- Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте
- Развитие коммуникационных навыков у детей
- Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков
- Закончи историю
- Избавление от слов-паразитов
- Что происходит на картинке?
- Угадывание эмоций
- Импровизация
- Ролевая игра
- Советы родителям
- Книги
Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте
Гладких Мария
Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте
Главным показателем готовности ребёнка к общению с людьми, которые его окружают, являются сформированные коммуникативные навыки, развитие которых является одним из основных направлений в работе современных ДОО.
Коммуникативные навыки – важные элементы развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и социальные взаимоотношения людей.
Общение – весьма существенная составная часть, от которой зависит успешность любого человека. Для этого необходимо, чтобы дети дружно играли друг с другом и в группе детей, как можно раньше научились общаться с людьми, которые их окружают и гармонично развивались. Ведь чем старше становится ребёнок, тем значительнее для него взаимоотношения с ровесниками.
Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.
Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:
• желание взаимодействия с окружающими людьми;
• знание норм и правил поведения;
• восприятие социальных ролей в обществе;
• умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
• разрешение любых конфликтов в общении.
От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.
При развитии коммуникативных навыкову ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:
• интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
• у ребенка должны быть партнеры для общения;
• ребенку надо давать время на ответ;
• стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
• показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.
Развивать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки необходимо в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность.
Средствами развития коммуникативных навыков являются:
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
В дошкольном возрасте большое значение в развитии коммуникативных навыков детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
В сюжетно — ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуются коммуникативные навыки: дети общаются по поводу распределения ролей. планируют свои действия. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению коммуникативными навыками.
В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других.
Подвижные игры также оказывают влияние на развитие коммуникативных навыков. У детей развивается умение слушать и слышать друг друга, договариваться, контролировать действия друг друга, взаимодействовать и сотрудничать.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они не только закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, но и значительно повышает эффективность обучения детей коммуникативным навыкам, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению коммуникативными навыками и высокую речевую активность детей в обучении.
В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия,потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения. В процессе участия в разных дидактических играх у ребенка обогащается опыт общения, поскольку изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игр.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает научиться учитывать мнение сверстников, обращаться за помощью друг к другу, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия.
Средством развития коммуникативных навыков также является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения навыками общения. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). На примере общения взрослого у ребенка развивается умение проявлять инициативу, активность при организации взаимодействия со сверстниками, умение согласовывать свои действия с действиями сверстника и слушать собеседника.
Особое место здесь отводится речевым поручениям. Речевое – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь.Например: «Пойди к Светлане Ивановне и попроси книгу.Так и скажи: «Светлана Ивановна, дайте мне, пожалуйста, книгу». Это образец речевого поручения для ребенка.
Художественная литература является важнейшим средством развития коммуникативных навыков и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Развитие коммуникативных навыков в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Произведения художественной литературы отображают мир человека, поступки, общение героев тем способствуют преодолению барьеров в общении.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах развития коммуникативных навыков детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, совершенствует умение речевого этикета.
Особое место в работе по развитию коммуникативных навыков отводится образовательным ситуациям.
Образовательные ситуации – специально организованные ситуации, в которых дети отрабатывают коммуникативные навыки.Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
Они дают возможность ребятам справиться с негативной ситуацией, содействуют преодолению застенчивости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с людьми, обеспечивают благополучие коллективной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
В целом влияние на развитие коммуникативных навыков у дошкольников оказывает целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада.
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.
Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.
Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима — очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.
Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.
Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.
Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.
Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.
Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша — Говоруша». Цель.
Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.
Источник
Развитие коммуникационных навыков у детей
Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.
По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.
Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.
Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:
- физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
- психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.
Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.
Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:
- умение адресовать сообщение;
- умение привлечь к себе внимание собеседника;
- аргументированность сообщения;
- доброжелательность;
- умение принять точку зрения собеседника;
- умение заинтересовать собеседника своим мнением;
- активное слушание;
- проявлять эмпатию (сопереживать);
- разрешать конфликтные ситуации.
Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.
Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.
Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.
Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.
Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков
Закончи историю
Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.
Избавление от слов-паразитов
Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.
Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.
Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.
Что происходит на картинке?
Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.
Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.
Угадывание эмоций
Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:
- Почему главный герой рассердился?
- Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?
Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.
Импровизация
Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.
Ролевая игра
Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:
- игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
- спор с другом;
- быть учителем;
- быть напуганным чем-то.
Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.
А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.
Советы родителям
Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.
Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.
Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.
Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.
Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.
Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.
Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».
Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.
Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».
Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.
Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.
Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.
Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».
Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.
Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.
Книги
Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:
- «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
- «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
- «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
- «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
- «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
- «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
- «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
Источник