Формирование коммуникативных компетенций студентов на занятиях
Формирование коммуникативных компетенций студентов на занятиях.
Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК» преподаватель Сухорукова А.В.
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть ответственным, конкурентоспособным и жизнеспособным, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.
Все эти требования вполне своевременны и оправданны, они продиктованы рынком труда, возрастающей конкуренцией. Однако проблемы не решаются директивным путем. Срок, обозначенный в «Концепции», истек, но проблемы не решены, их значение не утратилось и остается по-прежнему актуальным. Чтобы не терять устойчивости, нашей стране нужны инициативные люди, способные принимать самостоятельные решения и внедрять инновации, с активным творческим мышлением и коммуникативной компетентностью.
Я считаю, что для студентов медицинского колледжа проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития обучающихся. Коммуникативная компетентность — это совокупность достаточно сформированных коммуникативных и организаторских умений, умения аргументировано доказывать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы – показатели высшего уровня коммуникативной компетентности; способности понимания внутреннего мира другого человека, самоконтролю, культуры вербального и невербального общения — показатели межличностного уровня коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности является одной из ключевых профессиональных компетентностей будущего медицинского работника.
Одним из условий, позволяющих формировать и совершенствовать коммуникативную компетентность, означает, готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Задачи:
— Овладение студентами способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любой дисциплины и профессионального модуля.
— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно, говорить и писать на родном языке.
— Формирование умений работать в сотрудничестве, в группе, владение различными социальными ролями в группе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
— Развитие коммуникативной компетентности учащихся в аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Развитие и формирование коммуникативных компетенций является одной из главных задач преподавателя. Она решается с помощью проведения различных видов занятий.
Урок с использованием информационно — коммуникационных технологий. При проведении данных занятий активно используется не только мультимедийная установка для изложения нового материала с помощью презентаций, но и компьютеры для закрепления или контроля знаний. Студентам предлагается самим разработать и создать презентации по изучаемым темам. Наиболее эффективно это задание для обучающихся часто пропускающих занятия, так как им необходимо найти и изучить пропущенный материал, а затем отразить основные моменты в презентации. Все это способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций.
Уроки — соревнования. Основу занятия составляет состязание команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных преподавателем. Проведение такого типа занятий относится к активным формам обучения. Они способствуют развитию творческой инициативы студентов и вовлекают в учебный процесс всю группу, помогая более глубокому и прочному усвоению знаний и развитию компетенций:
— коммуникативной; так как для проведения данного вида занятия студенты объединяются в малые группы по 4 — 5 человек. Совместная деятельность, направленная на достижение общей цели, требует от них коммуникабельности, умения идти на компромисс или отстаивать свое мнение, что формирует навыки работы в команде;
— информационной; одним из этапов проведения данного урока является конкурс презентаций по изучаемой теме. Так как задание выдается заранее, у студентов есть возможность использовать компьютер для поиска дополнительной информации;
— профессиональной; которая реализуется через решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности находящихся в лечебном учреждении, нестандартных ситуаций в работе медицинской сестры.
3.Урок — практикум. Такие занятия составляют почти третью часть по дисциплине и помимо решения специальной задачи — усиления практической направленности обучения, тесным образом связаны с изучением материала.
4. Урок — деловая игра позволяет мне более широко охватить и рассмотреть проблему. В деловой игре формируются установки на дальнейшую профессиональную деятельность студентов. Данная форма организации учебного занятия может использоваться для решения конкретных практических задач, для усвоения нового материала и закрепление изученного, для стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, для формирования общих и профессиональных компетенций.
5. Научно – исследовательская работа студентов является одним из основных направлений в развитии речевой культуры специалиста, которое дает возможность привить студенту навыки, необходимые ему в различных отраслях производства: умение четко излагать свою позицию, самостоятельность суждений, навыки публичных выступлений, умение концентрироваться.
Использование информационных технологий в преподавании дисциплин также помогают обучению профессиональной речи. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют формированию профессионального мышления.
