- Культура. Пути развития.
- Пути развития культуры.
- Развитие культуры и ее факторы: описание динамики процесса и что на него влияет
- Содержание:
- Факторы культурного порядка
- Как происходит развитие культуры
- Способы развития культуры ответ
- Виды и формы культуры
- Понятие культуры
- Элементы культуры
- Функции культуры
- Основные формы культуры
- Элитарная
- Народная
- Массовая
- Материальная
- Духовная
- Разновидности культур
- Таблица «Виды культуры»
Культура. Пути развития.
Пути развития культуры.
Развитие культуры, накопление культурных ценностей идет по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.
- Вертикальное направление — передача культурных ценностей от поколения к поколению.
Преемственность – это передача культурных ценностей от одного поколения к другому. Без евклидовой геометрии не было бы геометрии Н. Лобачевского, а без открытий И. Ньютона — теории относительности А. Эйнштейна.
Традиции – это всё то, что унаследовано от предшественников.
Элементами культурного наследия являются идеи, ценности, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, социальные нормы, образцы поведения, способы мировосприятия. Οʜᴎ сохраняются и передаются от поколения к поколению.
- горизонтальное направление — создании новых явлений культуры, а также наследование художественных произведений, прошедших эпох, которые сейчас воспринимаются совершенно иначе
Культура не может существовать не обновляясь. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры.
Например, популярны экранизации произведений У. Шекспира, действия пьес которого перенесены в современность (к примеру, история Ромео и Джульетта в современном городе).
Происходит взаимодействие традиции и новаторства.
Новаторство – это появление в культуре новых, творческих направлений. Новаторские произведения могут вступать в конфликт с традициями, но это не вредит развитию культуры, а, напротив, обогащает ее. Так, конфликт художников передвижников и Академии художеств в середине XIX века привел к расцвету русского изобразительного искусства.
При этом далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. История расставляет всё на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Так было, к примеру, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.
Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на традиционные и современные.
В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Повтор или копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер.
Источник
Развитие культуры и ее факторы: описание динамики процесса и что на него влияет
Содержание:
Культурное становление общества – это непрерывный, динамичный процесс. Он продолжается в период всего существования человечества. Каждое поколение оказывает определенное влияние на поведенческие, личностные принципы людей. Культурный облик формируют искусство, религия, стиль жизни.
- Например, Древняя Греция существовала на основании канонов, которые создавал император. Европейский народ ориентируется на инновационную структуру взаимоотношений и приоритетов.
Факторы культурного порядка
Культура формируется в результате динамики социальных факторов. Это устойчивые формы взаимоотношений между людьми, основанные на нормативных, ценностных ориентирах, коммуникативных навыках, исторических принципах. Культура может влиять на восприятие определенных ситуаций, обстоятельств. Люди ведут себя в соответствии с выстроенной моделью поведения, принятой в их народе, семье, компании.
Культурные факторы – это:
- Образцовые эталоны: установленный пример поведения в определенной ситуации;
- Понятие идеала: максимально возможные для человека достижения, к которым он стремится в течение жизни;
- Нормативы: теория, совокупность правил, образцов, примеров следования;
- Ценностные ориентиры: субъект сравнивает собственные взгляды на конкретный предмет, фактор с принятыми нормами. Выстраивается цепочка личностных ценностей. В основе данного культурного принципа лежат исторические принципы, полученные человеком от предыдущих поколений.
Ценность – важнейший регулятор культурного общества. С годами происходит смена ценностных ориентиров. На это может влиять социальная, профессиональная жизнь человека, изменение политических, личных приоритетов.
Как происходит развитие культуры
Духовная, общая культура человечества развивается на базе основных принципов:
- Инновационные внедрения. С появлением новых технологий, развитием промышленного комплекса изменяются нормы общения и взаимодействия между индивидами. Ярким примером является компьютеризация. За последнее время большинство людей перешло к другому типу общения. Используются социальные сети, электронная почта; появилась культура общения в Интернете;
- Использование опыта поколений. Независимо от развития технологий и науки, остаются устоявшиеся каноны, переходящие из поколения в поколение. Благодаря сохранению этих принципов существуют традиции, обычаи, придающие каждому народу индивидуальность;
- Изучение других культур. В процессе взаимодействия люди обмениваются навыками, знаниями; некоторые традиции и обычаи переходят от одной нации к другой. Например, итальянская кухня пользуется популярностью во всем мире, американский праздник Хеллоуин отмечают жители различных стран;
- Культурный синтез. В ходе тесного взаимодействия между людьми различных национальностей формируется принципиально новая культура. Она приобретает собственные особенности, характеризуется уникальными традициями и обычаями.
Источник
Способы развития культуры ответ
Подходы к пониманию культуры
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Основные функции культуры
Формы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Готы» и готический стиль в одежде
«Гранж» и стиль Гранж в одежде
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПО ТЕМЕ
«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»
Источник
Виды и формы культуры
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
Источник