Способы развития интеллектуально творческого потенциала личности

Лайфхаки для развития креативности

Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Читайте также:  Пиелонефрит народные способы лечения

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что нужно запомнить

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Развитие творческого потенциала: методы и упражнения

В статье рассказывается:

Развитие творческого потенциала необходимо не только людям с очевидно креативной профессией. Такой подход предполагает широту взглядов и умение находить неожиданные и при этом удачные решения в сложных ситуациях. Совершенствуя творческий потенциал, человек развивает интеллект.

Делать это можно, начиная с дошкольного возраста. В этом случае за развитие отвечают родители и специалисты, с которыми могут проходить занятия у ребенка. В зрелом возрасте можно заниматься самостоятельно или посещать тренинги. Подробнее о том, что такое творческий потенциал, какие приемы можно использовать для его развития, читайте в нашем материале.

Составляющие творческого потенциала человека

Творческим потенциалом называют совокупность качеств человека, которые определяют, насколько он может участвовать в трудовой деятельности и каким образом. Этих черт достаточно много. Часть из них человек может получить по наследству. Они заложены в генах. Еще часть формируется в детские годы. Остальные приобретаются на протяжении всей жизни человека, когда он проходит через разные ситуации и получает новый опыт.

Итак, наличие нужных качеств — необходимое условие развития творческого потенциала. Какие из них человек получает с генами? Например, хорошую память, острый ум (однако тут могут негативно или позитивно повлиять условия развития в детстве), физическую силу, темперамент (специалисты считают, что именно он влияет на формирование характера в детские годы).

Именно пока мы еще являемся детьми, у нас формируются главные черты характера и закладываются личностные психологические особенности. По мере того как мы взрослеем, какие-то особенности могут усиливаться, другие ослабевают, формируются новые черты характера.

Итак, ваш творческий потенциал — это ваши адаптивные, инновационные, креативные и эвристические способности и навыки, которые вы можете использовать в трудовой деятельности.

Так как творческий потенциал — это соединение разных качеств, специалисты еще не пришли к единому мнению о его составляющих. Например, педагоги, которые создают программы коллективного творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач, утверждают, что есть 9 главных составляющих творческого потенциала.

Часто исследователи в числе составляющих творческого потенциала называют:

  1. интеллектуальный компонент — насколько личность развита умственно;
  2. эмоциональный компонент — испытывает ли человек позитивные эмоции, выполняя творческие задачи;
  3. мотивационный компонент — насколько личности интересны творческие задачи;
  4. волевой компонент — способен ли человек самостоятельно организовать рабочий процесс и дисциплинированно трудиться в отсутствие стороннего контроля.

Речь о формировании и развитии творческого потенциала чаще всего заходит при обсуждении вопросов образования и саморазвития.

Методы развития творческого потенциала

Технологии развития творческого потенциала, которые применяются в современном мире, направлены на то, чтобы устранить психологическую инерцию. Она возникает у человека, когда перед ним ставятся креативные задачи.

Самые распространенные из них:

  1. Использование научно-фантастической литературы, исследование ее прогностических функций.
  2. Оператор РВС.
  3. Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ).
  4. Фантограммы.
  5. Метод золотой рыбки (разбор фантастических идей и их синтез).
  6. Ступенчатое конструирование.
  7. Метод ассоциаций.
  8. Метод тенденций.
  9. Метод скрытых свойств объекта.
  10. Взгляд со стороны.
  11. Трансформация системы ценностей.
  12. Ситуационные задания.
  13. Приемы фантазирования, генерирования идей.
  14. Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2».
  15. Система упражнений по развитию творческого воображения.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Читайте также:  Подстаканник это суффиксальный способ

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Расскажем подробней о самых интересных методах.

Метод фокальных объектов (МФО) разработал профессор Берлинского университета Э.Кунце. Впоследствии ученый из США Ч.Вайтинг модернизировал его. Этот метод развития творческого интеллектуального потенциала работает по принципу перенесения свойств одного или нескольких объектов на другой. Его также называют методом поиска новых идей путем присоединения к объекту свойств случайных объектов.

Как именно действует этот метод? Признаки случайно выбранных объектов переносятся на совершенствуемый объект, лежащий в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным. Модификации, которые он получает во время этого процесса, развивают ассоциациями. Они помогают человеку активизировать творческое мышление. Исходный объект улучшается за счет новых оригинальных решений, которые к нему применяются. Метод фокальных объектов используется в педагогике, менеджменте, маркетинге и различных других сферах.

Разберем работу этого метода пошагово:

  1. Мы выбираем 4-5 случайных объектов, например, из словаря.
  2. Составляем списки их характерных свойств и признаков (по 5-6 различных слов, в числе которых глаголы, прилагательные и деепричастия).
  3. Выбираем фокальный объект.
  4. Присоединяем к нему признаки случайных объектов, все записываем.
  5. Сочетания, которые мы получили в итоге, развиваем путем свободных ассоциаций.
  6. Рассматриваем полученные варианты, выбираем самые интересные решения.