В практической деятельности медицинским работникам постоянно приходится общаться с пациентами. И владение коммуникативной компетенцией им просто необходимо. Студенту надо научиться управлять процессом взаимодействия с участниками лечебного и сестринского процессов. По моему мнению, коммуникативная компетентность является «сердцевиной профессионализма специалиста», потому что общение составляет сущность его будущей деятельности. Развивая профессионально значимые качества личности, в работе со студентами необходимо формировать у них такие коммуникативные умения как:
— с легкостью вступать в контакты с различными людьми;
— осуществлять конкретный индивидуальный подход к людям с различной степенью проблем;
— создавать комфортную и доброжелательную атмосферу;
— сочувствовать и участвовать в решении проблем;
— организовывать общение и управлять им;
— быть тактичным, милосердным.
Результатом коммуникативной компетенции являются обучения и должны быть сформированы у всех обучаемых и направлены на постоянное повышение качества образования. При этом компетенции должны выступать не как отдельная часть образовательного процесса, а быть интегрированы в его содержание.
В целом хочется отметить, что цель преподавателя на современном этапе ее развития – формирование высококлассного специалиста и профессионала своего дела. Современный подход к определению «профессионала» определяет не только владение специальными знаниями, умениями, но и владением навыками коммуникации. Применение на занятиях современных коммуникативных технологий позволяет всецело реализовать данную цель профессионального образования.
Таким образом, решение проблемы формирования коммуникативной компетентности должно решаться с учетом современных требований, целенаправленно и комплексно.
1. Волкова Л., Филатова М. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 28–34.
2. Голдановская И.Б. Коммуникативная компетентность с позиции педагогики // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 121–123.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование в России.– 2003. – № 5. – С. 15–21.
Источник
Формирование коммуникативной компетенции студентов СПО
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Формирование коммуникативной компетенции студентов СПО
Подготовила Сушинских Т.А.,
по формированию коммуникативной компетенции студентов СПО
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни общества, в том числе и на образование.
Неудовлетворённость современным образованием — явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир.
Разные авторы заостряют внимание на различных его аспектах: бездуховность и кризис ценностей, недостаток профессионализма, недостаточная специализация, неспособность выпускников адаптироваться к социальным условиям жизни общества.
В чём же сущность передовых социальных ожиданий, связанных со средним профессиональным образованием?
На этот вопрос можно ответить очень лаконично: обеспечить хорошее образование и воспитать человека-творца, создателя своего «Я», преобразователя окружающей действительности, а не готовить массового работника производства и только исполнителя.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » определяет цель и задачи, стоящие перед средним профессиональным образованием: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
В Концепции развития общего и профессионального образования поставлена цель: «Создать условия, обеспечивающие свободное физическое, умственное, нравственно-правовое развитие личности, способной критически воспринимать мир и себя, как его неотъемлемую часть, и подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимыми компетенциями, обеспечивающими определённые гарантии личности на рынке труда».
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения имеются отличительные особенности:
-выраженный компонентностный характер;
-требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ представлены в виде компетенций: общих (универсальных), профессиональных (предметно-специализированных;
— основные виды профессиональной деятельности разрабатываются совместно с работодателем с учётом потребностей рынка труда;
— углублённая подготовка, формирование дополнительных компетенций за счёт вариативной части;
— модульный принцип построения ФГОС и примерных учебных программ;
— качество подготовки выпускников определяется уровнем освоения ими учебных дисциплин и компетенций.
Концепция модернизации Российского образования предполагает формирование и развитие зрелой личности, характеризующейся высоким уровнем языковой компетентности, свободно владеющей всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи в разных сферах и ситуациях. Овладение компетенциями позволит молодым людям адаптироваться в современной жизни.
Анализ нормативно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что в связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования, произошла переориентация цели образования на формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся. Основным механизмом управления развитием содержания образования остаётся программно-целевой подход.
Одна из задач педагогов на современном этапе развития образования – формирование определённых черт личности, обеспечивающих её самоопределение и самореализацию. Согласно нормативным документам, ведущая роль отводится формированию компетенций обучающихся.
