- Развитие личностных качеств
- Уровень развития личностных качеств
- Развитие личностных качеств детей
- Факторы развития личностных качеств
- Возраст начала становления личности
- Формирование качеств ребенка
- Развитие личностных качеств учащихся
- Развитие личностно профессиональных качеств
- Главные профессиональные качества
- Этапы формирования личностно профессиональных качеств
- Методы развития личностных качеств
- Самоанализ
- Заключение
- Способы развития личности: 8 стратегий улучшения
- Почему у нас не получается?
- Стратегии развития личности
- 1. Выйти за пределы страха
- 2. Рисковать
- 3. Не зависеть от мнения других людей
- 4. Не останавливаться на достигнутом
- 5. Определить свои ограничивающие убеждения
- 6. Сразиться с демонами прошлого для развития личности
- 7. Отстраниться от результатов усилий
- 8. Перестать искать большую идею
- Заключение
Развитие личностных качеств
Автор: pikacho · Опубликовано 10.04.2016 · Обновлено 29.09.2018
Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.
Уровень развития личностных качеств
Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.
Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.
От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.
Развитие личностных качеств детей
Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.
На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.
Факторы развития личностных качеств
Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:
- активное и уместное применение личных местоимений;
- владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
- способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.
Возраст начала становления личности
Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.
На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.
Формирование качеств ребенка
На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.
Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.
Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».
Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.
Развитие личностных качеств учащихся
Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется.
Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.
Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.
Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.
Развитие личностно профессиональных качеств
С началом активной профессиональной деятельности человек начинает реализовывать не только свои личностные качества, но и профессиональные. Именно от них зависит выбор сферы деятельности и успешная реализация себя как специалиста. Большую часть своей жизни человек проводит на работе и с этой стороной жизни связаны многие ожидания и стремления.
Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.
Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.
Главные профессиональные качества
Самыми главными качествами являются:
- умение работать одной командой с коллективом;
- быстрая обучаемость и гибкость;
- инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
- способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение отстоять и аргументировать своё мнение;
- скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
- умение точно следовать должностным инструкциям;
- коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Этапы формирования личностно профессиональных качеств
Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.
Методы развития личностных качеств
Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.
Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств.
Самоанализ
Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.
Заключение
Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху. Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его.
Источник
Способы развития личности: 8 стратегий улучшения
В жизни наступает момент, когда вы чувствуете, что готовы перейти на следующий уровень и начинаете искать подходящие способы развития личности. Вы чувствуете, что уроки прошлого сослужили вам хорошую службу, они сделали вас сильнее и мудрее.
И даже если в жизни дела идут хорошо, вы все равно хотите сделать следующий шаг. Независимо от того карьера это или ваш личностный рост, в конечном итоге, вы хотели бы выйти за рамки своих нынешних ограничений.
Итак, давайте предположим, что вы решили перейти на следующий уровень развития, остается один вопрос: как это сделать?
В этой статье мы предложим вам восемь удивительных стратегий, которые помогут вам сделать шаг вперед и рассмотрим условия и способы развития личности.
Но для начала давайте разберемся, зачем нам вообще развиваться, ставить цели и достигать их?
Почему у нас не получается?
Инициировать прогресс в жизни может быть довольно сложно. Это особенно верно, когда мы достигаем определенного успеха. В нашем стремлении к совершенству мы часто попадаем в эту ловушку и нам кажется, что мы не можем идти дальше.
Независимо от того, что мы делаем, создается впечатление, что мы застряли на этом уровне на всю оставшуюся жизнь. Более того, может показаться, что мы достигли самого высокого уровня из возможных, даже если когда-то мы намеревались пройти гораздо дальше.
Чувство застоя может быть опасным. Из-за того, что нам кажется будто нет никакого прогресса, у нас совсем может пропасть желание развиваться. Это замкнутый круг, который порождает множество ограничений и вредных привычек. Они заставляют нас удовлетворяться тем, что есть. В конечном итоге, это самодовольство ограничивает наш прогресс, порой мы даже не знаем, в чем заключается развитие личности.
Способы развития личности
“Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным”.
К счастью, ничего не потеряно. Даже если вы чувствуете себя обескураженным в данный момент, с помощью небольших, но эффективных корректировок можно достичь новых высот. Все, что нужно, это смелость и стремление к большему.
Давайте разрушим стены посредственности. Вот что можно для этого сделать.