Этот прием развития творческого потенциала довольно универсален. Однако он не подойдет для решения сложных задач. Еще один его недостаток — отсутствие четких критериев оценки найденных идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)использовалась в практике британского физика Дж. Максвелла. Она подразумевает моделирование процессов, которые происходят между разными веществами в природе и в творениях человеческих рук. Это один из методов решения простейших противоречий.

Методика ММЧ опирается на наблюдение, что многие задачи становится легче решить, представив их в виде модели. При использовании этого метода объект изображается в виде множества маленьких человечков, которые взаимодействуют друг с другом. В итоге получается модель, у которой есть достоинства эмпатии, например, простота. И нет ее недостатков, одним из которых, к примеру, является неделимость человеческого организма.

На практике процесс применения методики для развития творческого потенциала выглядит так:

  1. Мы выделяем часть объекта, которая не выполняет требования задачи, и представляем ее в виде маленьких человечков.
  2. Делим их на группы, которые действуют так, как нужно по условиям задачи.
  3. Перестраиваем полученную модель так, чтобы выполнялись противоречащие друг другу действия.

Оператор РВС представляет собой инструмент управления психологическими факторами, позволяющий уйти от шаблонного мышления. Цель его применения не в решении задачи, а в избавлении от устоявшихся стереотипов и выходе за рамки сознания.

РВС расшифровывается как «размер, время, стоимость». Метод работает так:

  1. Выбираем интересующий нас объект.
  2. Выделяем три его главных характеристики: размер, время и стоимость.
  3. Определяем исходные значения этих параметров.

Далее мы анализируем изменения значений этих параметров по каждому Р, В, С:

  • Р — (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • Р — 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • В — (∞): увеличение времени действия объекта до бесконечности;
  • В — 0: уменьшение времени действия объекта до нуля;
  • С — (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • С — 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

7 простых упражнений для развития творческого потенциала

  1. Утренние страницы. Широко известный эффективный метод развития творческого потенциала, который подойдет как для ребенка, так и для взрослого. Все очень просто: проснувшись утром, вы берете блокнот, ручку и пишете все, о чем хотите: сказку об одеяле и подушке, или размышления о том, что увидели во сне, или анализ внутренней политики Исландии. Не думайте ни о чем, кроме процесса записывания всего, о чём думаете. Постарайтесь написать три тетрадные страницы. По количеству слов ориентируйтесь на цифру 750.

Можно использовать ноутбук или писать ручкой по бумаге. Это непринципиально.
А что, если бы… Именно этим вопросом знаменитый режиссер Константин Станиславский предлагал задаться любому начинающему актёру. Он может быть применен к любому объекту, который попал в ваше поле зрения. Этот вопрос прекрасно стимулирует процесс развития творческого потенциала личности. Например, а что, если бы мы могли поговорить с человеком, который находится далеко от нас? Именно так был изобретен телефон. Что, если бы нам не было нужно мыть посуду вручную? Так изобрели посудомоечную машину.

Если мы возьмем слова и будем дробить их на части, чтобы придумать новые, будем использовать не рациональное мышление, а фантазию, что является важным условием развития творческого потенциала. Этот метод напомнит вам детские игры. Возьмите два любых слова, поделите на части и соедините полученные части между собой. Получится что-то весьма забавное. Соль + лимон = сольмон, торт + вода = торда.
Неожиданные аналогии.Найдите в словаре два произвольных слова. Подумайте и скажите, каковы 3 отличия и 3 сходства между предметами, которые они обозначают. Придумайте несколько предложений, используя эти слова. Так вы поймете, каков уровень развития вашего творческого потенциала.

Например: «снежинка» и «соль». Отличия — консистенция, происхождение, снежинки падают с неба, соль выпаривают из морской воды. Сходства — цвет, внешний вид, и то, и другое растворяется в воде.

Читайте также:  Способы правила разрешения конфликтов

У нас получится предложение: «Соль растворялась в супе, и ее кристаллики блестели, как снежинки».

3 способа изменить негативные программы:


Метод Торренса.Этот метод основан на так называемых дудлах — каракулях, из которых можно создать рисунок. Нарисуйте нижеследующие простые символы, расположив их в ряд, и применяйте свою фантазию.

Например, круг может быть щитом воина, глазом куклы или солнцем на небе, квадрат — домиком Бабы-Яги или картиной известного художника. Дудл заставляет вас соревноваться с самим собой, неустанно отыскивая новые идеи.
Аналогии Гордона.Этот метод изобрел Уильям Гордон, который утверждал, что творческие идеи рождаются при поиске аналогий. Согласно его замыслу, они поделены на четыре группы.