Русский язык и литература – основные дисциплины, в процессе изучения которых обучающиеся приобретают необходимую для самоопределения, самореализацию коммуникативную компетенцию. Формирование коммуникативной культуры начинается с детского сада. В течение всего периода обучения в начальной, основной школе развитие речи, умение выстроить диалог, монолог, слышать собеседника является одним из ведущих видов деятельности. Неудовлетворённость уровнем сформированности коммуникативных компетенцийостаётся.Чаще всего называют следующие причины:
1. Подростки в последнее время часто прибегают к общению в сети, заменяют им реальное взаимодействие со сверстниками. Общаясь «онлайн» они, порой, забывают о правилах, стараются сократить и упростить свою речь. Теряют свою индивидуальность и уникальность. Не могут выразить свои эмоции в общении. Часто юноши употребляют ненормативную лексику, забывают об уважении собеседника и правилах этикета.
2.Повсеместно наблюдается снижение интереса к чтению, что приводит к общей безграмотности. Чтение положительно влияет на культуру речи школьников. Они перестают употреблять в речи ряд языковых оборотов, эпитетов, парафраз. Все это так же негативно влияет на уровень коммуникативной компетентности.
3.Низкий уровень общения в семье. Эта проблема так же актуальна и влияет на общение подростков. Современные родители вынуждены много времени проводить на работе или же занимаясь своими делами, не обращая внимания на важный аспект — общение с ребенком.
4.В учебном процессе очень плотно закрепилась методика тестирования в качестве проверки знаний. Предлагая выбрать школьнику уже готовый вариант ответа, мы лишаем его возможности поразмыслить, выдвинуть свою точку зрения и озвучить ее.
5.Существует ряд психологических причин, влияющих на снижение уровня общения. Это наличие личностных барьеров, низкий уровень эмоциональной регуляции, психофизические нарушения, темперамент, застенчивость, наличие стереотипов и многое другое.
Формирование коммуникативной компетенции студентов является одним из важных направлений деятельности преподавателей .
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие подходы к определению «коммуникация»:
-сообщение, общение (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова);
-процесс передачи идеи от источника к получателю с целью изменения поведения получателя (Д. Джерри, Дж.Джерри);
-процесс обмена информацией (Г.М. Андреева).
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация представляет собой самостоятельную часть общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.
В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций:
В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от респондента к реципиенту.
Для полноты коммуникации важно знать эффект- изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приёма сообщения. Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространённым является подход, учитывающий три типа результатов:
-изменение в знаниях;
-изменение поведения получателя информации.
Эффективность коммуникации обусловлена:
-природой источника информации;
-особенностями форм общения и содержания самих общений;
-Обстановкой, в которой люди получают информацию.
На эффективность коммуникации оказывает влияние и обратная связь – реакция коммуниканта на сообщение источника. Обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, так как, получив информацию о реакции коммуниканта, коммуникатор учитывает её, корректируя действия и цели. Чем оперативнее обратная связь, тем в большей степени можно ожидать повышения эффекта коммуникации, от которого зависит успех личности в любой профессиональной деятельности.
В исследованиях выделяют различные виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъективная.
В образовательном процессе мы особое внимание уделяем педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор её поиска. Получатель всегда в образовательном процессе обучаемый, задача которого не только принять сообщение, но и усвоить его, превратить в знание. При использовании активных форм обучения обучаемый – источник информации или организатор. Из пассивного получателя знаний он становится активным участником образовательного процесса, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
Важную роль в профессиональной деятельности играют коммуникативные способности. Они являются одним из факторов эффективности коммуникации.
Коммуникативные способности, по мнению профессора В.Д. Шадрикова, выступают как свойства или качества индивида, обусловливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности.
Коммуникативные способности-это умение устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение, которое приводит к успешности как в профессиональной, так и в других видах деятельности.
Развитие коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через развитие коммуникативных умений, лежащих в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению конфликтных ситуаций, напряжённости в отношениях между педагогами и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическими травмами и невосполнимыми потерями.
