Сообщение «Формирование информационной компетентности»
Презентация для учителя для работы по формированию информационной компетентности
Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Формирование информационной компетентности»»
одна из главных ключевых
компетенций в образовании
П роблема формирования информационной компетентности является наиболее актуальной в условиях развития современного информационного общества и постоянно увеличивающегося объема информации. Персональный успех конкретного ученика в большей мере определяется тем, насколько он окажется подготовленным к информационной деятельности, научится аналитически и критически оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, а также умением творчески работать с информацией, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, то есть в целом быть конкурентоспособной личностью. Именно в процессе формирования информационной компетентности развиваются личностные качества учащихся, обеспечивающие их конкурентоспособность.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Информационная компетенция является приоритетной среди ключевых компетенций
Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы — это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изме-нениям, эффективность деятельности в условиях информа-тизации современного общества.
Современное образование должно создать условия для формирования у учащихся таких компетенций, которые обеспечили бы им в будущем успешность и востребован-ность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.
Для того, чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности, которая подразумевает:
- умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
- работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
- эффективно использовать компьютерные и телекоммуникационные технологии;
- на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему .
Интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно – коммуника-ционных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
- Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
- Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Данный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…..»
Особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания.
Под формированием информационной
понимают комплекс различных видов деятельности, в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося:
1.Ценностно – мотивационный ( наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к деятельности);
2.Когнитивный ( наличие знаний, умений и способности применять их в деятельности);
3.Операционно-деятельностный ( демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, умение применять информационные технологии); 4.Рефлексивный (обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем).
Группы базовых информационных компетенций :
1.Компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации, планирование информационного поиска; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания.
2.Компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете.
Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Современные требования к обучению учащихся — формирование информационных компетенций.
- Поиск информации в различных источниках (книги, журналы, учебники, справочники, словари, электронные пособия, Интернет и т. д.);
- Владение навыками использования информационных устройств(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир);
- Применение информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет);
- Формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- Представление информации в структуированном виде с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;
- Выбор способов доведения информации до пользователя с учётом возможностей современной техники.
- —
Комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Работа с информацией и способы её переработки:
- Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок.
В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.
2. Объем предлагаемого материала.
В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п.
3. Способ предъявления информации.
Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.
4. Сложность источника информации.
Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию.
5. Характер взаимоотношений источников информации.
Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках.
По характеру взаимоотношений можно выделить: совпадение информации; подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой; пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть); противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую); противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).
6. Самым сложным , но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации .
Методы формирования информационной компетенции сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.
Поиск и сбор информации:
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
- задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
- задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
- составление планов к тексту;
- подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
- подготовка учебных пособий по теме;
- подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
- C оставление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
- Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые);
- Телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
- Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
- Выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.
Модель развития информационной компетентности ( цель, задачи, гипотеза, этапы, критерии оценивания, результат)
I ступень: предполагает формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки.
II ступень: предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности.
III ступень: школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности .
Модель формирования информационной компетенции старшеклассника
- системно-деятельностный подход;
- информационно-компетентностный подход.
Цель: формирование информационной компетенции учащегося
Блок деятельности Блок деятельности
учителя ученика Содержательный компонент
Учебные предметы, Информатика, Индивидуальная образователь
Элективные курсы, ная траектория
Организационно- технологический компонент
Формы: проблемный урок,урок-беседа, урок-лекция,интернет-урок, практические работы,консультац.
Методы: активные, исследовательские, традиционные.
Средства: наглядные материалы, ИКТ,источники учебной информации.
Оценочный компонент Когнитивный компонент: знания в об
ласти информационных технологий;
Критерии: когнитивный, Личностный компонент: мотивация учения,
деятельностный, личностный получение информации; учебно-значимые качес
тва личности:креативность, самостоятельность,
Входной контроль, рефлексивность.
Итоговый контроль Деятельностный компонент: умения
применять средства информационных
технологий в стандартных и нестанд.
Результат: информационная компетенция учащегося
Оценка уровня сформированности информационной компетенции учащихся
Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации
Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.
Деятельность по обработке искомой информации
Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию .
Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам )
Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).
Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям
Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.
Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием .
Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное — второстепенное).
Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую.
Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.
Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания .
Приемы и методы при работе с текстовой информацией
- Составление вопросов к тексту;
- Комментированное чтение текста;
- Аналитическое чтение текста;
- Составление тезисного плана;
- Составление сравнительных таблиц;
- Преобразование цифровой информации в диаграмму, график;
- Составление логической схемы;
- Проблемный вопрос;
- Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий доказательств.
Развитию информационной компетентности способствуют следующие виды творческих заданий:
- Составление задач учащимися;
- Конструирование обратных задач;
- Творческие задания (требующие описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
- Реферат, информационное сообщение;
- Составление кроссворда по теме;
- Разгадывание ребусов;
- Составление тестов для контроля знаний;
- Составление опорных схем по предложенному теоретическому материалов;
- Создание тематических презентаций.
Пути решения проблемы формирования информационной компетенции
- Учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
- Изменение дидактических целей типовых заданий;
- Использование технологии проблемного обучения;
- Использование проектной технологии обучения;
- Использование активных методов и форм обучения (парная, деловые и ролевые игры и т. д.);
- Самостоятельная творческая работа с дальнейшим групповым обсуждением;
- Решение ситуационных задач;.
- Умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
- Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- Разработка модели развития информационной компетентности учащихся .
«Великая ценность образования – это не знания, а действия»
Источник