Способы развития информационной компетенции

Сообщение «Формирование информационной компетентности»

Презентация для учителя для работы по формированию информационной компетентности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Формирование информационной компетентности»»

одна из главных ключевых

компетенций в образовании

П роблема формирования информационной компетентности является наиболее актуальной в условиях развития современного информационного общества и постоянно увеличивающегося объема информации. Персональный успех конкретного ученика в большей мере определяется тем, насколько он окажется подготовленным к информационной деятельности, научится аналитически и критически оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, а также умением творчески работать с информацией, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, то есть в целом быть конкурентоспособной личностью. Именно в процессе формирования информационной компетентности развиваются личностные качества учащихся, обеспечивающие их конкурентоспособность.

Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.

Информационная компетенция является приоритетной среди ключевых компетенций

Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы — это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изме-нениям, эффективность деятельности в условиях информа-тизации современного общества.

Современное образование должно создать условия для формирования у учащихся таких компетенций, которые обеспечили бы им в будущем успешность и востребован-ность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

Для того, чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности, которая подразумевает:

  • умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
  • работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
  • эффективно использовать компьютерные и телекоммуникационные технологии;
  • на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему .

Интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно – коммуника-ционных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
  • Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
  • Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
  • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Данный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…..»

Особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания.

Под формированием информационной

Читайте также:  Что такое решить удобным способом

понимают комплекс различных видов деятельности, в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося:

1.Ценностно – мотивационный ( наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к деятельности);

2.Когнитивный ( наличие знаний, умений и способности применять их в деятельности);

3.Операционно-деятельностный ( демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, умение применять информационные технологии); 4.Рефлексивный (обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем).

Группы базовых информационных компетенций :

1.Компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации, планирование информационного поиска; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания.

2.Компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете.

Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Современные требования к обучению учащихся — формирование информационных компетенций.

  • Поиск информации в различных источниках (книги, журналы, учебники, справочники, словари, электронные пособия, Интернет и т. д.);
  • Владение навыками использования информационных устройств(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир);
  • Применение информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет);
  • Формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
  • Представление информации в структуированном виде с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;
  • Выбор способов доведения информации до пользователя с учётом возможностей современной техники.

Комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Работа с информацией и способы её переработки:

  • Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок.

В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.

2. Объем предлагаемого материала.

В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п.

3. Способ предъявления информации.

Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.

4. Сложность источника информации.

Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию.

5. Характер взаимоотношений источников информации.

Читайте также:  Какие способы копирования файлов вам известны

Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках.

По характеру взаимоотношений можно выделить: совпадение информации; подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой; пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть); противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую); противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).

6. Самым сложным , но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации .

Методы формирования информационной компетенции сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.

Поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
  • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
  • задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  • подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
  • подготовка учебных пособий по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

  • C оставление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
  • Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые);
  • Телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
  • Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
  • Выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

Модель развития информационной компетентности ( цель, задачи, гипотеза, этапы, критерии оценивания, результат)

I ступень: предполагает формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки.

II ступень: предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности.

III ступень: школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности .

Читайте также:  Получение соли тремя способами

Модель формирования информационной компетенции старшеклассника

  • системно-деятельностный подход;
  • информационно-компетентностный подход.

Цель: формирование информационной компетенции учащегося

Блок деятельности Блок деятельности

учителя ученика Содержательный компонент

Учебные предметы, Информатика, Индивидуальная образователь

Элективные курсы, ная траектория

Организационно- технологический компонент

Формы: проблемный урок,урок-беседа, урок-лекция,интернет-урок, практические работы,консультац.

Методы: активные, исследовательские, традиционные.

Средства: наглядные материалы, ИКТ,источники учебной информации.

Оценочный компонент Когнитивный компонент: знания в об

ласти информационных технологий;

Критерии: когнитивный, Личностный компонент: мотивация учения,

деятельностный, личностный получение информации; учебно-значимые качес

тва личности:креативность, самостоятельность,

Входной контроль, рефлексивность.

Итоговый контроль Деятельностный компонент: умения

применять средства информационных

технологий в стандартных и нестанд.

Результат: информационная компетенция учащегося

Оценка уровня сформированности информационной компетенции учащихся

Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации

Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.

Деятельность по обработке искомой информации

Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию .

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам )

Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям

Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.

Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием .

Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное — второстепенное).

Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую.

Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания .

Приемы и методы при работе с текстовой информацией

  • Составление вопросов к тексту;
  • Комментированное чтение текста;
  • Аналитическое чтение текста;
  • Составление тезисного плана;
  • Составление сравнительных таблиц;
  • Преобразование цифровой информации в диаграмму, график;
  • Составление логической схемы;
  • Проблемный вопрос;
  • Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий доказательств.

Развитию информационной компетентности способствуют следующие виды творческих заданий:

  • Составление задач учащимися;
  • Конструирование обратных задач;
  • Творческие задания (требующие описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
  • Реферат, информационное сообщение;
  • Составление кроссворда по теме;
  • Разгадывание ребусов;
  • Составление тестов для контроля знаний;
  • Составление опорных схем по предложенному теоретическому материалов;
  • Создание тематических презентаций.

Пути решения проблемы формирования информационной компетенции

  • Учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
  • Изменение дидактических целей типовых заданий;
  • Использование технологии проблемного обучения;
  • Использование проектной технологии обучения;
  • Использование активных методов и форм обучения (парная, деловые и ролевые игры и т. д.);
  • Самостоятельная творческая работа с дальнейшим групповым обсуждением;
  • Решение ситуационных задач;.
  • Умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться;
  • Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий;
  • Разработка модели развития информационной компетентности учащихся .

«Великая ценность образования – это не знания, а действия»

Источник

Оцените статью
Разные способы