Стратегии развития личности
Итак, вот 8 эффективных способов выйти на новый уровень:
1. Выйти за пределы страха
Страх мешает нам и ограничивает нас. Он лежит в основе застоя в жизни. Мы боимся неизвестного, боимся столкнуться с нашими ограничениями. Поэтому вместо того, чтобы набраться смелости и рискнуть, мы пассивно пребываем в плену ограничений. Мы можем жаловаться на них, но мы не делаем ничего, чтобы выйти за их пределы.
Читайте также на нашем сайте:
Мы позволяем другим принимать решения за нас и передаем ответственность за свою жизнь сомнительным третьим лицам.
Более того, страх заставляет нас избегать поиска новых впечатлений. Мы отказываемся от своей мечты и больше не бросаем себе вызов для того, чтобы достичь совершенства.
Но чего мы так боимся? Мы боимся потерпеть неудачу, поэтому стараемся избежать ее любой ценой. Из-за страха неудачи мы стесняемся рисковать, боясь пережить болезненное поражение.
Но не нужно бояться неудачи. Каждый раз, когда мы встаем на ноги после ужасного падения, мы становимся немного сильнее. Неудачи помогают расти. И чаще всего неожиданные возможности могут быть прямым следствием неудач.
Работа со своими страхами – это фундамент развития личности.
Итоги 1-го пункта:
- Дайте себе разрешение на провал;
- Смело пробуйте что-то новое, только так можно продвигаться вперед по жизни;
- Используйте свои неудачи как залог успеха.
2. Рисковать
Преодоление страха перед неудачей так важно, потому что оно открывает перед нами возможность рисковать. В конце концов, прогресс и рост могут быть достигнуты только тогда, когда мы будем готовы выйти за пределы нашей зоны комфорта. Все остальное будет держать нас там, где мы есть.
Причина, по которой так много людей оказываются в жизненном болоте, заключается в том, что они не хотят рисковать. Они привыкли к обыденности, поэтому у них больше нет горячего желания достичь величия.
Способы развития личности
“Право на глупость – одна из гарантий свободного развития личности”.
Вместо того, чтобы решать проблемы, мы привыкаем к посредственности. Как только мы достигаем определенного уровня успеха, мы жмем на паузу в попытке сохранить вещи такими, какие они есть. Так наше развитие прекращается.
Итог 2-го пункта:
- Имейте смелость рисковать чем-то;
- Не привязывайтесь к результату;
- Испытайте себя, чтобы выйти за пределы своих ограничений;
- Ваша готовность принять новые вызовы позволит вам подняться на следующий уровень.
3. Не зависеть от мнения других людей
Попытка угодить всем ни к чему не приведет. Это только мешает прогрессу в жизни.
Страх того, что другие люди подумают о нас, удерживает нас в клетке, из которой очень трудно выбраться. Мы настолько привыкаем к границам этой клетки, что автоматически ведем себя так, чтобы никого не расстраивать, даже если это означает ограничение себя и своего прогресса.
В наше время слишком много людей пытаются угодить всем и каждому. Но мы не можем изменить то, как другие люди думают о нас. И мы, конечно, не можем угодить всем. Это просто невозможно.
Склонность угождать другим не позволяет нам полностью раскрыть свой потенциал. Вместо того, чтобы преследовать свои собственные цели, мы пытаемся доставить как можно меньше неудобств окружающим.
Следовательно, слишком заботясь о том, что другие люди думают о нас, мы всегда будем оставаться узником их мнения.
Итоги 3-го пункта:
- Не позволяйте мнениям других людей мешать вам достигать ваши мечты;
- Вам придется решить, что для вас важнее: переход на следующий уровень или забота о мнениях других людей;
- Попытка угодить всем – ключ к неудаче;
- Лучшее, что вы можете сделать, – это верить в себя и делать то, что вы считаете правильным.
4. Не останавливаться на достигнутом
Комфорт – враг прогресса. Он делает нас удовлетворенными и сытыми.
Не поймите неправильно, стабильность, безопасность и комфорт могут быть очень важны в определенных сферах жизни. Однако, когда дело доходит до перехода на следующий уровень развития, эти вещи не всегда оказываются полезными.
Если нам станет слишком комфортно, неугасимое желание продолжать исследовать и изучать что-то новое будет постепенно затухать. Вместо того, чтобы экспериментировать и рисковать, мы перестанем стремиться к новым вершинам.
Причина, по которой самоуспокоенность является врагом прогресса, проста. Если мы не будете постоянно развиваться, мы будем деградировать.
Стабильность – это лишь видимость, на самом деле мы постоянно куда-то движемся, и самодовольство и чувство комфорта – это то, что заставляет нас двигаться назад.