Коммуникативные уменияважная составляющая при формировании коммуникативной компетенции.
Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать – способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.
Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоёвывать инициативу в общении.
Владение социальной перцепцией или «чтение по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам, умение «подавать себя» в общении;
Умение речевого общения, речевого и неречевого контакта; умение организовать сотрудничество в процессе общения.
Анализ характеристики коммуникативных умений, представленные разными авторами, позволяют сделать вывод, что коммуникативные умения рассматриваются исследователями проблемы в контексте других умений. Развитие коммуникативных умений приводит к развитию коммуникативной компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, включающих:
— функции общения и особенности коммуникативного процесса;
— виды общения и его основные характеристики;
— средства общения: вербальные и невербальные;
— виды слушания и техника его использования;
— «обратную связь» — вопросы и ответы;
— формы и методы делового взаимодействия, технологии и приёмы влияния на людей.
Коммуникативная компетенция — это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Развитие коммуникативной компетенции – поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат – сформированность коммуникативной компетенции определённого уровня.
Коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентированной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся, т.е. готовность обучающегося к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого студента. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого обучающегося надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством преподавателя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Изучив материал по вопросу коммуникативная компетентность, пришла к выводу, что поставленная цель может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива, создании единого коммуникативного режима в образовательной организации.
Деятельностно — ценностный подход к формированию единого коммуникативного режима требует от педагогов учитывать характер отношений со студентами (личностно-ориентированный подход, дифференциация обучения);
Характер содержания дидактического материала (социо-культурный, культурно-ценностный подходы);
Характер деятельности учащихся (поисковая, эвристическая).
Эти требования должны стать основополагающими в деятельности педагогов по формированию коммуникативной компетенции студентов в учебной и внеучебной деятельности.
Эффективные педагогические технологии, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции студентов.
Коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.
Основой её формирования является построение в педагогической практике преподавателя системной, постоянной и поэтапно спланированной работы по развитию устной и письменной речи обучающихся. В развитии коммуникативной компетенции обучающихся ведущая роль отводится преподавателю, так как оптимальное педагогическое общение преподавателя со студентами в процессе обучения способствует созданию условий для развития мотивации обучающихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя. Для того, чтобы речевое событие состоялось, требуется тесное взаимодействие между говорящим и слушающим, поэтому развитие собственных монологических и диалогических форм общения преподавателем, должно быть всегда под контролем. Важно активное участие педагога во внеклассных мероприятиях, где есть возможность показать студентам образец выразительного чтения литературного произведения, межличностного общения.
Вслед за учителем студенты принимают участие во внеклассных мероприятиях: чтение стихов, выступление в роли ведущих, разыгрывание сцен из драматических произведений. Метод «делай как я» эффективен при формировании коммуникативной компетенции.
В педагогике различают несколько моделей обучения: — пассивное обучение, когда ученик является объектом учебного процесса (слушает, смотрит);
— активное обучение, когда ученик является субъектом учебного процесса (выполняет самостоятельную работу, творческое задание);
— интерактивное обучение (от.inter –взаимно, act — действовать), когда процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия.
При формировании коммуникативной компетенции приоритетным является активное и интерактивное обучение, построенное на принципах взаимодействия учитель-ученик. Это обучение в общении. Главная особенность его методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учителя и учащихся, где учитель и учащиеся являются равнозначными субъектами обучения (учитель – организатор процесса обучения, лидер). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную способность . Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников.
пассивного и интерактивного обучения .
