех тех людей в своей стране, на нашей планете, которым вы бы могли помочь улучшить их результаты.

Все! Вы — лидер для определенной части людей. Неважно, как много людей, которым вы могли бы помочь. Главное — вы уже могли стать лидером. И значит вы сможете в будущем.

Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.

Упражнение «Резинка» развитие уверенности

Это довольно известное упражнение, полезное не только лидерам.

Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был успешно сданный экзамен, лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделать лучше других.

Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз, эмоционально ярко переживите его. Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.

На запястье левой руки наденьте медицинскую резинку. Теперь, повторяя вышеописанную технику, почувствовав прилив неуверенности, нужно оттянуть и резко отпустить резинку, «заякорив» болевым ощущением неуверенность. Боль блокирует ее.

Вызвав в себе состояние уверенности, нужно подкрепить их положительной эмоцией, например, выпить чашку любимого кофе или съесть шоколадную конфету.

Достаточно поработать с резинкой месяц-другой и можно будет отказаться и от нее, научившись фиксировать уверенность у себя.

Если вы решили стать лидером во что бы то не стоило — не останавливайтесь на полпути. Идите вперед к своей мечте, используйте описанные нами упражнения и повышайте веру в себя. Успехов вам!

Источник

Оцените статью
Разные способы