- Не предавайтесь ностальгии;
- Напоминайте себе, что всегда есть возможности для улучшения и место для роста;
- Постоянно стремитесь сделать что-либо лучше, чем вы это делаете сейчас.
5. Определить свои ограничивающие убеждения
Если мы застряли на каком-то жизненном уровне, важно выяснить, что мешает нам прогрессировать. Обычно мы сосредоточены на нашей неспособности двигаться вперед, и это мешает определить причину проблемы.
Интересно, что многие люди прогрессируют, пока не достигнут определенного предела, который никак не могут перешагнуть. В таких случаях именно система убеждений человека служит препятствием для дальнейшего прогресса.
Наши убеждения формируют мир, в котором мы живем. Они существуют только в нашем уме, но это реальные барьеры, которые ограничивают наш прогресс.
- Спросите себя, что вас сдерживает;
- Попытайтесь изменить эти негативные убеждения. Важно понять, что проблема в том, что мы формируем нереалистичные убеждения, которые не основаны на реальности. И как только мы принимаем их за реальность, мы автоматически ограничиваем наш прогресс.
6. Сразиться с демонами прошлого для развития личности
Прошлое существенно влияет на наше настоящее поведение.
Следовательно, негативный опыт прошлого может сильно ограничить наш нынешний прогресс. Слишком часто нас преследуют внутренние демоны, которые нашептывают нам сладкие оправдания, чтобы удержать нас от перехода на следующий уровень развития.
Эти демоны сталкивают нас с нашими собственными тревогами, неуверенностью и слабостями – с тем, с чем мы не хотим иметь дело. Они убеждают нас, что лучше оставаться на своем месте, чем сталкиваться с неизвестным.
- Чтобы повлиять на перемены, вам необходимо противостоять вашим внутренним демонам;
- Вы будете двигаться вперед только после того, как сможете противостоять своим самым глубоким страхам.
7. Отстраниться от результатов усилий
Много вещей держат нас там, где мы есть. Одна из них – это бремя, которое мы возлагаем на себя, пытаясь зайти слишком далеко.
Зацикленность на результате оказывает огромное давление на нас. Следовательно, слишком сильная одержимость конкретным результатом контрпродуктивна.
В постоянно меняющемся мире мы должны сохранять гибкость.
События редко складываются именно так, как нам хотелось бы. Поэтому для продуктивной жизни требуется способность не слишком привязываться к конкретным результатам. Это даст нам возможность обходить тупики на жизненном пути и правильно выбирать курс.
Непривязанность к результатам и гибкость мышления – это хорошие навыки для развития личности.
- Вы не должны быть чрезмерно привязанными к концепции перехода на следующий уровень;
- Ваше внимание должно быть сосредоточено не на достижении следующего уровня, а на том, чтобы делать что-то значимое, что поможет вам расти. Развитие – это следствие, а не причина.
8. Перестать искать большую идею
Чем характеризуется развитие личности? В первую очередь плавным движением вверх со своего уровня.
Вместо того, чтобы попытаться сделать хотя бы шаг вперед многие люди хотят сразу же достичь других планет и солнечных систем. Они живут в мире, не основанном на реальности.
Вместо того, чтобы прогрессировать, достигая одного уровня за другим, эти люди мечтают о том, чтобы за один шаг преодолеть весь путь.
Они ищут большую идею, которая бы способствовала их прогрессу. Но в большинстве случаев такой идеи просто нет. В результате люди преследуют призрак своего успеха вместо того, чтобы действовать ради своего прогресса.
Итоги 8-го пункта:
- Двигайтесь шаг за шагом;
- Не стесняйтесь делать что-то маленькое, но полезное.
Заключение
Конечно, способы формирования и развития личности не ограничиваются этими 8-ю пунктами, но они лежат в основе всех остальных.
Приводим наглядную таблицу всех методов:
1. Преодолеть страх | 2. Рисковать |
3. Не зависеть от мнения других | 4. Не останавливаться на достигнутом |
5. Найти свои ограничения | 6. Отпустить прошлое |
7. Не привязываться к результатам | 8. Освоить искусство маленьких шагов |
Чтобы перейти на следующий уровень развития, вы должны выйти за свои границы. Развитие лежит за пределами вашей зоны комфорта.
Но ради него стоит рискнуть. Если вы будете использовать различные методы развития творческой личности и не позволите ограничениям помешать вашему прогрессу, можно добиться величия.
И всегда помните, что все, что вы делаете, стоит делать лучшим образом.
Источник