Процент усвоения материала
Как правило, невысокий
Как правило, высокий
Контроль над процессом обучения
Учитель постоянно контролирует весь ход работы учащихся, глубину и объем усвоения материала
Учитель осуществляет незначительный контроль над объемом и глубиной усвоения материала, ходом учебного процесса
Внешний: учитель, родители, оценки
Внутренний: интерес самого учащегося
Учитель – источник знаний
Учитель – организатор, лидер
Как видим, при интерактивной модели обучения учебные возможности обучающихся активизируются путем приобщения их к диалогу, в ходе которого предлагается высказывание и обоснование собственных мыслей вместо пересказа «готовой» информации. Интерактивные формы работы способствуют развитию инициативы, независимости, самодисциплины, способности к сотрудничеству. Они стимулируют развитие когнитивных процессов, привлекают к активному участию в процессе обучения, заинтересовывают в совместной деятельности. Ребята учатся работать вместе, высказать свое мнение, делиться опытом, брать на себя ответственность за обучение. И главное – учатся учиться.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивных технологий много. Перечислю несколько, которые использую в своей педагогической деятельности для формирования коммуникативной компетенции: педагогика сотрудничества, игровое обучение, проблемное обучение, исследовательские технологии, метод проектов.
Используем риторическую образовательную технологию, которой присущи следующие характеристики:
-универсальность (применима для разного контингента обучающихся);
-интенсивность (усиливает процесс развития за счёт интеграции ряда конкретных развивающих технологий);
-результативность (позволяет получать результаты развития в процессе обучения);
— многоплановость (способствует развитию практически всех личностных качеств);
Риторическая образовательная технология представляет собой способ реализации семи риторических законов в педагогической деятельности. Особый интерес для нас представляло значение законов риторики в развитии личностных качеств.
Концептуальный закон риторики представляет собой теоретическое основание личностно – ориентированного обучения, его применение способствует развитию всех основных качеств личности.
Закон моделирования аудитории является теоретическим основанием индивидуализированного и дифференцированного обучения и представляет собой необходимое условие для развития личностных качеств обучаемых через учёт их индивидуальных особенностей.
Стратегический закон как теоретическое обоснование проблемного обучения предполагает развитие мышления, речи, осознанной памяти, общения, творчества.
Тактический закон как теоретическое основание педагогики насилия способствует развитию мышления, речи, осознанной памяти, общения, творчества.
Закон словесного творчества как теоретическое основание развития речи способствует не только развитию речи, но и мышления, осознанной памяти, эмоционально чувственных качеств.
Закон общения как теоретическое основание диалогового обучения способствует развитию общения, поведения (вежливости), речи, мышления, каналов восприятия, эффективного внимания.
Закон системно-аналитический как теоретическое основание рефлексивного обучения способствует развитию мышления, речи, осознанной памяти, каналов восприятия, эффективного внимания, общения, творчества, эмоционально-чувственных качеств.
Таким образом, если все семь законов риторики «работают» в процессе обучения, то происходит развитие личности, в том числе и развитие коммуникативной компетенции.
Изучила коммуникативный метод обучения, относительно недавно выделенный в педагогике Воронежскими исследователями.
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в практическом пользовании языком. Выделяют следующие принципы коммуникативного метода обучения:
— принцип речемыслительной деятельности;
— принцип индивидуализации при ведущей роли её личностного аспекта;
При планировании деятельность педагога по формированию коммуникативной компетенции необходимо учитывать особенности контингента обучающихся. Для студентов СПО, чаще всего, характерна низкая мотивация на обучение, недостаточный уровень сформированности базовых знаний и умений. Особое внимание необходимо уделить таким управленческим функциям педагога, как организация, контроль.
Учитывая интеллектуальные особенности студентов, в целях развития коммуникативной компетенции, больше внимания на занятии необходимо уделять формированию приёмов эффективного слушания с использованием памятки «Анализ ответа», по которой студентам предлагается проанализировать ответ товарища. От выступающихна занятии требуется полный аргументированный ответ. Помогает такой ответ подготовить памятка «Подготовка к устному ответу». Памятки помогают студентам подготовить свою речь, выстроить логику, подобрать аргументы.
Для развития связной, логичной, аргументированной речи студентов используются разнообразные задания:
Составьте план текста;
Определите тему и основную мысль текста. Аргументируйте;
Найдите в тексте ключевые слова, опираясь на них, составьте несколько своих предложений;
Составьте художественное описание, используя предложенные слова;
Выберите одно из определений к предложенному слову и напишите рассуждение — несколько предложений, подтверждающих это определение.
Подобные задания способствуют развитию у студентов умения выстраивать логико — речевые основы текста, умению воспринимать и понимать, интерпретировать содержание текста. Эти компетенции являются составляющими речевой образованности студентов.
Учитывая личностные особенности студентов, уровень подготовки по предмету при повторении, объяснении нового материала на занятиях целесообразно использовать схемы, которые помогают обучающимся построить ответ, развивают речь, способствуют развитию логического мышления.
Обучение студентов анализу текста при помощи логографа, который позволяет проследить композицию текста, приёмы, используемые автором для раскрытия темы, увидеть тезисы и аргументы, является эффективным. Всё это позволяет создать собственное высказывание по проблеме, поднятой автором в тексте. Данный наглядный метод обучения можно использовать навсех занятиях. Успешность в формировании коммуникативной компетенции студентов зависит от всего коллектива. Только совместными усилиями преподавателей можно научить студентов видеть текст, его структуру, а это способствует осмысленному усвоению изучаемого материала, а затем и его воспроизведению, представлению для слушателей. Особенно привлекает студентов возможность проанализировать занятие с точки зрения его логического построения, дать оценку преподавателю «хороший ли он рассказчик» и самооценку «хороший ли я слушатель». Такая форма работы при подведении итога урока, основанная на принципе сотрудничества, способствует развитию коммуникативной компетенции студентов.
В практике работы преподавателей присутствует совместная работа с коллективом центральной библиотеки. Одна из причин низкого уровня развития речи молодого поколения — это низкий уровень читательских интересов. Совместно с работниками библиотеки проводим заседания в литературной гостиной по ряду тем учебной программы «Лирический роман Сергея Есенина», «Красною кистью рябина зажглась…»(Творчество М.Цветаевой), «Королева серебряного века» (Творчество А.Ахматовой). Студенты читают стихи перед аудиторией, рассказывают подготовленные эпизоды из биографии поэтов, принимают участие в подготовке презентации. Это способствует развитию речи, умению использовать речевую ситуацию в непривычной обстановке.
Занятие по предмету культура речи на тему «Словари, справочная литература» также эффективно проводить в библиотеке. Привлекает, прежде всего, разнообразие справочных изданий. При проведении практической части студенты имеют возможность воспользоваться разными словарями, справочниками. Каждый получает индивидуальное задание, выполнение которого требует работу со словарём, а затем представляет результат своей работы. Такая форма обучения способствует обогащению словарного запаса студентов, помогает овладеть основами культуры устной речи.
Использование разнообразных форм организации деятельности студентов на занятии является обязательным условием развития коммуникативной компетенции.
Творческое задание – одна из интерактивных форм развития коммуникативной компетенции студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное решение, основанное на персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.
Выбирая творческое задание, преподаватель следит за тем, чтобы оно отвечало критериям:
— не имело однозначного ответа;
— являлось полезным для студентов;
— было связано с жизнью молодых людей;
— вызывало у обучающихся интерес;
— максимально служило целям обучения (в нашем случае – формированию коммуникативной компетенции).
Предлагаем творческие задания на уроках литературы:
-найти в произведении Х1Х века проблемы, которые волнуют современных молодых людей, и подготовить вопросы для обсуждения;
— написать письмо писателю Х1Х века с отзывом о его книге;
-дописать текст произведения (например, продолжить монолог Кабановой – героини драмы «Гроза» А. Островского).
Творческие задания носят индивидуальный характер. Их выполняют более подготовленные студенты, имеющие интересы, склонности к изучению предмета. Выполнение таких заданий способствует развитию коммуникативной компетенции.
Одна из часто используемых форма организации деятельности студентов на занятии – работа в группе, гд е каждый имеет право на достижение успеха. Интерактивное обучение в них превращается во взаимодействие между участниками учебного процесса путем сотрудничества, сотворчества, что способствует повышению знаний и умений, развитию коммуникативных навыков. Члены одной группы знают, что все выигрывают от усилий каждого; понимают, что все члены группы имеют одну цель; согласны с мыслью о том, что общее выступление базируется на мысли каждого члена команды; для них успех каждого человека является гордостью всей команды.
Групповая работа проводится на вводном уроке. Например, перед началом изучения темы «Культурная ситуация в России второй половины Х1Хвека» учащиеся получили задание по группам: «историки» должны рассказать об общественно-политической обстановке в России в это время, «литературы» — о литературной борьбе, «художники» — о деятельности Товарищества передвижных выставок, «музыканты» — об организации «Могучей кучки». На уроке проходит презентация проекта и представляется портфолио.
Работа в группах будет эффективной и на обобщающих уроках. Например, на обобщающем уроке по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» 5 -6 группам учащимся предлагается одно задание — составить план к сочинению по теме «Мысль народная в романе». После отведенного для работы времени проходит конкурс составленных планов.
Успех групповой работы зависит от соблюдения определенных условий :
— учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания;
— инструкции учителя должны быть максимально четкими;
— группе должно быть предоставлено достаточное количество времени для выполнения задания;
— члены группы должны понимать, что они связаны друг с другом таким образом, что пока один не достигнет успеха, не достигнет его и вся команда;
— в процессе работы все должны помогать друг другу, заинтересовывать друг друга в обучении;
— после работы необходимо обсуждать достижения и промахи, анализировать эффективность взаимодействия.
Эффективная групповая работа строится на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества. Должны соблюдаться и другие принципы групповой (кооперативной) работы:
— принцип равенства позиций (учитель и ученики являются равноправными участниками группы, только учитель играет роль «катализатора», способствующего развитию мышления; у всех участников группы одинаковые права и обязанности, они устанавливают партнерские отношения);
— принцип активности (активность зависит от уровня заинтересованности проблемой, уровня осведомленности, опыта групповой работы, взаимоотношений в группе);
— принцип исследовательской и творческой позиции участников (открытость к новому опыту, способность активно наблюдать за собственной деятельностью, реализовывать принцип партнерства);
— принцип обратной связи (работа в группе дает возможность «увидеть себя глазами других участников»);
— принцип доверительного общения (от соблюдения этого принципа зависит эффективность взаимодействия);
— принцип партнерского общения (субъект-субъект), обеспечивающий признание ценности личности другого человека.
Предлагаем памятку «Нормы поведения в группе»:
а) в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
б) говори так, чтобы тебя понимали, высказывайся непосредственно по теме, избегай лишней информации;
в) если прозвучала информация не вполне ясная, задай вопрос;
г) каждый имеет право просить о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обратился за помощью;
д) критикуй идеи, а не личности;
е) цель совместной деятельности – не «победа» одной точки зрения,а возможность найти лучшее решение…
Доктор педагогичных наук университета США КеролайнХендерсон предлагает такую схему распределения по группам:
— группирование по способностям (учащиеся имеют примерно одинаковый уровень знаний);
— смешанное группирование (учащиеся разного уровня знаний работают в одной группе);
— группирование по интересам;
— группирование по половому признаку;
— однородное группирование (у учащихся одинаковое отношение к прочитанному произведению);
— неоднородное группирование (у учащихся разные мнения о прочитанном произведении);
— группирование вслепую (группы создаются стихийно).
Каждый тип группирования имеет свои достоинства и недостатки, все зависит от цели, которую преследует преподаватель. Выполняя различные упражнения можно комбинировать группировки.
Возможны различные варианты организации работы в малых группах . Вот один из них (по О. Пометун и Л. Пироженко):
Объединение учащихся в группы (5 – 6 человек). Распределение
— спикер (руководитель группы) организует работу в группе, приобщает всех к дискуссии, подводит итоги работы, определяет докладчика;
— секретарь (ведет запись результатов работы коротко и разборчиво, участвует в дискуссии);
— посредник (следит за временем и участвует в работе группы);
2. Сообщение задания группе и инструкции по его выполнению.
3. Установка на определенное время работы.
4. Работа в малых группах в течение установленного времени (внесение предложений, сведений, мнений и их обработка, принятие идей…).
5. Презентация результатов работы.
