Мастер-класс «Развитие креативного мышления у младших школьников»
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Цель: Повышение мотивации педагогов к развитию креативного мышления у младших школьников.
Задачи:
- Познакомить участников с приемами для развития творческого мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost_master-klass.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Злобина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
Мастер-класс «Развитие креативного мышления у младших школьников»
Цель: Повышение мотивации педагогов к развитию креативного мышления у младших школьников.
- Познакомить участников с приемами для развития творческого мышления
Позвольте представиться. Меня зовут Злобина Ольга Анатольевна, я учитель начальных классов СОШ 21.
Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение.
Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящий человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви.
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
Постараюсь показать такие задания, через которые формируются коммуникативные и регулятивные УУД.
Рассмотрим приемы творческого мышления .
1. Подумайте, что может произойти, если:
«. дождь будет идти не переставая»
«. люди научатся летать, как птицы»
«. собаки начнут разговаривать человеческим голосом»
«. оживут все сказочные герои»
«. из водопроводного крана польется апельсиновый сок»
2. Хорошо – плохо
Предлагаю сказочный объект, вам нужно дать противоположную оценку. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей : она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.
3. Подберите нужные слова
Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) . Например :
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
4. На что это похоже?
Ребёнку показывают фигуру. Например : желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например : колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.
Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.
5. Игра «Придумай причину»
Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.
Например : «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая) . Можно называть как реальные версии ( «Попугайчик залетел в открытую форточку» , «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу» , так и фантастические («Этот попугайчик улетел с НЛО, когда пришельцы приземлились ночью около нашего дома», «Это волшебный попугайчик, который может превращаться в разные предметы. Вечером он был чайником, а когда все ушли, прыгнул на стол и стал прогуливаться, ожидая нашего прихода»). За каждый новый вариант игрок получает балл, в конце игры подсчитывается количество заработанных баллов и определяется победитель.
Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если :
Удлинить у человека руки?
Хорошо : можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.
Плохо : слишком длинные руки неудобно класть в карманы.
Хорошо : можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.
Плохо : такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.
7. Игра « Словотворчество »
Придумайте новые слова — синонимы в парах :
8. Решение частично-поисковых задач.
Цель: способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.
Из конверта взять фразу и закончить её.
- Я словно муравей, потому, что …
- Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если…
- Я превращаюсь в тигра, когда …
- Я бываю роботом, когда …
- Я весёлая песенка, когда …
- Я лампочка, если…
- Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло… Другой добро… Маленький индеец задумался…
-Перед вами лежат листочки с разными качествами
Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.
Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием так и называется, мусорное ведро .
Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете использовать данный материал на своих уроках.
- Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Болотов В.А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», «Педагогика № 10, 2003
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/авт.- сост. И.Н.Корбакова, л.В.Терешина. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М. ИМАТОН, 1999.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб. : Питер, 2009. — 448 с.
- Криволапова Н.А. внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение,2012.
- Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. / / Психологический журнал. 2000, том 21, N2 5
- Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С Полат — М., 2000
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. — №3.
- Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. — №4.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
- Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – 69с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
- Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. — №5.
- Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 1999.
Источник
Развитие креативного мышления в учащихся младшего школьного возраста в рамках системы Нфтм-ТРИЗ
Татьяна Захарченко
Развитие креативного мышления в учащихся младшего школьного возраста в рамках системы Нфтм-ТРИЗ
Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Чернышёва Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Аннотация: Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих дидактических и методических проблем образовательного процесса. И это понятно, т. к. именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности.
Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих научных исследований, практической деятельности, приобретенного опыта. Несомненно, что любой адекватный вклад в развитие творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты. Существующее современное направление развития творческого потенциала учащихся через применение методов ТРИЗ-педагогики является очень интересным направлением исследования на всех уровнях образовательного процесса.
Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал, креативность, развитие системного мышления, система МФТМ-ТРИЗ, структура урока.
В жизни от нас часто требуется креативный подход в различных ситуациях. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда. Часто утверждают, что креативности, творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.
Вопрос о развитии творческих способностей детей интересует педагогическую общественность, педагогическую науку и психологию постоянно. И это понятно. Государство испытывает потребность в личности нового типа, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить оригинальное, нестандартное решение проблем. Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее существующего продукта. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003) Развитие учащегося, как личности, как субъекта деятельности, является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:
— оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;
— семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения);
— образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);
— способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм»).
Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.
Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.
В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.
Важно отметить тот факт, что получить качественные положительные результаты любой деятельности возможно, если работа по развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно, Об этом в своих работах пишут М. М. Зиновкина, П. М. Горев, В. В. Утемов, анализируя педагогическую систему Многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развитии творческих способностей учащихся и студентов, имеющая одной из своих подсистем НФТМ-ТРИЗ в школе, схема которой представлена на рис 1.
Как видно из рис. 1, развитие системного мышления – необходимое условие формирования творческих способностей школьников. О значимости системного мышления Г. С.Альтшуллер говорит так: «Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся». Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы – старая это задача или новая. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия,но суть их одна: при решении происходит акт творчества. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это личностная ориентация, которая предусматривает развитие творческих способностей учеников в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей к творческой деятельности. Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения и мышления процесс длительный, и чтобы добиться удовлетворительных результатов начинать надо с детских лет. Младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления и развития творческой активности, ввиду того, что в этот период ребенок наиболее чувствителен к поглощению всего нового, он активен во всех видах деятельности и любознателен по своей природе. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.
Тип креативного обучения по системе НФТМ-ТРИЗ, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся.Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач – существенно обогащает развитие ученика. Психологической сущностью данной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия – резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.
Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среды, свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а также дидактического принципа «Docento discimus» («Уча, учимся сами»). Для достижения наибольшей эффективности в этой системе стандартное учебное занятие формируется через структуру блоков (таблица 1). Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию в ходе занятия и в конце каждого цикла у школьника сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы.
Источник