Методы и приемы формирования коммуникативной компетентности младших школьников
«Методы и приемы формирования коммуникативной компетентности младших школьников»
Олищук Л.А., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Методы и приемы формирования
коммуникативной компетентности младших школьников
Мы рождены, чтобы жить совместно;
наше общество – свод из камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира,
оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития.
Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.
Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:
— открытость, честность, прямота высказываний;
— умение слушать другого человека;
— способность к поиску компромисса;
— умение настаивать на своем;
— навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым;
— умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Для того чтобы учащиеся могли научиться использовать коммуникативные навыки в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы.
Монологические формы : — рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; — выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; — делать сообщения; — высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Диалогические формы — все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); — учебные исследования и учебные проекты; — выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои первоклассники получают уже на первых уроках. С первых страниц учебников я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д..
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: — готовность учащихся участвовать в урочном общении; — отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; — задавать вопросы, следя за темой; — делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: — простота и четкость речевого высказывания; — отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; — умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; — вступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: — умение вести беседу в паре, группе; — умение вести конструктивный диалог, дебаты; — умение участвовать в дискуссии; — участвовать в конференциях, играх.
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:
общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.
В своей работе я использую различные методы и приемы парной и групповой работы, формирующие коммуникативную компетентность:
Источник
Развитие коммуникативных умений младших школьников
статья на тему
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnykh_umeniy_mladshikh_shkolnikov.docx | 57.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений младших школьников
Черепанова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
- Содержание и структура коммуникативных умений …………………………5
2. Работа по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………. 15
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности – важная проблема научных исследований.
Признание ценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Заложить основы целостной гармонично развитой личности – главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.
Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью [10].
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема данной работы : «Развитие коммуникативных умений младших школьников».
Объект: процесс развития коммуникативных умений у старших дошкольников
Предмет: коммуникативные умения детей младшего школьного возраста
Целью нашей работы является : выявить и теоретически обосновать особенности развития коммуникативных умений у младших школьников.
Для достижения цели нашей работы необходимо решение следующих задач:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить и проанализировать структуру и содержание коммуникативных умений;
- Рассмотреть педагогический опыт по развитию коммуникативных умений младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы из 23 источников, трех приложений.
- Содержание и структура коммуникативных умений
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность [6].
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию школьника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно, развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого- педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина) [8].
В процессе коллективной и групповой работы школьники постепенно овладевают конкретными умениями, необходимыми для межролевого общения. Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».
Умение — это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка[13]
Навык — это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий. Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. [13]
Формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников. В основу ролевой игры положен процесс ролевого общения детей в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал. Поэтому предложенные группы и соответствующие им виды коммуникативных умений исходят из социально-психологических функций общения как коммуникативной деятельности и процессуальной сущности дидактической игры как ролевого общения воспитанников.
В зависимости от выполняемой роли Б.Ф.Ломов выделил группы функций коммуникативных умений. Внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитивной и регулятивной определяют три группы функций общения: информационно — коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. [5]
Рассмотрим каждую группу функций общения.
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).
Группа регуляционно- коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, учителю); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. [5]
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне»; [1] О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач; В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности. [7]
В трактовке С.Л. Рубинштейна Б. Теплова коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение коммуникативной способности. Они утверждают, что:
Коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение.
Она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении.
Она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков [4].
А.В. Мудрик в основу классификации кладет умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности и выделяет в качестве основных для овладения старшими школьниками:
- умение ориентироваться в партнерах — объективно воспринимать окружающих людей — понимать их настроения, характер, читать экспрессию их поведения, давать окружающим правильную оценку, находить правильный стиль и тон общения;
- умение ориентироваться в ситуациях общения — знать правила общения, устанавливать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию;
- умение сотрудничать в разных видах деятельности — коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.
Наибольший интерес для нас представляют исследования по формированию коммуникативных умений младших школьников. Опора на данные исследования поможет нам в определении направлений формирования коммуникативных умений дошкольников, в определении их структуры и содержания [16].
В данном смысле обращают на себя внимание работа Л.P. Мунировой. В исследовании отмечается, что методологической основой определения коммуникативных умений в большинстве случаев является психологический аспект. Коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей теории умений и навыков и теории коммуникативной деятельности во взаимосвязи. Опираясь на теорию А.Е. Дмитриева, автор рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы общеучебных умений и коммуникативной деятельности. Это означает следующее:
По структуре коммуникативные умения являются сложными, высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Простейшие коммуникативные умения на основе знания путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т.е. качественно более высокого уровня.
По операционному составу данные умения имеют навыковую основу. Они включают в себя более простые умения и навыки, основываются и возникают на их базе. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умении, своим содержанием конкретизируют их.
