- Что такое крупная моторика и как ее развить?
- Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
- Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
- Почему эти навыки важны?
- Как можно помочь своему ребёнку?
- Упражнения на развитие крупной моторики
- Игра «Зеркало»
- Игра «Снеговик»
- Упражнение «Алфавит»
- Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
- Игра «Не дай мячику упасть»
- Полоса препятствий
- Упражнение «Хождение по полосе»
- Игра «Попадаем в цель»
- Упражнения с перекрёстными движениями
- Танцы
- Боулинг, городки, кегли
- Игры и упражнения на баланс и равновесие
- Упражнения для развития крупной моторики
- Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста
- Нескучные упражнения для младенцев
- Это моя игрушка!
- Экспедиция за детскими сокровищами
- Разноцветные листочки
- Нескучные упражнения для малышей постарше
- Догонялки с мыльными пузырями
- Полоса препятствий
- Воздушный акробат
- Совершенствуем навыки
Что такое крупная моторика и как ее развить?
Картина Т. Яблонской «Утро»
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
- проблемы с овладением навыками рисования и письма;
- письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
- повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
- поддержание позы, сидя на полу или за партой;
- неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
- низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
- плохая артикуляция звуков;
- трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
- не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
- низкая самооценка и трудности со сверстниками.
Почему эти навыки важны?
Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:
- повышаете уверенность вашего ребенка в своих движениях (в беге, прыжках, подвижных играх);
- помогаете своему ребенку развить силу и выносливость необходимую для того, чтобы справляться с нагрузкой учебного дня;
- обеспечиваете своего ребенка устойчивой базой, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков (манипуляции мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, ключи, пуговицы и застежки-молнии);
- поддерживаете его самооценку, давая возможность участвовать в совместных играх с другими детьми;
- повышаете спортивные способности (участие в спортивных мероприятиях, необязательно профессиональном, обогащает социальную жизнь ребёнка и даёт возможность для установления новых дружеских отношений).
Как можно помочь своему ребёнку?
- вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
- предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
- придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
- не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
- устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
- отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
- полезным также будет плавание.
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Источник
Упражнения на развитие крупной моторики
Игра «Зеркало»
Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Снеговик»
Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.
Упражнение «Алфавит»
Попросите ребёнка лечь на плоскую поверхность на спину. Вытянутыми руками нужно «писать» буквы алфавита или целые слова в воздухе. Можно чередовать левую-правую руки или попробовать «чертить» буквы ногами.
Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.
- В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
- В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
- Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.
Игра «Не дай мячику упасть»
Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.
Полоса препятствий
Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврики, ладошки или следочки из Игросити, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.
Упражнение «Хождение по полосе»
Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.
Игра «Попадаем в цель»
Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: если кольцеброса под рукой нет, подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!
Упражнения с перекрёстными движениями
Предлагаем ряд двигательных упражнений с использованием перекрёстных движений, которые помогут детям развить крупную моторику:
- Перекрёстные прыжки на счёт: раз – ноги врозь, руки вдоль тела, два – ноги вместе, руки в стороны.
- Перекрёстные шаги: стоя на месте поднимаем поочередно колени с перекрёстным касанием ладоней – правое колено вверх, касание левой ладони, левое колено вверх – касание правой ладони. При выполнении упражнения голова остаётся неподвижной, а плечо двигается вслед за рукой.
- Перекрёстные прыжки с вытянутой рукой: чередуем прыжки – прыжок с правой ногой впереди – левая рука вытянута перед собой, прыжок с левой ногой впереди – правая рука вытянута перед собой.
Танцы
Наверное, все дети любят танцевать – а ведь это отличный способ развить крупную моторику! Ставьте ребёнку то ритмичную музыку, то медленную, чтобы он менял скорость и движения. Показывайте свои движения, прося его повторить. Вращения, наклоны, движения руками и ногами, раскачивания – всё это отлично развивает физические навыки.
Боулинг, городки, кегли
Научиться бросать мяч и попадать в цель – важная задача для малыша. Если кеглей или набора для игры в городки дома нет, используйте пустые пластиковые баночки – например, от йогурта. Расставьте их сначала на небольшом расстоянии – 5-7 шагов от малыша – и предложите бросать мячик так, чтобы сбивать баночки.
Игры и упражнения на баланс и равновесие
Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия. Например:
- Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
- Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
- Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
- Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.
Источник
Упражнения для развития крупной моторики
Время на чтение: 3 мин
Крупная моторика — это набор навыков, для выполнения которых нужно задействовать основные мышцы тела. Мы используем такие навыки каждый день: ходим в магазин, бежим за малышом на площадке, поднимаем игрушки с пола, заправляем кровать. Список можно продолжать бесконечно: мы не придаём повседневным движениям большого значения, они получаются у нас на автомате. Хотя всё немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Крупная моторика регулирует работу мышц и нервной системы, отвечает за координацию и баланс. А ещё это основа мелкой моторики, которая поможет малышу совершать более мелкие движения кистями и пальцами.
Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста
Сейчас мы расскажем об общих возрастных нормах, но помните, что каждый ребёнок — уникален. Если вас беспокоит физическое развитие вашего малыша, то лучше обратиться к своему педиатру.
- держит головку, лёжа на животе
- умеет переворачиваться со спинки на бок
- переворачивается полностью: с животика на спинку и наоборот
- делает первые попытки в сидении с вашей поддержкой
- сидит сам
- «скользит» животиком, пытается встать на четвереньки
- начинает ползать
- подтягивается, чтобы встать
- делает первые шаги, держась за вас 2 годика
- ходит (иногда падает)
- бегает (тоже не без падений)
- прыгает на двух ножках
- может стоять на одной ноге
- поднимается и спускается по ступенькам, держась за вашу руку
- учится карабкаться по лазалкам на площадке
Больше информации о усреднённых нормах веса, роста и поведении малыша — в Календаре развития от «ФрутоНяни». Перейти в него можно по ссылке
Нескучные упражнения для младенцев
Это моя игрушка!
Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.
Экспедиция за детскими сокровищами
Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.
Разноцветные листочки
Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.
Нескучные упражнения для малышей постарше
Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.
Догонялки с мыльными пузырями
Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.
Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.
Полоса препятствий
Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.
Воздушный акробат
Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.
Совершенствуем навыки
А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!
- С восторгом носиться с игрушкой-каталкой по дому и двору. Мы не знаем, почему она пользуется такой ошеломительной популярностью у малышей, но факт остаётся фактом: игрушка-каталка — стопроцентный детский хит.
- Строить башни из больших диванных подушек. Забираться на самый верх, проползать в арку, образованную из подушек, поднимать и бросать их.
- Подпрыгивать вслед за воздушным шариком. Нечаянно лопнуть его. Немного испугаться и, может быть, даже расплакаться. Дождаться, пока взрослые надуют новый. И по новой!
- Играть с надувным мячиком: бросать его в руки маме, папе, дедушке, бабушке. В кота. В цветок. Ой! Разумеется, случайно.
- Пытаться «укротить» раскачивающуюся лесенку или мостик из верёвок на детской площадке. Пока с вашей помощью. Но даже это помогает прорабатывать мышцы туловища.
Ссылки на источники:
[1] Общая моторика: от рождения до 5 лет
[2] 8 упражнений на крупную моторику для детей
[3] Десять упражнений на развитие крупной моторики
Источник