Прямая аналогия: берем объект и ищем для него аналогию объекту где угодно в окружающем мире: в своей комнате, в городе, в стране.

Символическая: ищем аналогию, которая поможет парой слов описать суть объекта.

Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, игнорируя правила объективной реальности, давая волю фантазии.

Личная аналогия: пытаемся увидеть мир глазами выбранного объекта. Например, размышляем, как себя чувствует в пространстве наш диван.

  • Обходные стратегии.Пути развития творческого потенциала могут быть очень разными. Брайан Ино и Питер Шмидт создали оригинальный и действенный метод вывода мозга из творческого кризиса. Он основан на работе со 115 карточками. На них написаны советы, которые на первый взгляд покажутся вам странными: «Убери неважное», «Не делай ничего как можно дольше» или «Погуляй и посмотри по сторонам».
  • Общие рекомендации по развитию творческого потенциала личности

    Составьте для себя режим дня и следуйте ему. В книге «О чём я говорю, когда говорю о беге» писатель Харуки Мураками опровергает миф о том, что творческие люди склонны к лени. По его словам, он придерживается четкого распорядка дня, поднимаясь с постели в 5 часов утра и ложась спать в 10 вечера. Мураками утверждает, что именно это помогает ему в работе.

    Наш мозг любит искать оправдания для лени, но если есть четкий режим, то вы найдете, что противопоставить этим оправданиям.

    Не забывайте о других проявлениях творчества. Рисуйте картины, сочиняйте стихи, играйте на пианино, вяжите и вышивайте. Все занятия творчеством тонизируют мозг, а если вы чередуете разные виды творчества, то можете легко находить интересные и неожиданные методы решения проблем.

    Статистика показывает, что более 30 % лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались или рисованием, или танцами, или актерским мастерством. Известный физик Альберт Эйнштейн был страстно увлечен игрой на скрипке.

    Не сдавайтесь. Развитие творческого потенциала — это не самый быстрый процесс. Будьте упорны, не опускайте руки, используйте любые методы, чтобы развивать воображение. Писатель Роди Дойл во время творческого кризиса записывает все, что приходит ему на ум.

    Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

    Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»

    Бедный человек не тот, у которого нет
    ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

    Какая твоя истинная мечта?

    • Хочешь жить удивительной жизнью?
    • Мечтаешь увеличить благосостояние?
    • Обрести новые искренние отношения?
    • Наладить имеющиеся отношения?
    • Осознать предназначение?

    Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

    Мы подготовили инструкцию с дорожной картой , которая поможет исполнить любую твою мечту за 30 дней! И да, это бесплатно! Скачивай и пользуйся уже сейчас 🙂

    По его словам, вскоре мысли начинают течь бурным потоком. Писатель Эрнест Хемингуэй, в свою очередь, говорил, что порой у него были десятки вариантов первого предложения романа. Он анализировал их, выбирал лучшее и только тогда двигался дальше.

    Не зацикливайтесь. Если вы упорно трудитесь, но не видите результата, попробуйте отвлечься от творческого процесса. Пойдите на прогулку, пообщайтесь с друзьями. Есть мнение, что все, что можно придумать, уже придумано. И когда мы думаем, что сочиняем что-то новое, то на самом деле лишь комбинируем чужие идеи. Все они уже находятся внутри нас, просто нужно их отыскать.

    Помедитируйте, сделайте уборку, прогуляйтесь по парку, слушая классическую музыку, поиграйте в футбол. Неважно, что именно вы будете делать, но это занятие должно помочь вам отключить внутренний диалог и быть здесь и сейчас.

    Воспринимайте творчество как игру. Отнеситесь к развитию творческого потенциала легко, занимайтесь этим играючи. Доказано: в этом вопросе не нужно излишней серьезности. В 2001 году студенты Мерилендского колледжа участвовали в эксперименте. Им нужно было провести мышь через нарисованный лабиринт. Студенты первой группы вели мышь с помощью куска сыра (позитивное подкрепление), второй — заставляли мышь убегать от совы (негативное подкрепление).

    Мыши обеих групп прошли лабиринт за одинаковое количество времени, но у подопытных второй группы запустились механизмы избегания. Задачи, которые были поставлены перед ними после лабиринта, они проходили на 50 % дольше, чем их «коллеги» из первой группы.

    Просто сделайте первый шаг. В детстве мы часто мечтаем о творческих профессиях, хотим стать художниками, актёрами, писателями. Однако по мере взросления многие переключаются на более прагматичные профессии. Согласно теории, разработанной Бетси Эдвардс, у большинства с годами становится доминантным левое полушарие мозга, отвечающее за аналитическое мышление. Когда мы пытаемся заняться творчеством, именно левое полушарие требует от нас не тратить время зря, а заняться полезными делами.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы