Консультация на тему «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
«Развитие исследовательских умений и навыков у детей
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций», познавательная деятельность с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма конкретно формирует представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний.
Для детей старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность. Её целью является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.
При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие условия:
— предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
— чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
— содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
— эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения, в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:
«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
В развитии речи широко используются для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А. Усачев «Умная собачка Соня» (кладезь идей для опытов и экспериментов) – «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На прогулках, в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Их я очень часто использую в своей работе: посещение музея под открытым небом «Ангарская деревня», «След белого человека» (о подорожнике), «Рябина и рябинка – один вид растения?» и другие. В ходе наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность, поисковая деятельность.
В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.
Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы.
В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности проявят себя в опытах с бумагой, красками.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Центр экспериментирования. В нём имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.
Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности неразрывны между собой. В их основе лежат:
развитие исследовательских умений и навыков дошкольников;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных образовательных областей;
умение критически мыслить, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослых. Это может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Новогодняя елочка», «Сказочный мир цветов», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи, мастерили и проводили эксперименты. Активные и любознательные дети проявили себя в познавательно-исследовательских проектах «Уроки безопасности», «Где зимуют божьи коровки?». А проект «Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» вызвал большой интерес у всех: и у детей, и у родителей, и у педагогов. Они с таким интересом искали новый материал, собирали экспонаты для мини-музея. Благодаря этому проекту мои воспитанники очень хорошо знают историю своего края.
Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Источник
Методическая разработка «Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений»
Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений.
Иванов Дмитрий Валерьевич
Методы учебного исследования
Задача формирования исследовательских способностей, универсальных учебных действий у школьников — это важная задача, которая стоит сегодня перед всеми педагогами. Будет ли обучение успешным, во многом зависит от того, какие методы и приёмы активизации творческой деятельности использует педагог. Они очень разнообразны. Это разнообразие обеспечивает в конечном итоге реализацию уровней исследовательского поведения учащихся в процессе обучения.
Важно только, чтобы сам педагог был заинтересован в формировании исследовательских способностей и навыков у своих воспитанников.
Воспользоваться методическими приемами может любой педагог, независимо от того какой предмет он преподает. Они позволяют формировать метапредметные навыки, которые по новым образовательным стандартам являются обязательными для освоения.
Это, прежде всего, наглядные методы (в данном случае источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Следует отметить, что наблюдение — один из самых древних исследовательских методов формируется через рассматривание рисунков, картин, камней, ракушек и т.д. Рассматривание различных предметов неизменно вызывает интерес у детей любого возраста. Этот метод следует использовать, когда даете учащимся тему, связанную с признаками предметов, явлений, слов и т.д.
Наблюдение как метод, хорошо использовать при объяснении темы, связанной с составлением описаний, определений, характеристик.
Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися).
Можно использовать эксперимент (мысленный и с реальными объектами). Эксперимент — наглядный и динамичный метод. Когда учащиеся проводят эксперимент, они полностью захвачены им. Если говорить о поисковой активности, то, пожалуй, эксперимент самый продуктивный в этом отношении метод. Он будит поисковую активность детей, формирует исследовательские навыки, развивает исследовательские способности детей.
Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово). В программе исследовательского обучения часто используются такие словесные методы как: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия.
Без словесных методов невозможна работа над формированием логического мышления. Они распадаются на множество методических приемов.
Эти методические приемы легко и интересно использовать на уроке. Подробнее они будут описаны ниже.
А.И.Савенков указывает на то, что исследовательские способности можно рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих, включающих в себя: поисковую активность, конвергентное и дивергентное мышление. Каждая из составляющих развивается в процессе исследовательского обучения благодаря использованию определенных методических приемов. Это нужно иметь в виду, когда мы проводим программу исследовательского обучения.
Еще Дж. П. Гилфорд предложил разделить мышление на конвергентное и дивергентное. В основе деления лежат особенности мыслительных задач. Дивергентная задача имеет не одно, а несколько правильных решений. Конвергентная задача имеет один единственно правильный, логически обоснованный ответ. Оба вида мышления необходимы для исследовательской деятельности. Дивергентное мышление необходимо для умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы. Конвергентное мышление необходимо при проверке гипотез и в выстраивании доказательств. Важным для меня стало понимание, что и методические приемы можно разделить на те, что формируют конвергентный или те, что формируют дивергентный тип мышления. К первым относятся:
Перепутанные логические цепочки.
В заданиях этого типа необходимо связать последовательность элементов информации в нужной последовательности.
Например, на отдельные листы выписываются 5-7 событий из текста. Их демонстрируют (или зачитывают) классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
После заслушивания различных мнений по логическому построению текста и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
Это интересный и простой в выполнении прием. При этом в зависимости от возраста детей мы можем менять сложность логической цепочки.
Можно использовать вместо текста символы, рисунки. Задания последнего типа можно найти в работах А. Зака и Б. Никитина.
Прием «6 вопросов» также является своеобразной логической цепочкой. Он заключается в том, чтобы в научном тексте (читая его или слушая сообщение), ученик сумел выделить 6 основных вопросов:
Кто (что)? Что делает? Где? Когда? Как? Почему?
Этот прием позволяет ученику структурировать текст и в дальнейшем опираться на выделенную структуру. Этот прием помогает детям в поиске информации — ученики, работая с текстом, как правило, всегда ищут ответы на эти вопросы.
Кроме того, этот прием помогает справиться с потоком информации, сохранить и воспроизвести ее — при пересказе ребенок также научится опираться на эти вопросы.
Прекрасным упражнением, развивающим логическое мышление, служат загадки . Загадка — это великолепный пример логической задачи. С загадками можно работать в разных направлениях:
Можно просто попытаться ее разгадать.
Детям можно предложить самим составить загадку. В этом случае ребенок должен перечислить важные признаки, какой — либо вещи или явления. Может быть вариант, когда ребенок нужно невербально (т.е. без слов, только жестами и мимикой) показать загадку.
Большим успехом у детей пользуются нарисованные загадки — ребусы и кроссворды.
Можно сыграть в логическую игру . Она заключается в том, что в коробку педагог помещает какую-то вещь. Учащиеся должны угадать, что там лежит, для этого нужно задавать вопросы. Эти вопросы должны быть так сформулированы, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».
Когда дети знакомятся с этим приемом, психолог помогает им тем, что говорит, какой из вопросов «хороший». «Хорошим» считается вопрос, который продвигает класс в угадывании спрятанной вещи. Обычно это вопрос, который касается основных, общих признаков спрятанного предмета. Логическая игра помогает ребенку быстро ориентироваться в окружающем мире, формирует умение классифицировать различные предметы и явления по основным признакам.
В дальнейшем каждый учащийся может стать «водящим». Этот прием помогает не только развитию логических способностей, формирует конвергентное мышления, но вырабатывает у детей умение владеть аудиторией, что в свою очередь, приводит к личностному росту. У ребенка появляются личностные качества, необходимые исследователю.
К решению логических задач мы с учениками подходим постепенно.
В логической задаче всегда есть условие и необходимо найти причину происходящего, поэтому знакомство с ними я начинаю с приема, который нашла у Савенкова А.И.. «причина и следствие». Учащимся предлагают цепочку из слов и ставят задачу определить — что является причиной, а что следствием. Например, педагог предлагает следующую цепочку из слов: рекорд, медаль, победа, тренировки. Ученики должны выстроить из этих слов логическую цепочку (тренировки — рекорд — победа — медаль).
После этого мы переходим к методическому приему, которым пользовался еще Аристотель. Это суждения . Мыслить — значит высказывать суждения. Определяя истинность или ложность суждений, дети научаются логически мыслить.
К простым, но важным логическим задачам, можно отнести задачу «исключение четвертого лишнего». Учащихся просят исключить из четырех, перечисленных преподавателем предметов (явлений, понятий), один, который по какому — либо признаку к трем другим ( объединенным общим признаком) не подходит. Этот прием интересен тем, что его можно использовать как логическую задачу в любой области знания.
Работу с собственно логическими задачами нужно начинать с решения простых логических задач. Например, таких:
Сколько карандашей войдет в пенал? ( Карандаши не ходят)
На дубе 7 веток, на каждой ветке по три шишки. Сколько шишек на дубе? (шишки на дубе не растут)
Летела стая совсем небольшая — сколько в ней птиц, и каких? (совы. 7 штук)
Такие задачи захватывают детей. Они начинают сами искать их (порой придумывают их сами), для того, чтобы на уроке загадать классу. Следует бережно относиться к инициативе детей и всегда стараться выделить на уроке часть времени для презентации их собственных логических заданий.
Решение логических задач развивает не только мышление, но и очень важное для исследовательского обучения новообразование — поисковую активность.
В дальнейшем переходим к более сложным логическим задачам, задачам в которых есть сюжет.
Разбивка на кластеры, хороший методический прием, формирующий мышление, исследовательские навыки у детей.
Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Этот методический прием заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
На уроке можно использовать кластер в сочетании с описанным выше методическим приемом «причина и следствие». Это очень удачное сочетание. Сначала учащиеся знакомятся с линейной логической схемой, а затем переходят к более сложным схемам.
Использование кластеров позволяет детям научиться выделять главную идею, основную мысль и находить факты ее подтверждающие. Кластер делает «видимой» ту логическую цепь, которую ученики привыкают выделять в логических цепочках, загадках, логических задачах и т.д. Кластер, как и описанные выше методические приемы, способствует развитию конвергентного мышления.
Работа с кластером возможна в нескольких направлениях:
Можно просто составить кластер для какого — то выбранного понятия.
Можно, зачитав детям отрывок из текста, предложить им выделить основную идею в тексте и нарисовать кластер, опираясь на этот текст.
Можно же, перед тем как один из учеников делает свое сообщение или презентацию, попросить класс нарисовать кластер для основной идеи сообщения. Такое задание значительно активизирует прослушивание научного сообщения.
Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи и мышления, который позволяет быстро получить результат. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейна.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Фиксируется время на данный вид работы.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Этот методический прием позволяет детям познакомиться на практике с понятием «структура». Дело в том, что синквейн имеет строго определенную структуру, сочиняя стихотворение, ребенок вынужден ей следовать. Это очень важный момент для исследовательского обучения, потому что научная работа тоже имеет структуру. Для того, чтобы написать ее нужно познакомиться с понятием «структура» и научиться проводить исследование по строго определенному плану. Некоторые дети «просто не хотят», а на самом деле не умеют следовать правилу. Синквейн дисциплинирует таких учащихся, заставляет увидеть, что и в стихотворении и в научном материале есть своя структура, которой необходимо следовать. Описанные ниже правила составления синквейна, хорошо иллюстрируют мою мысль. В синквейне всегда:
первая строка — тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным;
вторая строка — это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
третья строка — представляет собой описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
пятая строка — одно слово — синоним к первому, на эмоционально — образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Синквейн яркий пример методического приема, дисциплинирующего мышление ребенка, прививающего ему культуру исследовательского поиска. Это прием одинаково хорошо работает и во втором и в одиннадцатом классах. Возраст учащихся определяет тему синквейна, но принцип, по которому сочиняется это стихотворение, понятен уже детям во втором классе. Неизменно написание синквейна вызывает интерес и бурю эмоций у детей.
Важной задачей педагога, работающего по программе исследовательского обучения, является формирование творческой стороны юных исследователей. Педагог должен суметь показать, что многие исследовательские задачи неоднозначны, они могут иметь несколько решений. Нужно суметь объяснить ребенку, что у научных проблем много граней. Важно уметь их разглядеть.
Творческую составляющую исследовательского поиска во многом обеспечивает дивергентное мышление. Работая над развитием дивергентного мышления, можно использовать следующие методические приемы:
1.Поиск возможной причины события. Например, предлагается такое задание для детей: «Утром на улице звучала музыка». В этом задании, как и в любом задании на развитие дивергентного мышления. Может быть множество решений.
2.Рассказ на заданную тему
В этом случае класс предлагает тему. На эту тему сами дети называют слова. Один из учеников записывает эти слова на доске. Ему нужно составить короткий рассказ, в котором все эти слова будут логически связаны между собой. При этом для него важно не упустить ни одно слово, составляя свой рассказ. Класс делает эту работу в тетради. Далее заслушиваются варианты рассказов.
Это очень интересный методический прием, предложенный А.И.Савенковым. Классу предлагается отрывок, описывающий проблему. Этот отрывок один для всего класса (примеры таких тем для исследования можно найти в книге А.И.Савенкова). Каждый из детей предлагает свой вариант решения проблемы. Педагог отмечает самые яркие из них.
Дети могут решать предложенную проблему вместе, в группе. В последнем случае задание становится еще более интересным для детей. Кроме того оно позволяет им приобрести навыки совместной работы, научиться слушать мнение другого человека, учитывать это мнение, составляя обзор совместной работы. Совместная работа организует, дисциплинирует детей.
Наконец, важнейшим методическим приемом исследовательского обучения, я считаю, следует признать написание исследовательских работ учащимися.
Исследование — это заключительный аккорд исследовательского обучения. В то же время оно составляет его смысл и главную цель Исследовательские работы дети проводят каждый год. Проводя свое исследование, ребенок использует все полученные в ходе обучения знания, навыки и умения.
Для каждой возрастной группы проведение исследовательской работы имеет свою специфику.
1.В младших классах исследование проходит в четыре этапа.
Выбор темы для исследования
2.Постановка вопросов по теме исследования
3.Собственно исследование, в ходе которого ответы записывают на листочки и классифицируют.
В дальнейшем к этим этапам добавляются
6.Выбор методов исследования.
7.Определение последовательности проведения исследования.
8.Анализ и обобщение полученных материалов, используя известные логические правила и приемы.
Последовательное прохождение этих этапов развивает у детей умение четко и ясно излагать собственные мысли, знакомит их с сущностью научного исследования.
Во время защиты своего исследования ребенок приобретает умение последовательно излагать каждое положение исследования, быть внимательным к деталям, обеспечивать истинность информации в презентации. Это важный момент презентации.
Дети учатся отстаивать свою точку зрения. Зная, что после презентации класс задаст множество вопросов по теме исследования, они заранее готовятся к этому этапу исследовательской работы — защите своего проекта.
Защита проекта требует от учеников еще одного — умения работать с аудиторией. Не на словах, а на деле ребенок понимает, что нужно делать, чтобы держать внимание своих одноклассников Он научается видеть аудиторию, контролировать ее, говорить громко и т.д.
Из сказанного выше видно, каким непростым делом становится для ребенка защита проекта. К защите проекта можно подходить постепенно, весь год, через систему презентаций.
«Презентация» как методический прием формирует умения и навыки исследовательского поиска, умение работы с большой аудиторией. Презентация может стать важнейшим методическим приемом на занятиях.
Дети делают презентации-сообщения на темы, которые им интересны.
Возможна презентация — задание для одноклассников. Ребенок подбирает задание (ребус, загадки, кроссворды и т.д.). Это задание он должен провести с классом — представить задание, организовать его выполнение. Время выполнения ограничено семью минутами.
В ходе этого задания ребенок учится делать презентацию результатов своего поиска, того, что вызывает в нем интерес. Ребенок учится владеть аргументацией, учится излагать материал так, чтобы аудитория его слышала.
Так, постепенно дети приобретают культуру исследовательской деятельности.
Планомерная работа по развитию исследовательских способностей приносит очень хорошие плоды, позволяет детям сохранить любознательность и подняться на новую ступень осмысления мира.
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Электронный ресурс // Институт международных программ РУДН.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педагогическая технология: Материалы открытой научно-практической конференции. — Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2005.
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: 5 за знания, 2011.
Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Практика административной работы в школе. — 2014. — №1.
Источник