По характеру переноса являются широкими, обобщенными.[2]
Исходя из вышеизложенных теоретических положений, Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений:
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора); умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослыми, понять ситуацию, в которую ставятся коммуниканты, намерения, мотивы общения); умений соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы, получать и снабжать информацией о себе и других вещах, пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).
Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю); умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью, фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике); умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.[2]
Существенный вклад в разработку теории коммуникативных умений как фактора психологической готовности к школе внесла М.Г. Маркина. Она разработала показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления, в качестве которых выделены коммуникативные умения:
- .Способность к конструктивному ведению диалога:
— умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
— умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
— умение воплощать собственную мысль в форму логически стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
— умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;
-умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
— умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
— умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
— умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
— умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения.
Таковы основные подходы отечественных педагогов и психологов. Как видно из их характеристики, коммуникативные умения понимаются как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с речевой деятельностью.
В результате экскурса в проблему формулирования понятий, классификации и условий формирования коммуникативных умений мы определили данную группу умений у старших дошкольников следующим образом.
Коммуникативные умения — это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.
Характеризуя данное определение, мы хотели бы подчеркнуть:
— коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения;
— простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка;
— коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием;
— коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми;
— коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности.[2]
Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
Специфика дошкольного возраста поставила нас перед необходимостью определить основные коммуникативные умения, подлежащие формированию у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы выделили ряд теоретических установок, положенных в основу разработки структуры и содержания коммуникативных умений у детей.
При определении данных групп умений мы исходили из общей теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и развиваемой В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и теории общения как коммуникативной деятельности М.И. Лисиной. Опора на данные исследования позволила нам применить схему и приемы, разработанные приизучения общения взрослых и сопоставить выделенные коммуникативные умения взрослых и старших дошкольников [10].
Исследуя психологические особенности массовой коммуникации,
А.Н. Леонтьев отмечал: «Чтобы полноценно общаться человек должен, в принципе, располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во- вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным» [6].
Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений может быть обеспечен при организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства воспитателем.
Таким образом, содержание коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. По содержанию данные умения у детей младшего школьного возраста объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
- Работа по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Теорию и методику коммуникативного развития формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста разрабатывали:А.Арушанова,Л.С.Выготский,П.Я.Гальперин,М.И.Лисина,Д.Б . Эльконин[12].
Методические подходы по формированию коммуникативных умений осуществляют такие работники как: логопеды, воспитатели, психологи.
В настоящее время и психологи ищут способы активизации речевой коммуникации и потребности в общении детей. Могучими, но редко используемыми средствами по развитию коммуникативных умений и навыков, а также речи у ребенка-дошкольника современные исследователи считают игровые упражнения, сюжетно-ролевую игру (данную форму работы мы рассмотрим в параграфе 2.2), элементы тренинга, психогимнастики, и руководство ими со стороны логопеда и воспитателя. В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг у друга имеющиеся знания. Необходимость объясняться со сверстником стимулирует развитие связной речи, особенно диалогической. Диалог как наиболее естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной связи, подкрепления со стороны партнёра. Педагог (логопед), организуя игру, руководит процессом общения детей, а, следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра может служить как средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития общения и речи.
Также для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений проводится с учётом следующих критериев:
• активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является инициатором общения);
• умение слушать и понимать речь;
• умение строить общение с учётом ситуации;
• умение вести диалог;
• лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;
• ясность и последовательность выражения своих мыслей;
• использование форм речевого этикета;[19]
М.А. Поваляева выделяет три уровня развития коммуникативных умений детей: высокий, средний и низкий; прилагая к методике качественную характеристику каждого уровня:
Высокий (от 17 до 21 баллов)- ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться.
Средний (от 10 до 16 баллов)- ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще, по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог.
Низкий (от 0 до 9 баллов) — ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет вести диалог и договориться со сверстниками [22].
Также новые исследования в области психологии и педагогики немаловажную роль отводят народной игрушке в качестве средства формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы рассмотрели методические подходы, формы работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.
Данная работа была посвящена рассмотрению формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
В ходе проведенного анализа психолого-педагогический литературы были рассмотрены теоретические основы развития коммуникативных умений, а именно содержание и структура.
В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг от друга имеющиеся знания, необходимость объединяться со сверстником стимулирует развитие связной речи и коммуникативных умений. Педагог, организуя игру, руководит процессом общения детей.
Было теоретически выявлено, что целенаправленная работа по формированию речевого общения в игровой деятельности дошкольников является эффективным средством развития связной речи и коммуникативных умений у детей.
Рассмотрели методические подходы в работе по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, правильно организованная детская игра, а также предложенные формы и методы работы могут служить эффективным средством активизации вербальной коммуникации, а, следовательно, развития коммуникативных умений у старших дошкольников.
Источник