6. Оценка деятельности групп.
Построения всего занятия и может реализоваться в разных формах. От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)
При групповой работе может возникнуть проблема, когда одни ученики работают, а оценки получают все. Поэтому преподавателю необходимо позаботиться о распределении ролей, привлекать студентов к систематической работе, разработать в команде документы сотрудничества (например, правила работы в команде, или договор, или условия оценивания и т.д.). Оценивать необходимо работу всей группы, ни в коем случае не ставить обучающимся, работавшим вместе, разных оценок.
При подготовке к занятию с использованием работы студентов в группе придерживаюсь следующих правил:
— организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
— к работе необходимо по возможности и в разной степени привлекать всех студентов;
— необходимо заботиться о психологической подготовке обучающихся. Полезным будет разнообразное стимулирование учащихся за активное участие в работе;
— продуктивной будет работа в малых группах (каждый должен быть услышан);
— необходимо подумать о подготовке помещения (студенты должны иметь возможность свободно передвигаться);
— все материалы для работы в малых группах должны быть приготовлены заранее;
— во время занятия важно придерживаться регламента и процедуры, проявлять
терпимость к любой точке зрения, внимательно выслушивать каждого выступающего;
— внимательно относиться к студентам во время формирования групп;
— во время подготовки заданий преподавателю необходимо продумать разные варианты ответов и заранее выработать критерии оценки эффективности занятия;
— занятие должно захватывать обучающихся, пробуждать в них интерес и мотивацию;
— сохраняя свой научный авторитет, преподаватель должен помогать учащимся не попадать под его зависимость, а давать возможность студентам проявить самостоятельность в интеллектуальном поведении.
Временная работа в группе по выполнению учебных заданий развивает навыки общения, формирует умение высказывать определённую точку зрения, аргументировать её. Совместно вырабатывается культура учебного ответа, формируется способность воспринимать людей, умение общаться в различных ситуациях, сотрудничать в различных видах деятельности. Цели работы в группе различные, организация зависит от задач, поставленных перед группой. Практикуем проведение групповой работы на уроках обобщения, повторения изучаемого материала.
Использование общественных ресурсов способствует формированию коммуникативной компетенции студентов. Приглашаем на занятия руководителей предприятий и организаций, депутатов Думы. Со студентами готовим список примерных вопросов для гостей. Такие встречи развивают умение слушать, задавать вопросы. Экскурсии на производственные предприятия, в центр занятости населения также являются хорошей практикой в ведении тематического разговора.
Выпуск стенной газеты — творческое дело. Определяем тематику. Помогаем студентам в подборе материала. Чтение дополнительной литературы, умение выбрать информацию по теме, обсудить в творческой группе, расположить, оформить — всё это способствует развитию коммуникативной компетенции студентов.
Ролевая игра практикуется чаще на уроках культуры речи. Студенты разыгрывают небольшие сценки, выступая в разных ролях. (Покупатель-продавец, студент – преподаватель, водитель- пассажир).Такой вид работы способствует развитию творческого потенциала. Отрабатывается умение строить текст: изобретение, расположение, оформление, запоминание, изложение, рефлексия. Диалог способствует развитию культуры речи, умению слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, давать ответы. Формирует поведенческие и речевые навыки студентов.
Формированию монологической речи студентов, умению логически построить текст способствует такая форма обучения, как индивидуальные сообщения по определённой теме. Это, прежде всего, сообщения по темам, предложенным по тематическому планированию для самостоятельного обучения.
Для развития коммуникативной компетенции студентов используем такую форму обучения как семинар. Подбор материала по заданной теме, подготовка презентации, выступление на занятии способствует развитию коммуникативной компетенции студентов.
Названные методы, формы обучения способствуют формированию устойчивой коммуникативной компетенции студентов, являются оптимальными и эффективными, подтверждением чему являются результаты обучения:
— участие студентов в олимпиадах и конкурсах;
— участие во внеклассных мероприятиях;
— результаты итоговой аттестации;
— показатели мониторингасформированности коммуникативных действий.
Источник